Искусство
владеть речью В
начале второй четверти директор
предложил старшеклассникам написать
сочинения на тему «Если бы я был
директором школы». Школьникам сообщили,
что ставить свою фамилию и класс под
работой не нужно, читать будет только
директор. Одна наивная ученица честно
написала про частые нарушения прав
человека в школе, перегрузку учеников и
про то, что тему прав человека в курсе
обществознания преподают неправильно.
Назовём эту ученицу Машей. Прошел
месяц. Про сочинения все уже забыли. И
вдруг учитель обществознания в начале
урока спрашивает: «Маша, расскажи, что
тебе не нравится в моем предмете?» Маша
удивилась: «А почему Вас это интересует?»
Педагог показывает классу листочек, на
котором написано: «Если бы я была
директором школы». -
Маша, я узнала тебя по почерку. Если вам
что-то не нравится – говорите мне лично,
а не пишите анонимки директору школы. Ты
меня оскорбила в этой анонимке, сказала,
что я плохо преподаю свой предмет. Проработка
во время урока длилась минут десять.
Затем учитель начал объяснять новую
тему. После урока Маша подошла к
преподавателю. Спор продолжился, но так
и не закончился ничем. Через
несколько дней Маша пришла на классный
час. Звенит звонок. В кабинет входят
директор и классный руководитель. -
Ребята, сегодня мы займёмся риторикой,
искусством владеть речью. В качестве
примера проанализируем одну статью. Учитель
достает папку и вынимает оттуда третий
номер правозащитной газеты «Школа –
территория закона». Статья, которую
предложил проанализировать педагог,
называлась «Класс ушел в монастырь». Под
материалом стояла Машина подпись.
Классный руководитель прочитала всем
статью и предложила выяснить, какие
факты действительно были, а каких не
было. -
Маша, ты ведь не присутствовала ни на
экскурсии, не была при моем разговоре с
родителями, откуда ты знаешь об этих
фактах? -
Я разговаривала с ребятами. Именно на
основе их рассказов писалась статья, -
ответила девочка. -
Назови имена тех, с кем ты разговаривала,
- потребовал педагог. Маша
отказалась это сделать. Она объяснила,
что ребята просили не называть их, а в
ответ услышала следующее: -
Ты играешь во взрослые игры и должна
понимать, что можешь нести за эти
публикации ответственность. Я могу
подать и в суд, у меня в семье есть
адвокат, и если будет следствие, то
найдут и тех, с кем ты разговаривала.
Поднимите руки те, чьи права я нарушила. Никто
не поднял руку. -
Раз вам не нравятся внеклассные
мероприятия, у нас не будет никаких
праздников, вечеров и прочего, если вы
считаете, что это нарушает ваши права. И
вообще, это не первая твоя статья, и
после таких публикаций мне хочется уйти
с поста классного руководителя. Если у
вас есть подходящие кандидатуры, можете
их предложить на мое место. Без работы я
не останусь, - сообщил учитель. В
конце классного часа вышел директор и
сказал: - Маша, я, конечно, извиняюсь за то, что произошло с твоим сочинением, но учитель обществознания – педагог молодой, может, погорячилась… А вы в своих статьях не будьте такими категоричными, рассматривайте проблему со всех сторон, в том числе, обращайте внимание и на позицию учителя. В. Х. |
|
выпуск № 11 от 21-27.12.2003 АРХИВ НОМЕРОВ |