ПРОГРАММА "ПЕРВЫЙ ШАГ В ОБЩЕСТВО" для начальных классов школ города Петрозаводска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Реализация программы "Первый шаг в общество" поддерживается Детско-юношеским центром города Петрозаводска. В Детско-юношеском центре разработана и утверждена программа дополнительного образования детей "Первый шаг в общество", на основе которой ведется образовательная деятельность в рамках программы.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. Петрозаводска
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Первый шаг в общество» для учащихся начальных классов
Продолжительность программы: 2 года
Учебная нагрузка: 1 год обучения – 4-6 учебных часов в неделю 2 год обучения – 6 учебных часов в неделю
Группа организаторов – 6 учебных часов в неделю
Уровень экспертизы Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности. Программа реализуется в Детско-юношеском центре с 2005/2006 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена Методическим советом ДЮЦ и утверждена к реализации на 2006-2007 учебный год.
Программно – методическое обеспечение Программа «Первый шаг в общество» составлена на основе опыта 4-летней работы Юниорского союза «Дорога» с учащимися начальных классов. Методы, лежащие в основе настоящей образовательной программы, были апробированы при реализации Юниорским Союзом «Дорога» городской программы «Первый шаг в общество» в 2004-2005 учебном году. Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. Задача социального становления личности ребенка является важной для любого общества. Особенно это значимо в современный период, сопровождающийся переориентацией ценностей, существенно влияющей на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для формирования социально активной личности ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики воспитания личности ребенка. Методы, практиковавшиеся в рамках октябрятско-пионерской системы 20 лет назад, уже не могут быть с тем же успехом использованы в сегодняшних условиях. Однако, проблемы воспитания, за которые в годы СССР несла ответственность пионерская организация, остаются актуальными и сегодня, требуют своего решения новыми методами, которые отвечают современным условиям. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества. Очевидно, что система образования может внести в выполнение этой задачи значительно больший вклад, чем сейчас. Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками и юношами, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Однако, не менее важной причиной является отсутствие педагогически грамотно организованной работы по поддержке детской инициативы, поощрению участия в жизни сообщества. Налицо необходимость начинать подготовку детей к ведению общественной деятельности с первых дней пребывания в школе. Дети в возрасте 8-10 лет стремятся наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками, добиться признания со стороны взрослых, начинают делать первые самостоятельные поступки. Придя в школу, дети направляют свою эмоциональную энергию на освоение новых социальных ролей, выполнение новых обязанностей в обществе. Это – период в жизни ребенка, в ходе которого он формирует своё представление о социальных ценностях, правилах жизни в коллективе. Именно поэтому воспитание у учеников начальных классов положительного отношения к общественной деятельности является актуальным и своевременным. Программа «Первый шаг в общество» является одним из возможных вариантов выполнения этой педагогической задачи. Задачи программы: 1. Формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия, сотрудничества. 2. Формирование положительного отношения к активной общественной деятельности. 3. Подготовка лидеров, готовых продолжить участие в социально-значимой деятельности детских общественных организаций.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны: 1. Приобрести навыки работы в коллективе; 2. Освоить навыки взаимодействия, сотрудничества друг с другом; 3. Приобрести навыки добровольного участия в общественной деятельности; 4. Освоить обучающие программы в соответствии с учебным планом программы.
Механизм оценки результатов: 1. Освоение обучающих программ оценивается посредством сдачи зачетов, в ходе игр-соревнований, при применении знаний на практике (например, изданная газета и т.д.). 2. Освоение навыков взаимодействия и сотрудничества оценивается на основе оценки педагогов, специалистов и самооценки ребят. 3. Уровень общественной активности ребят оценивается на основе оценки педагогов, специалистов, самооценки ребят, а также количества проведенных социально-значимых дел, их массовости и ценности.
Воспитательная система
Программа соответствует типу воспитательной системы: воспитательная система социальной ориентации. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений. Вид воспитательной системы:
Цель воспитания Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами: - справедливый по отношению к людям; - соблюдающий принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми; - социально-активный, законопослушный; - успешно выполняющий широкий спектр социальных ролей: ученика, члена детского сообщества, гражданина своей страны; - способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Компоненты воспитательной системы Для достижения воспитательных целей используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие. Ключевыми направлениями работы являются: - социальная адаптация учащихся, направленная на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы; - социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя. Компоненты воспитательной системы: - выездные лагерные сборы; - социально-психологические тренинги; - организация деятельности по тематическим периодам на основе КТД; - система обучения социальным навыкам (общение и коммуникация, самореализация); - участие в различных социальных проектах и акциях - создание системы самоорганизации учащихся Работа с родителями включает в себя: - включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей; - создание условий для проявления социальной активности родителей и их детей. Диагностика достижения воспитательных результатов Основными результатами воспитательной деятельности являются:
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
Тематическое планирование Программа предусматривает два варианта реализации учебного плана, которые выбираются, исходя из условий реализации программы, таких как:
Варианты реализации программы: Вариант 1. Работы с учебной группой учеников начальных классов с учебной нагрузкой 4-6 часа в неделю. При работе с такими группами часть учебной нагрузки отводится на работу с переменным контингентом, который также вовлекается в отдельные мероприятия программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Вариант 2. Работа по программе с учащимися среднего и старшего школьного возраста – группой добровольцев, являющихся организаторами ключевых мероприятий программы. Учебный план для данной группы предполагает 6-часовую учебную нагрузку в неделю, продолжительность обучения – 1 год.
Содержание учебно-тематического планирования:
Вариант 1 1 год обучения
Тема 1. Я иду в поход. Основные туристические навыки: укладка рюкзака, установка палатки. Основные правила пользования с компасом. Практика: туристический поход
Тема 2. Школа будущего лидера. Каким должен быть лидер. Как составить план действий. Как организовать творческое дело.
Тема 3. Праздник своими руками. Сценарий праздника придумаем сами. Праздник для себя. Праздник для других. Практика: проведение праздников и игр для своей и других групп.
Тема 4. Я и мои друзья. Как сделать совместную работу с другими приятной и интересной. Что сделать, чтобы не поссориться.
Тема 5. Безопасность. Как работать с инструментами, электроприборами. Меры безопасности в пути. Как вести себя при пожаре. Как вести себя в лесу. Что делать если пошла кровь, сломалась рука, нога.
Тема 6. Я приношу пользу. Какие полезные дела можно осуществить. Кому мы можем помочь. Как помочь своей школе.
Тема 7. Мой класс – мой дом. Как организовать дежурство в классе. Как сделать класс уютным. Как украсить класс к празднику. Практика: организация субботников, дежурства в классе.
Тема 8. Школа будущего журналиста. Как делают газету. Как подготовить заметки для рубрик "новости", "наша жизнь", "мой друг". Как сделать статью интересной. Практика: написание заметок в газету участников программы "Первый шаг в общество".
Тема 9. Пятерка работает на пять. Как подготовить творческое или полезное дело «пятеркой». Учимся распределять роли в «пятерке».
2 год обучения
Тема 1. Я иду в поход. Основные туристические навыки: снаряжение туриста, разжигание костра. Как приготовить еду на костре. Как ориентироваться по карте. Топографические знаки. Практика: туристический поход
Тема 2. Школа будущего журналиста. Как выбрать тему для статьи. Как взять интервью. Как подобрать заголовок. Практика: написание заметок в газету участников программы "Первый шаг в общество".
Тема 3. Школа будущего лидера. Как вести за собой. Как сделать творческое дело интересным. Как составить план действий. Как подвести итоги выполненного задания.
Тема 4. Праздник своими руками. Как подготовить и организовать интересные поздравления с Новым годом, Днем Победы и т.д. Проводим необычные праздники. Развиваем театральное мастерство. Практика: проведение праздников и игр для своей и других групп.
Тема 5. Я и мои друзья. Что делать, если поссорились. Как объявить о своих желаниях, неприязни. Способы выхода из конфликтов.
Тема 6. Безопасность. Меры безопасности на воде, на льду. Как оказать первую помощь и доставить пострадавшего на место. Как вести себя, если заблудился.
Тема 7. Я приношу пользу. Как организовать полезное дело. Копилка полезных дел. Проводим полезные дела для города.
Тема 8. Я и мои права. Что такое достоинство? Какие права у меня есть. Как я могу использовать свои права.
Тема 9. Мой первый лагерь. Участвуем в самообслуживании. Узнаем правила жизни в лагере. Составляем распорядок дня. Осваиваем правила. Подведение итогов дня – проводим «огонек». Практика: проведение выездных сборов, в том числе двухдневных.
Тема 10. Моя школа – мой дом. Как сделать уютной школу. Как украсить школу к празднику. Практика: организация субботников, дежурства в классе, школе
Тема 11. Пятерка работает на пять. Кто такой дежурный командир и как он работает. Блокнот – помощник организатора. Пятерка работает дружно.
Тема 12. Я в сети Интернет. Как завести себе почтовый ящик в Интернет. Как писать письма. Интернет – информационная система. Как найти информацию в Интернете. Знакомство с сайтами детских общественных организаций.
Вариант 2 Для группы среднего и старшего возраста, 1 год обучения
Тема 1. Я иду в поход. Основные туристические навыки: укладка рюкзака, установка палатки, разжигание костра. Как приготовить еде на костре. Основные правила пользования с компасом. Как ориентироваться по карте. Практика: туристический поход
Тема 2. Школа будущего журналиста. Как делают газету. Как выбрать тему для статьи. Как взять интервью. Как подготовить заметки для рубрик "новости", "наша жизнь", "мой друг". Как сделать статью интересной. Как подобрать заголовок. Практика: написание заметок в газету участников программы "Первый шаг в общество".
Тема 3. Школа будущего лидера. Каким должен быть лидер. Как вести за собой. Как организовать творческое дело. Как составить план действий. Как подвести итоги выполненного задания.
Тема 4. Праздник своими руками. Сценарий праздника придумаем сами. Праздник для себя. Праздник для других. Создаем игротеку. Развиваем театральное мастерство. Практика: проведение праздников и игр для своей и других групп.
Тема 5. Безопасность. Как работать с инструментами, электроприборами. Меры безопасности в пути. Как вести себя при пожаре. Как вести себя в лесу. Как оказать первую помощь.
Тема 6. Я приношу пользу. Какие полезные дела можно осуществить. Кому мы можем помочь. Как организовать полезное дело. Как помочь своей школе.
Тема 7. Я и мои права. Что такое достоинство? Какие права у меня есть. Как я могу использовать свои права.
Тема 8. Мой первый лагерь. Участвуем в самообслуживании. Узнаем правила жизни в лагере. Составляем распорядок дня. Осваиваем правила. Подведение итогов дня – проводим «огонек». Практика: проведение выездных сборов, в том числе двухдневных.
Тема 9. Я в сети Интернет. Как завести себе почтовый ящик в Интернет. Как писать письма. Интернет – информационная система. Как найти информацию в Интернете. Знакомство с сайтами детских общественных организаций.
Тема 10. Я – вожатый. Этапы формирования малой группы. Стили работы с малой группой. Что такое рефлексия и как ее провести. Как уладить конфликт между ребятами. Игротека вожатого. Роль вожатого в обучении взаимодействию и сотрудничеству. Практика: работа с малой группой в роли вожатого.
Тема 11. Я – организатор. Что такое творческое дело как его провести, этапы его проведения. Как организовать дискуссию. Как организовать игру по станциям. Как организовать массовую акцию. Практика: разработка новых сценариев творческих дел, праздников, игр по станциям.
Тема 12. Лагерный сбор. Методика организации лагерного сбора. Практика: Лагерный сбор
Тема 13. Видеосъёмка. Операторское искусство. Видеомонтаж. Учебно-тематический план Вариант 1. Группа с учебной нагрузкой 6 часов в неделю, 1 год обучения
Группа с учебной нагрузкой 4 часа в неделю, 1 год обучения
Группа с учебной нагрузкой 6 часов в неделю, 2 год обучения
Вариант 2. Группа организаторов с учебной нагрузкой 6 часов в неделю, 1 год обучения
Учебно – методический комплекс, дидактическое обеспечение, информационно-техническое и материально-техническое обеспечение Требования к педагогическому составу: владение методикой коллективной творческой деятельности, знание принципов организации и развития детского коллектива, возрастной психологии, способность строить отношения с объединением на началах партнерства, владение знаниями и умениями в рамках обязательных обучающих программ. Для реализации данной программы в ДЮЦ создана учебно-материальная база на основе партнёрства со структурами образовательного пространства. Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий, оборудование (туристическое снаряжение, видеокамеры). Имеется возможность доступа к компьютерной технике. Для организации выездных мероприятий используется загородная база Детско-юношеского центра. Для организации образовательного процесса используется методическая база Юниорского союза «Дорога», а именно разработанные положения игр, акций для начальной школы, материалы веб-сайта Юниорского союза «Дорога». Для программ и проектов привлекается финансирование местного, регионального бюджета, а также средства международных молодёжных проектов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||