Когда начать права качать? Редакцию газеты "Школа - территория закона" очень часто упрекают. Упрекают в том, что мы в основном только рассказываем о различных правонарушениях в школах нашего города, но не даём никаких советов, как действовать в таких ситуациях и как правильно защитить свои права. Поэтому этот номер полностью посвящён способам защиты нарушенных прав. Конечно, есть всякие суды, правозащитные организации, но это кажется нам, школьникам, таким далёким и непонятным. А можно ли защититься именно в школьной среде? Конечно можно! Для начала попробуй поговорить с учителем, нарушившим твои права. Но только не старайся кричать во время урока: "Вы нарушили мои права, вы не имеете права!" - решить конфликт таким способом не удастся. Подойди к нему после урока, и постарайся спокойно обсудить ситуацию. Например, сидишь ты на математике и разговариваешь с другом. Причём не телепатически, а открыто. И наша уважаемая Марья Ивановна называет тебя каким-нибудь нехорошим словом и даёт подзатыльник. Ну и другу тоже за компанию. И вот ты спокойно дожидаешься конца урока, подходишь к Марье Ивановне, строишь слегка виноватую рожицу невинного ребёнка и говоришь ей: "Марь Ванна, я, конечно, понимаю, что и сам был не прав, но когда вы меня оскорбили и ударили, мне было очень больно и обидно". А педагог скажет: "Иди мальчик, гуляй!" А ты сообщаешь: "Марь Ванна, я боюсь, что в таком случае мне придётся написать заявление о проведении дисциплинарного расследования по этому факту". Дальше ситуация может развиваться двумя путями. Первый - учитель пугается таких длинных, страшных и непонятных слов и извиняется перед тобой и твоим соседом. А вторая (что бывает намного чаще) - учитель тебя просто не поймёт и скажет: "Ну, иди и пиши". Тогда ты идёшь, пишешь заявление и с чистой совестью несёшь его директору. Свои действия можно подкрепить Законом об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, в котором сказано: Если работники школы нарушают права ребёнка, ученики вправе потребовать от администрации школы провести дисциплинарное расследование. В комиссию, которая будет проводить расследование, школьники могут направить своих выборных представителей. Если решение, принятое администрацией, учеников не устроит, они имеют право через своих выборных представителей обратиться за помощью в вышестоящие органы. Комиссия проведёт расследование и установит, было ли нарушение прав ученика. Если было, учителя накажут и, это наверняка поможет ему начать уважать права школьника. Но это далеко не единственный способ защиты нарушенных прав. В том же законе сказано, что ученики могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав, в том числе на территории и в помещении школы. И администрация не сможет вам в этом отказать. Но только все условия проведения митингов или собраний вы должны согласовать с директором. И есть в твоей школе ещё одна очень важная и полезная бумажка. Называется она Устав школы. Там прописано, какие у тебя есть права или как тебя (или учителя) могут наказать за тот или иной поступок. И этот документ должен висеть в школе на видном месте, а не храниться в недрах сейфа в кабинете директора. И это не мы придумали - так говорится в Законе об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации. Во всяком случае, с уставом своей школы должен быть ознакомлен каждый ученик. А для того, чтобы больше знать о своих правах, и знать, что нужно делать в самых распространенных случаях нарушений твоих прав - читай газету "Школа- территория закона".
То, что в школах нарушаются права учеников, уже давно ни для кого не секрет. А приходилось ли самим школьникам защищать свои права? И как они это делали? Именно эти вопросы задавались ученикам разных школ города. И вот, что они отвечали:
· Конечно, приходилось! Если, например, учитель меня обзывал, то я сразу говорил: "Не имеете права меня обзывать!" (Андрей, 13 лет)
· Приходилось, когда была классе в 6-8. А потом поняла, что не стоит портить отношения с учителями. В 9 могут на экзаменах завалить, а потом не взять в 10 класс. А 10-11 - это чисто подготовка к ВУЗу. Там уже понимаешь, что надо учиться, а не права качать. А как я их защищала, - не помню. Когда учителя обижали - жаловалась родителям и классному руководителю. (Аня, 15 лет)
· Лично мне не приходилось. Я себя хорошо веду на уроках, ко мне учителя не придираются. А мои одноклассники обычно обижаются, если их учитель обидел, и стараются сделать ему какую-то пакость. (Марина, 12 лет)
· Да, приходилось! Я иногда разговаривал после урока с учителем или просил помочь завуча по воспитательной работе. А вообще мне не часто приходится этим заниматься. (Паша, 14 лет)
· Когда как. Если я сам виноват, что меня обозвали, то я, понятно, промолчу. А если просто так, то я обычно огрызаюсь. (Никита, 13 лет)
· Мои права защищают родители. Самой не приходилось. Если меня учителя посмеют обидеть, я расскажу родителям, и они пойдут к директору. Поэтому на меня обычно не наезжают. (Алина, 14 лет)
· Я стараюсь не провоцировать учителей. Тогда и никакие права защищать не придётся. И им спокойнее и мне. А если всё- таки что-нибудь случится, то я извинюсь или промолчу. (Катя, 12 лет)
· Нет, не приходилось. Я учусь в лицее и чтобы попасть в наше учебное заведение нужно выдержать сложный экзамен. Хоть нас и знакомят со своими правами, лучше их не защищать. Если учителя обидятся, то могут даже начать заваливать и, в конце концов, отчислить из лицея. А возвращаться в обычную школу никому не хочется. (Оля, 15 лет)
· Конечно, защищал! И не раз! Нас на уроках права учили, как это делать. И теперь стоит учителям нарушить наши права, весь класс как будто взрывается. Так что защищаться мы умеем. Ну, делаем мы это обычно так: учитель кого-то оскорбил, и все начинают кричать, что он нарушил наши права. Учитель пугается такого гвалта и извиняется. Очень хороший способ. (Дима, 13 лет)
· Я считаю, что ничего защищать не нужно. Я, например, идеально веду себя и учусь, поэтому с нарушениями моих прав не сталкивалась. А наших мальчишек учитель часто вынужден обругать или дать подзатыльник, чтобы они успокоились и не мешали вести урок. Иначе они не понимают. Так что они сами во всём виноваты, а учитель никаких прав не нарушал, а просто навёл порядок на уроке. (Вика,12 лет)
· Я стараюсь защищать свои права, но не всегда это получается. А иногда даже сложно понять, нарушение это или нет. А если ты сам провинился, то просто неудобно ещё и обвинять учителя в его неправоте. Даже если он тебе подзатыльник дал или оскорбил. ( Алёша, 14 лет)
Итоги: Да, итоги впечатляют… Большинство школьников не стремится защищать свои права и не считает, что это нужно. 42% опрошенных живут по принципу "я ничего не делаю, и меня не трогают". Но всё-таки 58 учеников как-то реагируют на случаи нарушений их прав. Правда, только 26% делают это законными способами.
Первое сентября - каждый день В этом году празднование Первого сентября проходило не только на площади Кирова, но и в микрорайонах города. На Ключевой организатором праздника стал Детско-Юношеский Центр. Все желающие могли попробовать свои силы в самых разнообразных конкурсах. Кто-то лазал со скаутами по веревкам, кто-то пел и плясал... А некоторые пошли к Юниорскому Союзу "Дорога" на испытание под названием "Правовая рыбалка". Приходит человек и получает какую-нибудь ситуацию. Например, такую: "Ты орал песню Prodigy на уроке, а учительница за это поставила тебе двойку в журнал и выгнала из класса". А задание заключалось вот в чём: решить, как поступить в такой ситуации. И не просто обидеться, а защитить свои нарушенные права. Можно было выбрать несколько вариантов. Свои версии "рыбаки" нанизывали на крючок (в виде прищепки) и забрасывали в "правовую бочку". В качестве улова они вытягивали ответ: удалось ли им защитить свои права. Но это - еще не всё. Правовая бочка "запоминала" все ответы, которые в неё попадали. После игры были подсчитаны результаты. И вот что получилось. Большинство ребят считают, что бороться с нарушениями прав ребенка в школе бесполезно. И если учитель тебя оскорбил, то нужно промолчать. А в следующий раз на его уроках идеально себя вести и быть всегда готовым отвечать у доски. Но, оказывается, такой вариант выбирают далеко не все. "Позвать крутого парня, чтобы он разобрался с учителем". Этот вариант по количеству набранных голосов занял второе место. Почему же ученики так воинственны? На этот вопрос "Правовая бочка" тоже дала свой ответ. Дело в том, что ученики не знают, как они могут защитить свои права в школе мирно и грамотно. Почти никто во время "Правовой рыбалки" не выбрал такой вариант, как дисциплинарное расследование. Если учитель нарушил права ученика, то ученик может потребовать от директора провести дисциплинарное расследование. Директор создаёт комиссию, и она во всём разбирается. Если подтвердится, что нарушение прав ребенка на самом деле было, то директор должен принять меры. Нормальный, мирный способ! Интересно, почему же ученикам о нём не рассказывают? Наверное, чего-то боятся. А результат этого таков: 27 процентов учеников готовы мстить учителям за нарушение своих прав. Они просто не умеют по-другому. И всё-таки, 41 процент участников "Правовой рыбалки" заявили: "Если наши права нарушат, то мы будем их защищать!" Защищать законными способами. И это - здорово!
На грани хаоса В некоторых школах нашего города грубо нарушается Закон об образовании. В одной их таких школ активисты с самого начала учебного года просят администрацию показать им устав школы, и получают ответ, что устава в школе нет. Хотя, согласно 50 статье Закона об образовании, наличие устава в школе обязательно. Администрация школы объясняет это тем, что сейчас в городе для всех школ издается типовой устав. И вот школа и мэрия никак не могут согласовать его содержание, а устав путешествует из мэрии в школу и обратно. Очень интересно, как это в школе до сих пор не наступил полных хаос? Может быть, ученики просто не знают, что сейчас их действия ничего не ограничивает, кроме собственной совести?
Дружба за деньги У ученика 7 класса не складывались отношения с коллегами по учебе, и решил он это исправить. Как? Выход нашелся быстро. Периодический брал он из дома деньги и на них угощал ребят всякими вкусностями, ну и другие хорошие вещи покупал. Все сразу пошло хорошо, и “друзья” появлялись, и “авторитет” поднимался, и “отношения” улучшались... Да вот только прознала об этом мама этого семиклассника. Узнала и возмутилась. Ну, еще бы, на семейные-то деньги весь класс кормить! Нет уж, извините. Комплексов у мамы этого ученика не было, поэтому она пришла в класс и прямо сказала, что весь класс должен вернуть ее сыночку эти деньги. “А обязаны ли мы деньги-то возвращать? - задумались одноклассники, - мы ведь их не воровали, не вымогали...” Представители правозащитного проекта Союза Школьных Активистов направили ребят на юридическую консультацию. Лидер Молодёжного Правозащитного Союза Игорь Пальцев выслушал ребят и объяснил им, что требование вернуть деньги незаконно. Ведь семиклассник угощал своих приятелей по собственной воле, а то, что деньги у мамы без разрешения брал, то извините, это чисто семейное дело.
Письмо "Мои права" Мама и папа вечно твердят: "Учи уроки, иди в школу". В один прекрасный день я, как всегда, пошел в школу. Первым уроком был труд. И вот сижу я на уроке и думаю: "Ну чему может меня научить пьяный учитель?" Я думал об этом весь урок. И пришел к выводу, что он просто нас боится, и поэтому выпил для храбрости. А, может, у человека беда, а я зря на него наговариваю. С кем ни бывает! Прихожу на следующий урок. Учитель - такой же. А тут еще и Егорыч припёрся. И вспомнил тут я слова мамы. Но не могу же я получать знания в таких условиях! Вот и пишу вам, чтобы газета помогла защитить мои права.
Наш комментарий: По Закону об образовании (ст. 56), за появление на работе в алкогольном или наркотическом опьянении, учитель может быть уволен. Так что если тебя не устраивает такое образование - смело иди к директору! |
|