|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. ГЛАВА
3. МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Параграф
15. Замысел воплощается в жизнь. На
прошлых встречах наши собеседники
разобрались в том, какие модели
самоуправления чаще всего встречаются в
школе. Теперь Васе, Феде и профессору
предстоит понять, какие шаги нужно
сделать для их внедрения. Профессор
Дорога: Сегодня мы обсудим весьма
серьёзный вопрос – с чего начать
создание ученического самоуправления в
школе. Вася
Активистов: Помнится, Федя
предлагал начать с похода к директору,
но потом передумал. Делай вторую попытку,
брат Фёдор! Федя
Пессимистов: Ха, напугал! Теперь-то
ведь всё совершенно понятно! Для начала
нужно определить, какую модель строить:
одноэтажную или многоэтажную, игровую
или неигровую. И какими будут постоянные
органы: парламент, правительство или
актив. Вася
Активистов: Контрольную работу по
пройденному материалу ты бы написал на
пятёрку! Только ответь-ка на маленький
дополнительный вопросик: кто же будет
выбирать модель самоуправления для
твоей школы? Федя
Пессимистов: …а в самом деле, кто? Я
один, что ли? Вася
Активистов: С ответа на этот вопрос
и нужно начинать работу! Федя
Пессимистов: Получается, что перво-наперво
нужно найти союзников! Вася
Активистов: Совершенно верно! По
этому поводу на городском сборе актива
мы придумали такое правило: «Самоуправление
– это не структура, а команда». Федя
Пессимистов: Переведи! Вася
Активистов: Пожалуйста! Можно
придумать самую распрекрасную
структуру ученического самоуправления.
Но пока в неё не придёт сильная команда
активистов, работать эта структура не
будет. Федя
Пессимистов: Значит, нужно
создавать не команду под структуру, а
структуру под команду? Вася
Активистов: Бр-р-р! Федя
Пессимистов: Какой же ты, Васечка,
непонятливый! Я говорю о том, что сначала
нужно собрать команду. А уже потом
думать, какая структура лучше ей
подойдёт. Вася
Активистов: Гениально! Профессор
Дорога: Как вы думаете, коллеги, кто
может в эту команду войти? Федя
Пессимистов: Понятно кто! Активисты! Вася
Активистов: Ага! Как в фильме про
приключения Шурика: «Активистка!
Комсомолка! Спортсменка!» Только где их
взять-то, таких активисток и активистов? Профессор
Дорога: В том-то и вопрос! Создать
команду – это значит собрать вокруг
себя заинтересованных людей и научить
их работать вместе. Эта первая задача, с
которой должны справиться инициаторы… Федя
Пессимистов: Кто-кто? Вася
Активистов: Инициаторы! Те, от кого
исходит инициатива. В данном случае,
инициатива создания самоуправления в
школе. Федя
Пессимистов: Значит, если завуч
вызвал к себе по одному ученику из
каждого класса, то это еще не значит, что
он создал команду. Команда – это люди,
которые загорелись идеей. Вася
Активистов: Не только. Ведь можно
загореться и… быстро перегореть.
Команда должна уметь воплотить свою
идею в жизнь. А не разбегаться в разные
стороны при первых же трудностях! Федя
Пессимистов: Так где ж такую команду
взять? Профессор
Дорога: Её нельзя ниоткуда «взять».
Команду нужно создавать. Инициаторам
полезно подумать, кто может им в этом
помочь. Лучше всего, если работу по
созданию самоуправления ребята и
взрослые будут вести вместе. Поэтому
стоит вовлечь педагогов в этот процесс с
самого начала. Например, классные
руководители по вашей просьбе
посоветуют, кто из учеников имеет
склонности к работе в активе. Школьный
психолог проведёт исследование,
результаты которого также выявят ребят-лидеров.
Заместитель директора по
воспитательной работе поможет в
проведении сборов команды – начиная от
решения оргвопросов и заканчивая
участием в обсуждениях. Вася
Активистов: Профессор, давайте для
полной ясности сравним создание команды
активистов с подготовкой экипажа
космического корабля. Как готовят
космонавтов? Сначала отбирают
кандидатов, а потом их тренируют. В
подготовке задействовано много
специалистов, которых мы ни разу не
видели по телевизору. Федя
Пессимистов: Ты намекаешь, что
педагоги похожи на этих тружеников
космического тыла? Вася
Активистов: Именно так! Если,
конечно, получится привлечь их к
выполнению этой роли. Так вот, вернёмся к
космонавтам. Тренировки рано или поздно
завершаются, и в результате создан
экипаж, которому по силам справиться с
полётом. Он знает, на какие кнопки
нажимать и хорошо переносит перегрузки.
Одним словом, натренирован. К такому
результату нужно стремиться и при
подготовке команды активистов! Федя
Пессимистов: Ничего себе, задачка!
Между прочим, Васечка, космонавтам-то
легко: у них знаешь какие тренажёры есть!
Я слышал, на этих штуковинах даже
невесомость искусственно создают, чтобы
будущие космонавты заранее привыкали!
Тут хочешь, не хочешь - полетишь, как
миленький! Профессор
Дорога: А знаешь, Федя, ты внёс в наш
разговор очень интересный поворот!
Давай подумаем, какой вывод из
твоего замечания нужно сделать
активистам. Федя
Пессимистов: Что никогда им в космос
не полететь, вот какой вывод! Вася
Активистов: Ну, почему же? Просто
активистам, как и космонавтам, тоже
нужно тренироваться! Не просто узнать,
что такое самоуправление, а еще и
научиться быть лидерами. Тогда – хоть в
космос, хоть в школьный совет! Профессор
Дорога: Действительно, получить
знания о самоуправлении - это лишь
полдела. А вторая половина заключается в
том, чтобы научиться командной работе. И
для этого активистам тоже нужны свои
тренажёры. Роль таких тренажёров могут
выполнить тренинги – специальные
упражнения на развитие различных
навыков, в том числе навыков командного
взаимодействия. Кстати, за помощью в их
проведении вы можете вновь обратиться к
школьному психологу. Но ограничиваться
тренингами я бы не советовал. Ведь
подобные занятия - это искусственная,
кабинетная ситуация. Если делать ставку
только на них, то вы рискуете вместо
рабочей команды получить нечто вроде
клуба любителей тренингов. Тренинги
закончатся – и такой клуб разойдётся. Вася
Активистов: Понятно! Тренировка и
обучение не должны стать для команды
самоцелью. Ведь это – всего лишь
подготовительный этап к началу работы. А
какие еще тренажёры Вы бы посоветовали? Профессор
Дорога: Мне кажется, лучший тренажёр
– это проведение небольших
практических дел. Например, команда
активистов может пригласить по пять
человек от каждого класса и провести для
них игру «Что такое самоуправление?» Вася
Активистов: Ага, убиваем двух зайцев
сразу! С одной стороны, больше
школьников поймут, зачем им необходимо
самоуправление. Значит, появится шанс
найти среди них помощников. А с другой
стороны, команда получит практический
опыт проведения дела и извлечёт из него
уроки. Профессор
Дорога: В таких практических делах и
происходит формирование команды. Но
подчеркнём: организаторская работа –
это лишь фундамент. Не менее важно
создать в команде особую атмосферу,
систему ценностей. Тогда ребята будут
воспринимать самоуправление не как «общественную
нагрузку», а как свою собственную жизнь. Вася
Активистов: Во-во! Чтобы они не
поручения завуча выполняли, а работали
осмысленно! Профессор
Дорога: Поэтому важно вместе
обсуждать итоги каждого проведенного
дела. И при этом видеть не только плюсы и
минусы в его организации, но также
делиться мнениями о работе друг друга,
благодарить и критиковать, отмечать
особые заслуги. Не только деловые, но и
моральные: кто-то вовремя подставил
плечо, подбодрил, успокоил. Постепенно
команда выработает свой собственный
стиль работы. Вася
Активистов: Профессор, то, что Вы
говорили об особой жизни активистов –
совершенно точно! Если сказать по-простому,
то работа в самоуправлении должна быть
ребятам в кайф! Я уверен, что если бы у
нас не было выездных лагерей и сборов
активистов города, то и работа в школе
была бы куда менее активной. По одной
простой причине – эта «особая жизнь»
делает команду более сплочённой и
грамотной. Профессор
Дорога: Я бы сказал, более цельной.
Вообще, тема работы с командой достойна
отдельного большого обсуждения. И,
конечно же, инициаторы создания
самоуправления должны основательно эту
тему изучить. Федя
Пессимистов: Главное, что я понял:
создать команду – не так-то просто! За
пару дней этого точно не сделать! Но без
команды ничего не получится. Вася
Активистов: Давайте представим, что
прошла не пара дней, а пара учебных
четвертей. Команда создана. И что же ты
предлагаешь делать дальше? Федя
Пессимистов: Выбирать модель,
которая лучше всего подходит этой
команде! Вася
Активистов: Соображаешь! Только
нужно кое-что добавить. Давай вспомним:
какую задачу нашей команде предстоит
выполнить? Федя
Пессимистов: Как какую? Создать
самоуправление! Вася
Активистов: Вот именно! Значит,
требуется определить не только то, какой
будет модель самоуправления, но и какими
шагами её внедрять. Федя
Пессимистов: Понятно! Нужна не
только модель, но и план создания
самоуправления. Профессор
Дорога: Точнее, разрабатывается проект
ученического самоуправления. Это и есть
второй этап работы после создания
команды активистов. Разработка проекта
становится уже не только заботой
инициаторов, а общим делом команды. Вася
Активистов: Профессор, что именно
должно быть в этом проекте? Профессор
Дорога: В нём должны быть ответы на
самые важные вопросы. Первый – какие
проблемы нашей школы можно решить
созданием ученического самоуправления? Федя
Пессимистов: Проще
говоря, зачем нашей школе необходимо
самоуправление? Вася
Активистов: И не только школе в
целом, но и тем, кто в неё ходит: ученикам,
учителям и родителям. Профессор
Дорога: Совершенно верно, коллеги!
Ведь вам придётся защищать свой проект в
самых разных аудиториях. И всем
участникам школьной жизни нужно
показать, как ваш проект отвечает на их
нужды. Второй вопрос, на который
необходимо ответить – какое место
займёт самоуправление в школьной жизни. Вася
Активистов: То есть, чем оно будет
заниматься и какие ему нужны полномочия. Профессор
Дорога: Верно. После этого можно
перейти к выбору модели ученического
самоуправления. Это – третий вопрос, на
который предстоит ответить при создании
проекта. Федя
Пессимистов: А четвёртый вопрос –
это план действий по созданию
самоуправления. Вася
Активистов: Согласен! Кстати, каждое
действие в этом плане должно быть
размечено по времени. Тогда будет
понятно, что и когда нужно делать. Федя
Пессимистов: А какие действия
должны войти в этот план? Профессор
Дорога: Это станет понятно из нашей
беседы чуть позже, когда мы поговорим о
следующих этапах создания
самоуправления. Итак, этап разработки
проекта пройден. Что же команде делать
дальше? Вася
Активистов: Теперь этот проект
нужно «пробивать»! Профессор
Дорога: В принципе, верно. Третий
этап работы по созданию самоуправления
состоит в том, чтобы заручиться
поддержкой администрации, педагогов,
учеников и родителей. Федя
Пессимистов: Помните, я предлагал
отправиться в поход к директору? По-моему,
теперь – самое время! Ведь команде уже
есть, что ему сказать! Вася
Активистов: И не только ему, но и
всем остальным. Причём, сказать нужно
так, чтобы поняли и Мариванна, и обычный
школьник. Федя
Пессимистов: Значит, команда должна
подумать, как найти с каждым из них общий
язык. Вася
Активистов: Точно! Например, для
учителей можно устроить серьёзную
защиту проекта - с докладами, схемами,
вопросами и ответами. Но если загнать в
актовый зал пятиклассников и сделать то
же самое, то провал обеспечен! Профессор
Дорога: Это – важное замечание. Цель
работы на третьем этапе – заручиться
поддержкой. Если при работе с учениками
выбрать шаблонные формы, то вы рискуете
вместо поддержки получить реакцию
отторжения. Вася
Активистов: Сработает закон первого
впечатления! Если нас насильно загоняют
и «грузят», то мы будем относиться к
самоуправлению, как к скучному уроку. А
переломить первое негативное
впечатление не так-то просто! Куда лучше
всяких лекций – один хороший лагерь
школьного актива! Профессор
Дорога: С этим трудно не согласиться.
Тем более, что задача состоит вовсе не в
том, чтобы насильно впихнуть информацию
во всех учеников. Вася
Активистов: А в том, чтобы добиться
поддержки! А она зависит от того, какую
позицию займут самые активные ребята -
лидеры. Профессор
Дорога: Иными словами, речь идёт о
формировании группы поддержки среди
учеников. Того самого круга, который
впоследствии станет школьным активом. Федя
Пессимистов: Понятно. Если работа на
третьем этапе проведена хорошо, то
вокруг команды формируется актив
учеников и получено одобрение от
педагогов и родителей. И что делать
дальше? Профессор
Дорога: Теперь можно переходить к
четвёртому этапу – нормативному
закреплению ученического
самоуправления. Это значит, что должны
появиться школьные документы, которые
обозначают роль ученического
самоуправления, его структуру и
полномочия. Вася
Активистов: Например, создаётся
и утверждается положение об ученическом
самоуправлении. Профессор
Дорога: Или о конкретном органе
самоуправления, если речь идёт о
создании одноэтажной системы. Обратите
внимание: положение отразит не только
изначальный проект, разработанный
командой активистов, но и те поправки,
которые внесут в него участники
школьной жизни. Федя
Пессимистов: Понятно! Приходят
активисты к директору проект защищать, а
он вносит три поправки, и ни с места его
не стронуть! Вася
Активистов: Придётся с этим
считаться! Не убедили – делайте
поправки на «фактор директора». Профессор
Дорога: Если эти поправки не
перечеркивают замысел команды, то я бы
советовал не паниковать, а спокойно идти
на разумные компромиссы. В конце концов,
положение принимается не «на веки
вечные», и позже в него можно будет
внести изменения. Когда ученическое
самоуправление докажет свою
состоятельность, внесение этих поправок
пойдёт гораздо легче. Федя
Пессимистов: Итак, положение
утверждено. Это значит, что ученическое
самоуправление в школе узаконено. Пора
бы и выборы проводить! Вася
Активистов: Это, Федечка, совсем не
обязательно! Ведь если мы создаём орган
самоуправления на основе модели «актив»,
то в него могут и не избирать! Если
помнишь, чаще всего в такой орган
приходят добровольцы. Федя
Пессимистов: Ладно, один ноль в твою
пользу! Как же мы тогда назовём
следующий этап работы? Профессор
Дорога: Давайте назовём пятый этап
работы так: формирование органов
ученического самоуправления. В одном
случае это будут выборы, а в другом –
набор добровольцев. Вася
Активистов: С добровольцами-то всё
понятно. Если создаётся орган
самоуправления в модели «актив», то в
него приходит наша команда. А вот о
выборах стоит поговорить подробнее! Федя
Пессимистов: Есть повод для
следующей встречи! Домашнее
задание: 1.
Составь таблицу «Этапы создания
ученического самоуправления». Внеси в
неё названия этапов и их краткое
содержание. С помощью этой таблицы
познакомь с материалом параграфа своих
знакомых. 2.
Подумай, какие формы работы
может использовать команда активистов,
чтобы получить поддержку своего проекта
по созданию ученического
самоуправления: а)
среди учеников; б) среди педагогов; в)
среди родителей. Параграф 16. Кое-что о выборных технологиях.
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |