Рейтинг@Mail.ru

 

 

что такое права человека?где написано о правах человека?у учеников тоже есть права?проблемы в школе? листай нашу подшивку!

 

 

 

 

что такое права человека?где написано о правах человека?у учеников тоже есть права?проблемы в школе? листай нашу подшивку!

мало? сходи на другие сайты!

 

 

 

 

Рубрика для родителей

Ведущий рубрики - Наталья Никулина,

один из руководителей Юниорского союза "Дорога", мама ученика

 

Хороша наша кухонька, ничего не скажешь. Тепло, уютно, душевно. Но все-таки хочется сделать её еще лучше. Может, например, купим новый чайник, электрический? В нем вода быстрее вскипает.

- Нет! Лучше посудомоечную машину купить.

- Она же такая дорогая!

- Ничего, я знаю, где нам скидку сделают!

- Не о том вы все говорите! Нам нужно скатерть поменять. И стулья новые купить, а то эти уже шатаются.

- Хорошо, не ссорьтесь. Давайте проголосуем! Большинство за то, чтобы сейчас купить посудомоечную машину. Так и поступим.

Да, на своей кухне мы привыкли разумно распоряжаться финансами и думать, что же нам приобрести в первую очередь, а что может и подождать. Беспокоимся. Бережем средства. Но в школе бывает совсем по-другому. Деньги сдали – и сидим потом на кухне, судачим: вот, мол, опять жалюзи в кабинет завуча купили, а детям – ничего. И куда это деньги деваются? Все сдаем, сдаем, а толку – никакого!

По-моему, от таких разговоров не станет лучше ни вам, ни школе. И мы попробовали сделать так, чтобы наши деньги решали наши проблемы.

История третья (очень актуальная):

О том, как и на что тратить деньги родителей в школе

Об этом хочется так много рассказать, поэтому давайте по порядку.

(Наши комментарии будут касаться, в основном, муниципальных, а не частных школ)

Мысль 1. Начнем с самого простого. Все деньги, которые сдают родители в так называемый Фонд школы или класса – это добровольные пожертвования. Конституция гарантирует нам бесплатное образование, поэтому мы можем не платить школе ничего.

И денег не сдавать ни на что вообще, даже на учебники. Если вы сдаете деньги, можете смело назвать себя спонсором. Согласитесь, приятно ощущать себя таковым.

Мысль 2. К сожалению, кричать «ура» и говорить, что вы теперь ни копейки не сдадите в школу – рано. Реальная ситуация такова, что если сегодня не купить новый учебник ребенку, то государство навряд ли его даст, и в первую очередь пострадает ваш ребенок. Еще печальней, что если не купить лампочку в класс, ребенок будет опять-таки страдать. А пока вы будете добиваться, чтобы ее вкрутили бесплатно, он может и зрение испортить.

Мысль 3. Теперь о приятном. Раз деньги родителей – это добровольные пожертвования, то нам, родителям, и решать, куда и на что их потратить. Вы говорите: «Ну и что?» Как это «ну и что»?! Вот несколько примеров из реальной жизни.

Как-то на родительском собрании директор сказал:

- Товарищи родители, нужно сдать деньги на ремонт школы. Школа в очень плохом состоянии. Денег не хватает. Вы представляете, в этом году школа проходила аттестацию, и в управлении нам сказали: «Чтобы ее пройти, нужно купить 100 папок. А то аттестационной комиссии будет неудобно работать». А теперь эти папки девать некуда.

Стоп, - думаю. Это значит, что я сдала деньги, и на них купили папки. Для того, чтобы более высокое начальство проверило, как работают их подчиненные, и сообщило нам, родителям, что все в порядке. Секундочку. А зачем я тогда заплатила налоги? Только чтобы спать спокойно? Что реально изменилось к лучшему в жизни моего сына в школе? Да ничего!  

Ну, хорошо. Вот сдали мы деньги на ремонт. И что? Стены, которые были выкрашены на родительские деньги, покрылись ржавчиной уже к 1 сентября. Ведь протекающие трубы отремонтированы не были, и ржавая вода полилась по чистеньким стенам.

Вы поперхнулись. Сейчас, так, постучим. Вы не понимаете, отчего происходит такая расточительность? Ну, как же – ведь для директора важнее отчитаться перед комиссией и, как говорят, «сдать школу». А иначе ему грозят штрафы и прочие неприятности.

Если вы поинтересуетесь, куда расходуются ваши деньги в вашей школе, то думаю, вы откроете для себя немало интересного. Я вот, например, еще узнала, что на деньги родителей школа покупала… мел. Да, да, мел!!!

Мысль 4. Так, посудачили, на жизнь пожаловались, теперь за дело.

Сначала выявите проблему, которую вы хотите решить в школе. Хорошо, если эта проблема будет касаться не только вас. Например, когда я приходила в школу, меня всегда удручал запах туалета. Кроме того, я совершенно случайно выяснила, что мой сын стесняется ходить в туалет в школе, потому что там нет кабинок. Что, очень знакомая ситуация? А вы вспомнили, что сами только в критической ситуации ходили в школьный туалет?

Узнайте, сколько нужно денег для того, чтобы решить эту проблему. Сделать это можно через заместителя директора по хозяйственной части.

На родительском собрании примите решение о целевом финансировании. Хорошо, если вы свои решения запишете и подпишетесь под ними. Мы, например, приняли такое решение: деньги, собранные с родителей в Фонд школы, потратить только на ремонт туалетов. Так несбыточная мечта о кабинках в туалетах и отсутствии запаха стала реальностью.

Мысль 5. Все помнят фразу: денежки счет любят. Вот мы и стали думать, как поставить под контроль расходование родительских денег. Сначала мы предложили сдавать наши деньги в централизованную бухгалтерию, чтобы они поступали напрямую на банковский счет школы. Но многие родители испугались того, что деньги-то мы сдадим, а вовремя нам их не вернут. Хотя, наверно, стоило попробовать. Поэтому сделали проще. Родительский комитет школы принял решение: если администрация школы хочет потратить  деньги на сумму более 1000 рублей, то ей необходимо получить согласие родительского комитета.

Кстати, я узнала, что раньше администрация нашей школы, прежде чем использовать деньги родителей, писала в родительский комитет заявку. Дескать, школе необходимо купить то-то и то-то. Родители рассматривали эту заявку и решали, стоит ли на это тратить именно деньги родителей. Конечно, мнение администрации и родителей не всегда совпадало. Мы попробовали вернуть прежнюю систему, но нам ответили: «Раз так, то вы будете покупать моющие средства, лампочки и все необходимое школе сами». И мы, конечно, приуныли, а зря. Ведь такие «запугивания» родителей не серьезны. Ответственность за чистоту с администрации школы еще никто не снимал. Поэтому в любом случае администрация либо сама найдет деньги, либо вынуждена будет придерживаться вашего решения.

Да, чаек сегодня удался, и печенюшки вкусными получились. Только все равно грустно.

Непонятно, почему администрация школы расценивает контроль со стороны родителей как недоверие. Иногда – чуть ли не как оскорбление. Но ведь цель контроля  вовсе в том, чтобы поймать кого-то за руку, а в том, чтобы росло доверие со стороны родителей к школе. И мы сами убедились: чем выше доверие со стороны родителей, чем больше они осознают, что они существенно влияют на жизнь своего ребенка в школе, тем более охотно сдают деньги. Причем добровольно, а не после угрозы, что ребенку не позволят исправлять оценки или будут прорабатывать его на классном собрании.

Мысль 6 - о будущем. Думаю, в следующем году в положение о Родительском комитете стоит внести пункт о создании именно Родительского фонда. Это существенно отличается от названия «Фонд школы». Ведь уже из названия понятно, кто вносит в него деньги, кто ими распоряжается и кто их контролирует.

выпуск № 3, апрель 2005   АРХИВ НОМЕРОВ