|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. Предисловие
Дорогой Читатель! В своей жизни тебе
наверняка пришлось прочитать немало
учебников. А если ты – не взрослый
человек, у которого школьные годы давно
остались в прошлом, а ученик или учитель,
то ты держишь в руках учебники почти
каждый день. Учебников стало так
много, что теперь они с трудом вмещаются
в школьный портфель. Авторы этих умных
книг изо всех сил стараются передать
свои знания школьникам, чтобы они
выросли грамотными людьми. Этот учебник –
совершенно другой. Он не поможет тебе
получить пятёрку и не спасёт от
заслуженной двойки. Но в школьной жизни
он пригодится наверняка. Особенно если
ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе
менялась к лучшему. Итак, ты начинаешь
читать УЧЕБНИК
ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Возможно,
слово «самоуправление» тебе уже хорошо
знакомо. Это значит, что в твоей школе
работает школьный парламент, школьное
правительство, школьный совет или орган
ученического самоуправления с каким-нибудь
другим названием. А может быть и так. Ты
впервые слышишь о том, что ученики могут
заниматься каким-то там «самоуправлением».
Что ж, не беда: если тебе станет
интересно, то ты сможешь отвечать на
наши вопросы и выполнять задания.
Благодаря этому, с самоуправлением
познакомишься не только ты сам, но и твои
друзья, родители, учителя. Вполне
возможно, вы захотите наладить
самоуправление и в вашей школе. Этот учебник написан
на основе опыта работы Юниорского союза
«Дорога» - детской общественной
организации из города Петрозаводска. «Дорога»
несколько лет помогает ребятам
налаживать в школах работу ученических
советов, детских правозащитных приёмных,
служб примирения. Работая вместе,
школьные активисты и лидеры союза «Дорога»
размышляют: что же такое «ученическое
самоуправление»? в чём его роль в жизни
современной школы? как самоуправление
может стать нужным самим ученикам? Эти
вопросы ты встретишь и на страницах
учебника. А ответы на них – выбирать
тебе самому! А теперь, дорогой
Читатель, позволь представить тех, с кем
тебе предстоит общаться. Итак… Крупнейший
специалист по ученическому
самоуправлению, доктор школьных наук,
профессор Ю.С. Дорога. -
Здравствуйте, уважаемый профессор!
Позвольте начать наше знакомство с
вопроса: что заставило Вас посвятить
свою научную карьеру теме ученического
самоуправления? -
Видите
ли, мне очень хочется, чтобы школа не
отставала от времени. Сегодня наши дети
учатся, а завтра они станут взрослыми и «выйдут
в жизнь». Чтобы добиться жизненного
успеха, человеку нужны не только знания
из учебников. Школа, конечно же, должна
учить математике, физике и другим наукам.
Но также она должна научить человека
быть самостоятельным, совершать
поступки и отвечать за них, принимать
решения, защищать свои права. Делает ли
это наша школа? Увы, не всегда. К
сожалению, еще не все педагоги поняли,
что школа должна меняться. Что ученики
приходят в школу не за знаниями, а для
того, чтобы готовиться к жизни. И если в
школе не будет работать ученическое
самоуправление, то вряд ли она сможет
идти в ногу со временем. -
Но, позвольте! - скажут наши читатели,
среди которых есть и учителя. – Вы
говорите очень странные вещи! Все знают,
что главное для школы – качество
образования. В ногу со временем идут, в
первую очередь, те школы, которые смогли
стать лицеями и гимназиями. В них
работают лучшие учителя и учатся лучшие
ученики. И им абсолютно безразлично,
есть в их школе ученическое
самоуправление или нет. -
В
том-то и беда, что многие до сих пор
путают качество образования и
качество обучения. Уже более
десяти лет действует Закон об
образовании, который трактует
образование как «воспитание и обучение
в интересах человека, общества и
государства». Заметьте, слово «воспитание»
стоит в законе на первом месте. Но, к
сожалению, многие школы до сих пор не
сняли со стен старый лозунг «Учиться,
учиться и учиться!». Я вспоминаю
забавный случай, который произошёл в
одном из лицеев. Совет ученического
самоуправления этого лицея решил
организовать турнир по школьному КВН.
Администрация лицея дала своё согласие
на проведение этого мероприятия, и
команды старшеклассников начали
готовить «фирменные шутки». Но вдруг за
несколько дней до турнира завуч лицея
заявил: «КВН отменяется!» - «Почему?» -
изумились активисты. «Потому что мы –
Лицей! Для нас главное – учёба! Ваш КВН
будет мешать лицеистам учиться и
приведет к снижению уровня успеваемости
за полугодие.» Активистам осталось
только развести руками. Мне кажется, что
в подобных школах ребят могут научить
успешно сдавать экзамены, но никогда не
смогут подготовить их к взрослой,
самостоятельной жизни. Представьте себе
человека, который стоит на оживлённом
перекрёстке с чемоданом знаний и не
знает, куда ему пойти. Стоит он и думает:
«Я закончил престижный лицей, мне дали
столько знаний… Но какой опыт есть у
меня за плечами, кроме опыта выполнения
домашних заданий? Что я умею в жизни?
Какая из этих дорог – моя? И, если у меня
нет ответа на эти вопросы, то зачем мне
этот чемодан?..» Рано или поздно ученики
и родители поймут, что хорошая школа не
может заниматься только обучением.
Хорошая школа должна помочь ребятам
стать активными гражданами общества, и
тогда они смогут добиваться успеха в
жизни. И роль в этом ученического
самоуправления… -
Самоуправления,
самоуправления… Вас, профессоров,
хлебом не корми, дай только побормотать
что-нибудь этакое умное-преумное!.. -
Стоп-стоп-стоп! В наш разговор вклинился
второй собеседник – -
А
что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в
школу-то давно заглядывали? Вы, доктора
наук, там не учитесь. Вам хорошо
рассуждать! А ко мне вчера подходит
Мариванна, наша классная, и говорит: «После
седьмого урока иди к завучу». Я пошёл.
Там собрали по одному человеку от
каждого класса и объявляют: «Вы теперь
будете школьным парламентом. Сегодня
решаем вопрос о запрете курения в школе.
Кто за?» Все подняли руки и быстренько
пошли по домам. А с утра по классам
объявили, что школьный парламент решил
штрафовать всех, кого в школе с
сигаретой заметят. Один перекур –
червонец. И на стенд список членов
парламента повесили. Я сегодня весь день
из-за этой истории от школьных
курильщиков убегал… -
Ха-ха-ха!
Ну ты, Федя, насмешил! Ой, извините,
здрассте! -
Здравствуй, здравствуй, Василий. Вы уже
догадались, что пришёл наш третий
собеседник. Это Вася Активистов. Он -
тоже петрозаводский школьник, но, в
отличие от Феди, в ученическом
самоуправлении Василий участвует давно
и активно. Как говорится, опытный кадр.
Что же, Вася, так насмешило тебя в
грустном рассказе Феди Пессимистова? -
Да
то, что у нас в школе была очень похожая
ситуация. Только развивалась она с
точностью до наоборот. Начнём с того, что
депутатов в наш школьный совет
выбирали сами ребята, а не «посылали»
учителя. Так вот, однажды к нам
обратились старшеклассники. Они
пожаловались на то, что им запрещают
курить в туалете, а другого места для
курения в школе нет. Не курить совсем они
не могут, потому что, извините, со
второго класса привыкли. Школьный совет
решил, что с этим надо что-то делать, и
предложил директору оборудовать место
для курения. Директор велел завхозу
открыть черный ход и поставить у крыльца
мусорницы. Теперь у курильщиков есть
место для курения, и им больше не надо
прятаться по туалетам. Всем остальным не
приходится дышать табачным дымом. И
никто ни от кого не бегает. -
Твоя, Василий, точка зрения понятна. А
какой же вывод из Фединого рассказа
делаете Вы, профессор? -
Вывод
прост - Федя причисляет к самоуправлению
то, что вовсе им не является. Какое же это
самоуправление? Завуч собрал детей,
назначенных учителями, и они, как в «старые
добрые времена», якобы от имени
школьников «проштамповали» готовое
решение. К сожалению, такое «самоуправление»
в наших школах – не редкость. И одна из
причин этого состоит в том, что ни
взрослых, ни ребят не учат, как наладить
в школе не формальное, а настоящее
ученическое самоуправление. Для того,
чтобы восполнить этот пробел, и нужен
наш учебник. Теперь,
Читатель, ты знаком с персонажами,
которые будут вести с тобой разговор об
ученическом самоуправлении. В конце параграфа,
как и положено в учебнике, ты найдёшь
задание. Мы будем рады, если ты захочешь
его выполнить! Домашнее задание: 1.
Узнай,
есть ли в твоей школе ученическое
самоуправление. 2.
Расскажи
об ученическом самоуправлении твоей
школы. Как называется орган
ученического самоуправления, как он
избирается, что он делает? Как к его
работе относятся ученики и учителя? 3.
Обсуди
со своими друзьями и знакомыми этот
материал нашего учебника. Расскажи, как
они отнеслись к прочитанному. Что
вызвало интерес? Что осталось
непонятным? Какие возникли вопросы?
Параграф 1. Сложное слово «самоуправление».
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |