Права,
обязанности и ответственность! К
сожалению, опять приходится вступать с
вами в полемику. "А
она всего-навсего доставала карандаш," –
пишете вы. А
она всего-навсего должна была достать его
до начала урока, в процессе подготовки к
нему. Такой мысли у вас не возникало?!
Поймите, я не за крик и, тем более, не за
оскорбления – я за корректность и
справедливость! Есть три взаимосвязанные
вещи, не существующие друг без друга:
права, обязанности и ответственность! "Имеет
ли право учитель задавать конкретному
ученику свои критерии? По здравому смыслу,
оценка для того и создана, чтобы отделить
незнающих от знающих, не так ли?" Пора
бы знать, что оценка ставится не за
абсолютные знания столько, сколько за
работу на уроке! А про дифференциацию вы
что-нибудь слышали? А про индивидуальный
подход и гуманизацию школы?! Про основной
принцип социализма – «От каждого – по
способности, каждому – по труду» –
вы, конечно, ничего не слышали. Поймите,
школьные проблемы, как вам ни покажется
странным, не исчерпываются правами
учеников! Кстати, как быть с правом на
оценку труда?! А если подходить так, как
предлагает автор, то, боюсь, он тоже будет
«огорчён до невозможности» (Жеглов).
Учителю никогда не составит труда
разъяснить самому «умному» ученику, что
тот представляет из себя на самом деле! А
знающих от незнающих отделят контрольная
и экзамен. Так что учитель вполне имеет
право задавать конкретному ученику свои
критерии. Предлагаю
рассмотреть тоже конкретную ситуацию.
Вечный «двоечник» вдруг в ответ на вопрос
раскрывает рот и выдаёт пару слов – по
делу!!! «Два» ставить прикажете?! Я
предпочту мысленно подпрыгнуть до
потолка от радости и поставить «четыре»!
Или, по-вашему, я не прав? Так, я
аргументирую, на следующем уроке при моём
подходе он скажет уже три слова, а при
вашем – опять уйдёт в глухую «несознанку».
Про мотивацию людей что-нибудь слышали? А
про создание «ситуации успеха»? Вот когда
услышите – милости просим осуждать
учителя! «Конечно,
критерии оценки знаний должны быть
одинаковыми для всех учеников.» Сами
придумали, или нашептал кто? Заметьте
– я вас цитирую! Всё это написали вы, а не
я выдумал! Продолжим. Про
«звенелку». Учитель не имеет права
изымать у учеников их собственность. Всё
правильно. Но ученики не имеют права во
время урока заниматься посторонними
делами. Зачем ученику во время урока
мобильник?! Его надо поставить на
виброзвонок и убрать в портфель (всё-таки
включать-выключать – не очень здорово
для техники). Всего-то! И одним конфликтом,
глядишь, стало бы меньше. "В
начале урока я переписывалась со своей
подругой. Мой одноклассник забрал эту
записку и начал её читать. Я попросила её
отдать." Тоже образец поведения на уроке! Наверное, учительница должна была поставить "5" и похвалить на родительском собрании. «После
такой грубости не хочется и алгебру учить...» Можно подумать, что девочка прямо вся горит желанием изучать алгебру! «Мне
кажется, если учителя будут более
сдержанны, то и ученики постараются вести
себя спокойнее.» Поэтому мне кажется, что если ученики постараются выполнять правила поведения на уроке, то и учителям придётся реже проявлять свою несдержанность! С
уважением, Дмитрий
Гуревич |
|
выпуск № 18 от 25.02-4.03.2004 АРХИВ НОМЕРОВ |