Права человека начинаются в школе
Современная массовая школа выпускает в жизнь людей, не знающих свои права и не умеющих их защищать. Как это ни обидно, пока этот жесткий тезис находит больше подтверждений, чем опровержений. Мы убедились в этом в очередной раз, побывав в роли организаторов творческого конкурса старшеклассников "Права человека в современном мире". Этот конкурс подарил нам не только интересные работы ребят по теме прав человека, но также поставил множество серьёзных проблем. На конкурс поступило 388 сочинений, и многие из них наводят на грустные мысли. Приведем особо запомнившуюся цитату: “Одним из главных прав человека является… уголовное право” К сожалению, тема прав человека для большинства школьников и педагогов остаётся малоизвестной и труднопонимаемой. Казалось бы, вывод ясен: просвещать, просвещать и просвещать. Да, необходимость просвещения в сфере прав человека очевидна. Но вот вопрос: насколько результативной будет эта работа? Станут ли ребята использовать знания о правах человека на практике – в своей жизни?
…Первый день регионального финала конкурса “Права человека в современном мире”. В Петрозаводск приехали восемнадцать старшеклассников – авторов лучших работ со всего Северо-запада. Стартовые лекции показывают, что ребята хорошо подготовлены, задают грамотные вопросы, стремятся вникнуть в мельчайшие детали проблемы прав человека. Оно и понятно – готовились серьезно. Пожалуй, школа еще долго не сможет дать ученикам столь глубокие знания в сфере прав человека. Но вот лекции закончены, и настаёт время деловой игры. Чтобы прийти к победной черте, в игре командам необходимо преодолеть сопротивление чиновников. Чиновники выдвигают требования, заведомо неприемлемые с точки зрения прав человека. Одна из игровых ситуаций: у моста стоит милиционер и пропускает на другую сторону реки только тех, кто выворачивает карманы. Мол, обстановка сложная, есть серьёзная угроза терроризма, поэтому принимаются вынужденные меры. В игровом пространстве находится множество инстанций, с помощью которых можно защитить свои права: мэрия, прокуратура, суд и даже Европейский Суд по правам человека. При этом, у каждой команды есть и игровые деньги, которые, вроде бы, нет смысла экономить. Ребята сразу поняли, что в игре есть три реальных способа преодолеть сопротивление чиновников. Первый, самый простой – дать взятку. Этот способ чиновники приветствовали особо. Второй, менее приятный, но зато бесплатный – просто выполнить требования представителей власти. И, наконец, самый трудоёмкий – добиться признания этих требований незаконными и, соответственно, их отмены. Зачем им выдали деньги, ребята не знали. Но в конце игры выяснилось, что главный приз и, соответственно, победу, получит вовсе не та команда, которая пришла к финишной черте первой. Приз должен быть продан на аукционе. Аукцион начался, и сразу обнаружилось, что лишь одна из четырёх команд дошла до финиша с деньгами. Остальные оставили свои сбережения в карманах чиновников. Обсуждение игры показало, что всё происшедшее – отнюдь не случайность. Большинство ребят, анализируя игровые ситуации, высказывалось более чем пессимистически: “защитить свои права в нашем государстве невозможно”, “без взяток ничего не добьёшься” и т. п. Права человека, в понимании ребят – это не более, чем моральный идеал, к которому можно долго призывать, но который никак не влияет на их сегодняшнюю жизнь.
Этот пример в очередной раз убеждает: научить людей, в чём заключаются их права и как они могут их защищать – это задача техническая, и она вполне выполнима. Но до тех пор, пока у людей не будет сформировано ценностное отношение к правам человека, знания останутся лежать мёртвым грузом. Образование в сфере прав человека не может быть сведено к обучению. Речь должна идти о формировании новой культуры, в которой права человека являются базовой ценностью. Это и есть – сверхзадача школы, которая берется работать над этой темой. Результат этой работы можно измерить, ответив на вопрос: являются ли выпускники школы носителями ценностей прав человека? Такие выпускники будут не просто рассуждать о правах, а реально использовать их, отстаивая свои законные интересы. Они не позволят власти делать с собой всё, что ей вздумается, и будут грамотно защищать себя от посягательств со стороны чиновников. Это и станет лучшим вкладом школы в построение правового государства. Мы не случайно говорим о том, что права человека формируют новую культуру. Заметим: люди, поступки которых основаны на логике прав человека, воспринимаются сегодняшней, “старой” культурой, как чужаки, “отщепенцы”. Мы видим именно культурный барьер: непривычная логика иной культуры пугает, раздражает, вызывает отторжение. Заложники “Норд-Оста” подают в суд, требуя от государства компенсации за причиненный ущерб. “Старая культура” незамедлительно реагирует: “Скажите спасибо, что живы остались! Нашли способ заработать…” Ученики, в духе прав человека, требуют от учителей не унижать их человеческое достоинство, а в ответ слышат окрик: “Ах, вы еще и выступаете? Ничего, попляшете у нас на экзаменах!” Освоение обществом новых культурных образцов – процесс не одномоментный. Культуру прав человека нужно долго и терпеливо “взращивать”. Один из наиболее эффективных путей – делать это в школе.
В какой школе? Действительно, какой должна быть школа, стремящаяся формировать у детей культуру прав человека? Первое, что приходит в голову – это мысль об авторской школе. Директор в ней – убежденный сторонник прав человека. Учителя ежедневно перечитывают декларации и конвенции и ни на йоту от них не отступают. Дети знают о своих правах с первого класса… В общем, тепличные условия для взращивания новой культуры. В этом отношении любопытно возникновение идеи “Школы прав человека”, описанное в работе И.Ф. Ахметовой: “Сегодня мировая общественность, педагоги-практики, ученые, общественные и политические деятели вплотную подошли к идее создания школы прав человека. Эта идея находится еще в процессе становления и очевидно, что воплощение ее в жизнь потребует как исследовательской, так и практической работы. Однако уже сейчас возможно сформулировать некоторые положения, установки, ориентиры для будущей школы прав человека, в частности: 1. Основные структуры школы и ее практическая деятельность будут концентрировать внимание на воспитании ценностей, которые поддерживают права человека: свобода, терпимость, справедливость… 2. Школа будет уважать права человека и фундаментальные свободы всех ее членов, учащихся, преподавателей, признавая, что они имеют права и основные свободы как человеческие существа. 3. Все имеют равное право на указанные права и свободы, соответственно, никто не должен дискриминировать кого-либо по признаку расы, религии, социального состояния или рода. Особенно, школа прав человека будет уважать и считаться с детьми и женщинами как частью всего человечества. 4. Никто в школе не должен быть предметом насилия или нечеловеческого обращения или наказания. 5. Любому наказанию должен предшествовать надлежащий процесс и справедливое слушание. 6. Каждый будет иметь право свободы мнения и выражения его, а также право на мирные собрания и объединения. Учащиеся смогут формировать и объединяться в группы, имеющие отношения к уважению идеалов и процедур прав человека. 7. Образование, практикуемое в школе по правам человека будет направлено на полное развитие человеческой личности и будет оказывать внимание умственному и ручному труду, интеллектуальному и эмоциональному развитию. 8. Через свои структуры и программы школа прав человека будет содействовать пониманию, терпимости и дружбе между людьми разных национальностей, этнических и религиозных групп и заботиться об утверждении мира. Она будет помогать учащимся в приобретении умений и навыков, необходимых для создания мирных социальных изменений. 9. Она будет признавать, что каждый имеет обязанность и ответственность, также как права и свободы, и что каждый будет нести ответственность перед обществом и обязан уважать права и свободы других. 10. Школа будет осознавать, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны и что в отношениях между правами и свободами одного и правами и свободами другого могут возникнуть спорные вопросы. Школа прав человека будет осваивать культуру конфликта и будет иметь процедуры, дающие право сделать конфликты и спорные вопросы продуктивным и позитивным вкладом.”
Разработка идеи “Школы прав человека”, действительно, важна. Но, при этом, попытки воплощения на практике описанного пакета принципов столкнутся, как минимум, с двумя ограничителями:
Полезно понимать, что воспитание в духе прав человека означает необходимость не только сформировать у школьников определенные ценности, но и научить жить с этими ценностями в сегодняшнем обществе, – работать с ситуацией культурного конфликта. В том числе, воздействовать на общество, изменять его.
Научить защищать свои права посредством учебных занятий нельзя. Это можно сделать только в реальной жизненной практике. Сколько бы человек ни знал техник защиты прав человека, ему не пригодится ни одна, пока он не будет убеждён, что права человека принадлежат ему по справедливости, и никто не может их у него “позаимствовать”. Школа – зеркало общества. Модель общества. Каждый день ученики сталкиваются в ней с теми же проблемами в области прав человека, что и взрослые в своей “большой жизни”. Права человека – это не моральный идеал, а практический инструмент, рычаг, с помощью которого ученик гарантированно сможет добиться восстановления справедливости. Школа, в которой права человека действительно станут таким рычагом, и будет самой лучшей Школой прав человека. Пусть в школе будут самые обычные учителя и самые обычные дети. Пусть даже там не будет учебных курсов по правам человека. Главное, чтобы у каждого ребенка в этой школе была возможность защитить свои нарушенные права. Речь идёт о том, чтобы в школе появились эффективные механизмы защиты прав человека.
Как правило, учителя, ученики, родители и даже управленцы сильно удивляются, когда узнают, какие механизмы защиты прав человека в школе прописаны в российских законах. Законы “Об образовании” и “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, в частности, содержат следующие нормы:
Особого разговора заслуживает право на участие в управлении образовательным учреждением. Закон “Об образовании” определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление. И даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Далее закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы. Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают “совместными”, с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо “раздельными” – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих “избирателей” – например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы “старой доброй” пионерской организации. Мол, самоуправление – это штабы, дежурства по школе, культмассовые мероприятия и т. п. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление – это не пионерская организация. Школьники не дают органам самоуправления права собою командовать – они дают выборным органам самоуправления право представлять их интересы в управлении школой.
Ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры. Являясь школьной властью, от действий которой зависит не только жизнь ребят, но и жизнь взрослых, ученическое самоуправление имеет большие возможности по защите прав учеников. Два года назад Юниорский союз “Дорога” апробировал в Петрозаводске механизмы деятельности правозащитных приёмных школьных ученических советов. Мы обучили активистов школ города, какие права есть у ребят в школе, провели серию ролевых игр по правам детей. После этого школьные активисты открыли правозащитные приёмные, в которые мог прийти любой ученик, если он считал, что в школе нарушены его права. В каждой школе приёмные работали по собственному расписанию – от одного до трёх раз в неделю. Ученику, приходившему в жалобой, объясняли, как приёмная будет с ней работать. Школьника предупреждали, что, если он хочет защищать свои нарушенные права, то могут возникнуть новые трудности: занижение оценок и другие “репрессии” со стороны недовольных учителей. Ученик мог выбрать: либо оставить всё, как есть, либо прибегнуть к помощи правозащитной приёмной для защиты своих прав. В приёмной можно было получить совет, взять направление на консультацию к профессиональному юристу, либо попросить начать работать с жалобой практически – защищать нарушенные права ученика. Если ученик просил приёмную защитить его права, тогда ребята уточняли, что произошло – встречались с одноклассниками и самим учителем, на действия которого поступила жалоба. Далее ребята из правозащитной приёмной обращались к нормам закона и делали вывод: можно ли говорить в данной ситуации о нарушении прав человека (прав ребенка, прав обучающегося). Если основания говорить о нарушении прав были, то ребята из правозащитной приёмной встречались с учителем, на действия которого поступила жалоба, и обсуждали с ним происшедшее. Как правило, после этого учитель извинялся перед обиженным ребенком, и дело тем самым улаживалось. Если этого не происходило, приёмная обращалась к администрации школы. Во всех случаях вопрос решался внутри школы. Ни разу правозащитным приёмным не пришлось обращаться “наверх”. Но это не значит, что приёмные разрешали все случаи нарушения прав ребят. Дело в том, что каждый свой следующий шаг приёмная согласовывала с “клиентом” – ребенком, который обратился за помощью. Как правило, школьники не готовы в борьбе за свои права идти до конца. Понадобится еще много времени для того, чтобы защита своих прав воспринималась как вполне естественное явление.
Сейчас одним из наиболее часто употребляемых понятий стала толерантность. И одновременно – одним из наиболее часто извращаемых. Цепочка “сломанного телефона” проста: толерантность – это терпимость, а значит, надо терпеть. Призывая к толерантности, не будем забывать важнейшие положения Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО:
Что происходит в школе, в которой ученики начинают защищать права – собственные, либо своих товарищей? С этого момента школе приходится изменяться. Учитель, который вынужден признать, что он более не может использовать “старые добрые” методы поддержания дисциплины, такие как окрики, оскорбления, чтение вслух чужих записок, конфискацию имущества детей, удары по рукам линейкой, подзатыльники и прочие “ноу-хау” педагогической практики, – такой учитель одновременно нуждается в поддержке. В школе должны появиться другие, гуманные механизмы работы с отклоняющимся поведением учеников. Речь идёт о создании дисциплинарной практики, эффективно защищающей учителя и, одновременно, не ущемляющей человеческого достоинства ученика. Что происходит сейчас в большинстве школ, где этот вопрос не решается – хорошо известно. Администрация школы “отфутболивает” учителя, который просит помощи в поддержании дисциплины, ставит на него клеймо профнепригодности и отправляет обратно в класс. Чтобы выжить, педагог вынужден либо завоевать уважение ребят (что, увы, под силу лишь единицам), либо стать диктатором. Таким образом, тот момент, когда дети впервые поставили вопрос о своих правах, является для администрации школы знаком: авторитарные методы вскоре неизбежно перестанут срабатывать, и пора начинать работу по перестройке внутришкольных отношений – от авторитарных к правовым. Необходимо формировать как собственно нормативную базу внутришкольных отношений, так и новые стандарты деятельности педагога, администратора, родителя, основанные на ценности прав человека.
Так нужны ли права человека школе? Фактически, отвечая на этот вопрос, управленцы решают не только проблемы воспитания, но и судьбу каждой конкретной школы. По сути, существует два сценария развития событий. Сценарий 1. В школе всё остаётся по-старому, и тогда она безнадёжно устаревает, продолжая выпускать в жизнь людей 30-х годов прошлого века. Побочные эффекты этого варианта: ученики – тихо или громко – ненавидят свою школу, превращаясь в плохо управляемую толпу. Учителя сосредоточили в руках всю власть, но уже с трудом сдерживают натиск на свои баррикады. В конечном итоге, нормальные ученики будут эту школу покидать, в силу свободы выбора образовательных учреждений, потому что в этой школе они – никто. Школа будет постепенно превращаться в “отстойник”, куда будут “сбрасывать” наиболее проблемный контингент детей для того, чтобы за ним надзирали. Сценарий 2. Ученики, родители и педагоги в полной мере пользуются своими правами в школе, в том числе получают в свои руки реальные рычаги управления. Это позволяет им стать субъектами школьного процесса и вместе делать свою школу более современной и удобной. Собственно, какой должна быть каждая конкретная школа, никто не знает лучше ребят, родителей и педагогов. Дети в такой школе перестают быть лишними, потому что они сами могут её “лепить”. Следовательно, постепенно уходят традиционные школьные проблемы, связанные с её нынешним “казарменным положением”. Такая школа больше устраивает детей, потому что это – школа для детей, а не наоборот. В такую школу будут стремится попасть и талантливые учителя, и талантливые дети, а значит – формируется хороший контингент, появляется готовность родителей софинансировать образовательные программы, открываются новые возможности для развития. Без признания ученика полноценным человеком, обладающим всеми правами человека, реализация второго сценария невозможна. Так нужны ли права человека школе? Ответ очевиден. Увы, не всегда даже очевидно назревшие вещи доходят до реального воплощения. И всё-таки, права человека неизбежно и неотвратимо проникают в школу. Сегодня за партами сидит качественно новое поколение. С одной стороны, оно – носитель сложных проблем, которые нельзя было и вообразить лет двадцать назад. И, вместе с этим, оно – носитель новых ценностей. Прежде всего, это ценности независимости и самостоятельности. Те самые ценности, которые востребуют права человека и будут неизбежно влиять на облик школы.
Денис Рогаткин, координатор Юниорского союза "Дорога" |
|