Рейтинг@Mail.ru

 

 

что такое права человека?где написано о правах человека?у учеников тоже есть права?проблемы в школе? листай нашу подшивку!

 

 

 

 

что такое права человека?где написано о правах человека?у учеников тоже есть права?проблемы в школе? листай нашу подшивку!

мало? сходи на другие сайты!

 

 

 

 

Уроки прошлого

Юниорский союз «Дорога» подводит итоги работы по проекту «Права человека в истории родного края». Проект был поддержан Международным Благотворительным Фондом имени Д.С. Лихачёва. Главным событием проекта стал конкурс исследовательских работ старшеклассников Карелии. На конкурс поступили работы школьников города Петрозаводска, Медвежьегорского, Сегежского, Пряжинского, Питкярантского, Суоярвского районов. В своих работах ребята рассказали о судьбах земляков, пострадавших в результате нарушений прав человека.

На основе материалов исследовательских работ Юниорский союз «Дорога» создал фильм «Уроки прошлого». Фрагмент фильма уже смогли увидеть зрители тележурнала «Школа – территория закона», а вскоре он будет разослан на CD-дисках по школам Карелии.

Мы публикуем фрагменты работ, поступивших на конкурс.

 

Настя Павлова, ученица Медвежьегорской школы № 2

Педагог-наставник – Степанова Наталья Алексеевна

Нарушение прав человека в Советский период в семьях моих одноклассников

В Медвежьегорском районе есть печальное известное урочище Сандармох, находящееся в 17 км от районного центра. Согласно архивным документам, там за два года – с 1937 по 1938 – сталинских репрессий «служаками» зловещего НКВД расстреляны тысячи невинных людей.

После посещения мною Сандармоха я заинтересовалась историей того времени. И вот что я выяснила у родителей. Оказывается, мой прадед, как и многие невинные люди, стал жертвой репрессий.

К сожалению, моего деда уже нет в живых, я не успела узнать всю правду от него. Поэтому я обратилась с вопросами к его родной сестре, моей двоюродной бабушке, Антонине Васильевне Коробочкиной, проживающей в данное время в Медвежьегорске.

Антонина Васильевна родилась в 1927 году и поэтому не все хорошо запомнила. Она была еще ребенком, когда их семью настигла беда.

«Помню как сейчас тот осенний вечер, когда отец возвращался из колхоза. Он привез сено для коровы. Здоровый, сильный, полный жизненной энергии, он пришел домой. Семья села за стол, а было нас пятеро детей: сама младшая Валечка, я, Василий, Мария и Саша. Мать, Анна Петровна, накрыла на стол, поужинали мы и легли спать. А ночью раздался резкий стук в дверь, потом зашли незнакомые люди и приказали отцу собираться. Он встал, оделся, попрощался с нами, обвел всех взглядом и ушел. Это был последний раз, когда семья видела папу. Не знаю, за что его взяли, наверное, кто-то взболтнул что-нибудь лишнее. Что плохого мог он сделать правительству? Ведь вся жизнь его прошла незаметно.

Не один мой отец ушел и не вернулся, еще 14 человек забрали из нашего колхоза. Все ушли друг за другом осенью 1937 года. На следующий день, тоже ночью, забрали дядю Мишу, нашего соседа, такого же простого рыбака, как и мой отец. Позже нам рассказывали, что все они были пешком переправлены в деревню Шуньга, а дальнейшее – неизвестно. Лишь в Сандармохе в списках расстрелянных есть имя моего отца, и то отчество не совпадает.»

Я решила провести опрос в своем классе: в чьих семьях есть родственники, репрессированные в 30-е годы. Оказалось, что семьи одной трети класса пережили эту трагедию.

Рассказывает Аня Пронченкова:

«Мою прабабушку, бабушку папы, звали Анна Астаховна Витрук. Они жила на Украине, в селе Елицы. Семья была многодетная, точнее было семеро детей. Они рано потеряли мать, а отец был инвалидом – потерял одну ногу. Раскулачивать в деревне было некого. Но в 1927 году из Москвы пришла очередная установка по выполнению плана раскулачивания. А так как у семьи Витрук была лошадь, корова, два поросенка, небольшое количество уток и кур, вскоре приехали представители советской власти из области и раскулачили семью. Они отобрали скот, всю живность, но оставили семью жить лишь потому, что пожалели маленьких детей. Но не все так просто. Эти люди предупредили население, чтоб никто из жителей деревни не смел подавать даже корки хлеба бедной семье, так как они считались врагами народа. Семья была изначально обречена на голодную смерть. Через год испытаний не выдержал отец и умер, четверо детей также были обречены на погибель. А моя прабабушка в шестнадцать лет вышла замуж за молодого красноармейца и уехала жить с ним в Карелию.»

Трудные испытания выпали и на долю прадедушки Наташи Штуберт.

Артур Филиппович Штуберт до войны жил в Краснодаре. С группой солдат он был захвачен немцами. Так он попал в плен. После войны органы НКВД не доверяли тем, кто побывал в плену, поэтому Артура Филипповича сослали в Карелию, в город Медвежьегорск.

Трагична судьба прадедушки Артема Пестича – Николая Васильевича Хомутинникова, которого осудили по ложному доносу – якобы он рассказывал анекдоты о товарище Сталине и плохо отзывался о советской власти. Но как утверждает бабушка Артема, ничего плохого о Сталине и о Советах прадедушка не говорил даже дома. Кроме прадеда, из семьи Хомутинниковых пострадали еще и два брата прабабушки Артема – Александр Васильевич и Николай Васильевич. Они были вместе расстреляны за то, что якобы ночью выпускали коней на поле с озимым зерном – такой донос написал их односельчанин. К дому братьев ночью подъехала машина, и их забрали в НКВД.

Прадедушки Артема по материнской и отцовской линиям не были знакомы друг с другом. Но так случилась, что они были расстреляны в один день – 21 апреля 1938 года, в одном и том же месте – в урочище Сандармох (на фото: Артём Пестич на месте расстрела своих прадедов).

Жена брата прабабушки Артема – Прасковья Хомутинникова – была арестована и посажена в 1932 году на несколько лет в лагерь за то, что она унесла с колхозного поля несколько колосков. Не выдержав тяжелых условий жизни, она скончалась в лагере.

Большой террор ужасает нас не только своим масштабом, но и необъяснимостью. Зачем всемогущей коммунистической диктатуре понадобилось уничтожать своих лояльных подданных? Жертвы террора не понимали, за что и для чего их убивали. Не понимаем до сих пор и мы.

Это событие в истории нашей страны должно послужить для всех уроком…

 

 

Вещикова Екатерина, ученица школы № 3 п. Новая Вилга

История одной семьи

Мой  прадед Дмитрий Иванович Фотеев был плотником. Он строил в разных деревнях дома, бани, риги. До сих пор сохранились постройки, сделанные прадедушкиными руками.

В 1937 году на Дмитрия донесли, что он якобы организовал контрреволюционную ячейку и подбивал людей выступить против советской власти. Весенней ночью приехали люди из Петрозаводска и арестовали Дмитрия, а также кроме него еще 13 человек из деревни. В НКВД прадедушку расстреляли. Забрали коров, лошадей, овец, мельницу и дом. Все было отдано в колхоз «Красный ударник».

В 1972 году из архива прислали справку о том, что Фотеев Дмитрий Иванович, безвинно пострадавший, был расстрелян тройкой НКВД в городе Петрозаводске, место захоронения неизвестно.

Ни свобода слова, ни право на имущество не соблюдались в Советском Союзе. Наплевательское, и даже деспотичное отношение властей к своему же народу выразилось в репрессиях, расстрелах, раскулачивании и во многом другом. Все это наложило особый отпечаток на судьбы граждан, а значит и всей страны.

 

 

Шаранкин Александр, Шаранкина Ксения, Рауталахтинская средняя школа

Педагог-наставник – Голубева Ольга Вадимовна

Нарушение прав человека в истории семьи

В 1936 году в деревне началась коллективизация. Представители власти собрали всех жителей в клубе и заставили написать заявление о вступлении в колхоз. Игнатковы отказались.

Осенью 1936 года поздно вечером в дом ворвались работники милиции. Велели всем одеваться, выгнали из дома. Весь скот, мебель, вещи, даже детскую одежду, которой завидовали многие односельчане, погрузили на машины и увезли. Всех родственников отправили в Сибирь. Ни на какие слезы и уговоры власти не реагировали. Пожаловаться было некому.

Василиса Егоровна Игнаткова осталась одна с маленькой дочкой на руках в пустом доме. Это были страшные дни. Как только они выжили! Ели очистки, пекли хлеб из крапивы и лебеды.

Церковь в деревне сожгли и запретили даже говорить о Боге. Прабабушке удалось спрятать молитвенники и иконки, которые она сохраняла всю жизнь. Через некоторое время прабабушка вынуждена была вступить в колхоз.                                                           

Хочется спросить себя, насколько нарушение прав человека изменило жизнь нашей семьи. Если представить себе другую ветвь развития, то у прабабушки и прадедушки была бы крепкая, состоятельная семья. Бесправие советской эпохи привело к человеческому горю,  бесчисленным смертям, неустроенности в жизни.

 

 

Кемппи Кристина, ученица Петрозаводской средней школы № 7

История ингерманландской семьи Николая Кемппи

Я решила написать о своих родственниках, чтобы продлить их жизнь не только в памяти, но и на бумаге.

Дедушка Николай Фомич и бабушка Анна Ивановна жили в деревне Кемппиля. Во время войны шестьдесят три тысячи ингерманландцев были вывезены с оккупированной земли в Финляндию. В октябре 1944 года Финляндия вышла из войны и подписала с СССР договор, по которому Советский Союз должен был вернуть финских военнопленных, а Финляндия – всех советских граждан, находящихся на её территории.

Вернувшихся финнов под конвоем провезли в опечатанных на границе вагонах мимо Ленинграда в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую и Калининскую области. На станциях отцеплялись вагоны, и людей на телегах и пешком везли в незнакомые деревни, где жители относились к ним, как к врагам. Люди жили вдали от родных мест, без имущества и поддержки, без возможности уехать.

Семью дедушки поселили на государственную проверку в Новгородской области, деревня Гагрино. Прибывших расселяли в опустошённые бараки, где жили по 25 – 30 человек. Каждой семье выделялась небольшая площадь, друг от друга отделялись простынями.

В один из августовских дней 1946 года бабушка продавала одежду на базаре в Валдае, в 12 километрах от Гагрино. А в это время к ним домой пришли люди, обвинили дедушку в измене Родине, назвали врагом народа и арестовали. Когда бабушка вернулась домой, к ней подбежала маленькая дочь Неля, плачет и говорит: «Папу взяли чужие дяди». Позже бабушка узнала, что дедушка находится в городе Кашине. Не раз ездила к нему, возила передачи. А через год дед был в тюрьме в Силломяэ. Работал на шахте, где добывали сланцы и руду. В 1950 году его отправили в тюрьму в Омскую область. В 1951 году дедушка вернулся из Сибири к бабушке в Чупу.

Семья дедушки смогла пережить сталинские времена. Но даже после двадцати лет смерти Сталина  «враг народа» висело над семьей как клеймо. По окончанию службы в армии моего отца, Кемппи Виктора Николаевича, готовили к параду на Красной Площади. Но после прочтения личного дела папу отстранили от участия в параде, так как это клеймо преследовало всю жизнь не только самого обвиняемого, но и его родных.

Бабушка умерла в 1975, а дедушка в 1980 году. На протяжении всех этих лет они молчали, не говорили о том, что им пришлось пережить. Но постепенно прошлое забывалось. К финнам стали относиться лучше. Несмотря на все тяготы жизни, они не озлобились. Им было очень тяжело вспоминать те события, у каждого стояли слезы на глазах. У них не было обиды ни на Советский Союз, ни на коммунистов.

Остался лишь один вопрос – за что?..

 

 

Максимков Андрей, ученик Медвежьегорской школы № 2

Педагог-наставник – Степанова Наталья Алексеевна

У моего прапрадеда Бохилина Якова Ивановича, который был родом из Онежья, была счастливая семья. Но в 1932 году семью раскулачили. Забрали все. Яков Иванович этого не вынес и вскоре скончался от удара. Его братьев насильно переселили куда-то по стране. С тех пор связь с ними не поддерживалась, поскольку адреса братьев держались в секрете. Жена Якова Ивановича и одна из его дочерей умерли от голода. В живых осталась лишь одна дочь – Прасковья Яковлевна, моя прабабушка. Она сбежала из Заонежья от возможной расправы и дожила до 85 лет. Всю жизнь прожила в страхе и умерла в нищете. Про свое прошлое Прасковья Яковлевна стала рассказывать только с 1985 года (!). До этого она все хранила в тайне. Значительную часть своей биографии она рассказала только накануне своей смерти в 1993 году.

И пускай говорят, что в советское время людям жилось лучше. Может быть, это так, я не могу знать. Но какой ценой! Сколько еще было таких семей, без отцов или сыновей, без братьев и сестер, сколько жен стали вдовами, никто не считал. Поэтому я считаю, что нахваливать советскую власть – со всех сторон кощунственно…

 

Полностью тексты этих и других конкурсных работ вы можете прочитать на сайте конкурса. 

выпуск № 3, апрель 2005   АРХИВ НОМЕРОВ