Ученик не может быть полицейским наш комментарий Нашим читателям уже знакомы правовые нормы о запрете принудительного труда. Статья 37 Конституции России гласит: “Принудительный труд запрещен”. Статья 50 Закона “Об образовании” запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Это означает, что школа не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве. Если школа принуждает ученика дежурить, то он может обжаловать действия школы. Для начала можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет вас заступать на “пост номер один”. Если директор откажется освободить вас от дежурств – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребенка. Если и это не поможет, ваши родители могут подать на школу в суд. А что делать, если обязанность дежурить записана в Уставе школы? Во-первых, прочитайте этот устав и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае помните, что устав школы не может противоречить закону и конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно конституцией и законом. У проблемы дежурств есть и другая сторона – попытка наделить дежурных полицейскими функциями. Мы считаем это недопустимым. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности: дети не могут отвечать за поддержание дисциплины и порядка просто потому, что они дети. Этим могут заниматься только специально подготовленные взрослые, например, педагоги или милиционеры. Если ребенок-дежурный всерьез займётся наведением порядка, это может привести к еще большему беспорядку. Во-первых, никто не гарантирует, что ретивый дежурный не перегнёт палку, а во-вторых, что на его слова и действия правильно отреагируют. Школа не должна провоцировать ситуации, ведущие к конфликтам между учениками. Так нужны ли в школе дежурства? На наш взгляд, дежурства – это не священная корова, которую нужно сохранить во что бы то ни стало. “Посты” в коридорах и другие явно абсурдные традиции мы бы посоветовали убрать. Но есть проблемы самообслуживания, которые так или иначе нужно решать. Например, понятно, что очень трудно накормить учеников в школьной столовой за 15-минутную перемену, если за 10 минут до конца урока в ней не появятся дежурные. Искать решение этих проблем нужно вместе с учениками, при этом необходимо руководствоваться принципом добровольности. |
|
выпуск № 5 от 19-26.10.2003 АРХИВ НОМЕРОВ |