ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Книги о школьном ученическом самоуправлении

 

Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003.

Рисунки Маши Начиновой.

В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе.

Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.

 

ГЛАВА 3. МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Параграф 15. Замысел воплощается в жизнь.

 

На прошлых встречах наши собеседники разобрались в том, какие модели самоуправления чаще всего встречаются в школе. Теперь Васе, Феде и профессору предстоит понять, какие шаги нужно сделать для их внедрения.

 

Профессор Дорога: Сегодня мы обсудим весьма серьёзный вопрос – с чего начать создание ученического самоуправления в школе.

Вася Активистов: Помнится, Федя предлагал начать с похода к директору, но потом передумал. Делай вторую попытку, брат Фёдор!

Федя Пессимистов: Ха, напугал! Теперь-то ведь всё совершенно понятно! Для начала нужно определить, какую модель строить: одноэтажную или многоэтажную, игровую или неигровую. И какими будут постоянные органы: парламент, правительство или актив.

Вася Активистов: Контрольную работу по пройденному материалу ты бы написал на пятёрку! Только ответь-ка на маленький дополнительный вопросик: кто же будет выбирать модель самоуправления для твоей школы?

Федя Пессимистов: …а в самом деле, кто? Я один, что ли?

Вася Активистов: С ответа на этот вопрос и нужно начинать работу!

Федя Пессимистов: Получается, что перво-наперво нужно найти союзников!

Вася Активистов: Совершенно верно! По этому поводу на городском сборе актива мы придумали такое правило: «Самоуправление – это не структура, а команда».

Федя Пессимистов: Переведи!

Вася Активистов: Пожалуйста! Можно придумать самую распрекрасную структуру ученического самоуправления. Но пока в неё не придёт сильная команда активистов, работать эта структура не будет.

Федя Пессимистов: Значит, нужно создавать не команду под структуру, а структуру под команду?

Вася Активистов: Бр-р-р!

Федя Пессимистов: Какой же ты, Васечка, непонятливый! Я говорю о том, что сначала нужно собрать команду. А уже потом думать, какая структура лучше ей подойдёт.

Вася Активистов: Гениально!

Профессор Дорога: Как вы думаете, коллеги, кто может в эту команду войти?

Федя Пессимистов: Понятно кто! Активисты!

Вася Активистов: Ага! Как в фильме про приключения Шурика: «Активистка! Комсомолка! Спортсменка!» Только где их взять-то, таких активисток и активистов?

Профессор Дорога: В том-то и вопрос! Создать команду – это значит собрать вокруг себя заинтересованных людей и научить их работать вместе. Эта первая задача, с которой должны справиться инициаторы…

Федя Пессимистов:  Кто-кто?

Вася Активистов: Инициаторы! Те, от кого исходит инициатива. В данном случае, инициатива создания самоуправления в школе.

Федя Пессимистов: Значит, если завуч вызвал к себе по одному ученику из каждого класса, то это еще не значит, что он создал команду. Команда – это люди, которые загорелись идеей.

Вася Активистов: Не только. Ведь можно загореться и… быстро перегореть. Команда должна уметь воплотить свою идею в жизнь. А не разбегаться в разные стороны при первых же трудностях!

Федя Пессимистов: Так где ж такую команду взять?

Профессор Дорога: Её нельзя ниоткуда «взять». Команду нужно создавать. Инициаторам полезно подумать, кто может им в этом помочь. Лучше всего, если работу по созданию самоуправления ребята и взрослые будут вести вместе. Поэтому стоит вовлечь педагогов в этот процесс с самого начала. Например, классные руководители по вашей просьбе посоветуют, кто из учеников имеет склонности к работе в активе. Школьный психолог проведёт исследование, результаты которого также выявят ребят-лидеров. Заместитель директора по воспитательной работе поможет в проведении сборов команды – начиная от решения оргвопросов и заканчивая участием в обсуждениях.

Вася Активистов: Профессор, давайте для полной ясности сравним создание команды активистов с подготовкой экипажа космического корабля. Как готовят космонавтов? Сначала отбирают кандидатов, а потом их тренируют. В подготовке задействовано много специалистов, которых мы ни разу не видели по телевизору.

Федя Пессимистов: Ты намекаешь, что педагоги похожи на этих тружеников космического тыла?

Вася Активистов: Именно так! Если, конечно, получится привлечь их к выполнению этой роли. Так вот, вернёмся к космонавтам. Тренировки рано или поздно завершаются, и в результате создан экипаж, которому по силам справиться с полётом. Он знает, на какие кнопки нажимать и хорошо переносит перегрузки. Одним словом, натренирован. К такому результату нужно стремиться и при подготовке команды активистов!

Федя Пессимистов: Ничего себе, задачка! Между прочим, Васечка, космонавтам-то легко: у них знаешь какие тренажёры есть! Я слышал, на этих штуковинах даже невесомость искусственно создают, чтобы будущие космонавты заранее привыкали! Тут хочешь, не хочешь - полетишь, как миленький!

Профессор Дорога: А знаешь, Федя, ты внёс в наш разговор очень интересный поворот!  Давай подумаем, какой вывод из твоего замечания нужно сделать активистам.

Федя Пессимистов: Что никогда им в космос не полететь, вот какой вывод!

Вася Активистов: Ну, почему же? Просто активистам, как и космонавтам, тоже нужно тренироваться! Не просто узнать, что такое самоуправление, а еще и научиться быть лидерами. Тогда – хоть в космос, хоть в школьный совет!

Профессор Дорога: Действительно, получить знания о самоуправлении - это лишь полдела. А вторая половина заключается в том, чтобы научиться командной работе. И для этого активистам тоже нужны свои тренажёры. Роль таких тренажёров могут выполнить тренинги – специальные упражнения на развитие различных навыков, в том числе навыков командного взаимодействия. Кстати, за помощью в их проведении вы можете вновь обратиться к школьному психологу. Но ограничиваться тренингами я бы не советовал. Ведь подобные занятия - это искусственная, кабинетная ситуация. Если делать ставку только на них, то вы рискуете вместо рабочей команды получить нечто вроде клуба любителей тренингов. Тренинги закончатся – и такой клуб разойдётся.

Вася Активистов: Понятно! Тренировка и обучение не должны стать для команды самоцелью. Ведь это – всего лишь подготовительный этап к началу работы. А какие еще тренажёры Вы бы посоветовали?

Профессор Дорога: Мне кажется, лучший тренажёр – это проведение небольших практических дел. Например, команда активистов может пригласить по пять человек от каждого класса и провести для них игру «Что такое самоуправление?»

Вася Активистов: Ага, убиваем двух зайцев сразу! С одной стороны, больше школьников поймут, зачем им необходимо самоуправление. Значит, появится шанс найти среди них помощников. А с другой стороны, команда получит практический опыт проведения дела и извлечёт из него уроки.

Профессор Дорога: В таких практических делах и происходит формирование команды. Но подчеркнём: организаторская работа – это лишь фундамент. Не менее важно создать в команде особую атмосферу, систему ценностей. Тогда ребята будут воспринимать самоуправление не как «общественную нагрузку», а как свою собственную жизнь.

Вася Активистов: Во-во! Чтобы они не поручения завуча выполняли, а работали осмысленно!

Профессор Дорога: Поэтому важно вместе обсуждать итоги каждого проведенного дела. И при этом видеть не только плюсы и минусы в его организации, но также делиться мнениями о работе друг друга, благодарить и критиковать, отмечать особые заслуги. Не только деловые, но и моральные: кто-то вовремя подставил плечо, подбодрил, успокоил. Постепенно команда выработает свой собственный стиль работы.

Вася Активистов: Профессор, то, что Вы говорили об особой жизни активистов – совершенно точно! Если сказать по-простому, то работа в самоуправлении должна быть ребятам в кайф! Я уверен, что если бы у нас не было выездных лагерей и сборов активистов города, то и работа в школе была бы куда менее активной. По одной простой причине – эта «особая жизнь» делает команду более сплочённой и грамотной.

Профессор Дорога: Я бы сказал, более цельной. Вообще, тема работы с командой достойна отдельного большого обсуждения. И, конечно же, инициаторы создания самоуправления должны основательно эту тему изучить.

Федя Пессимистов: Главное, что я понял: создать команду – не так-то просто! За пару дней этого точно не сделать! Но без команды ничего не получится.

Вася Активистов: Давайте представим, что прошла не пара дней, а пара учебных четвертей. Команда создана. И что же ты предлагаешь делать дальше?

Федя Пессимистов: Выбирать модель, которая лучше всего подходит этой команде!

Вася Активистов: Соображаешь! Только нужно кое-что добавить. Давай вспомним: какую задачу нашей команде предстоит выполнить?

Федя Пессимистов: Как какую? Создать самоуправление!

Вася Активистов: Вот именно! Значит, требуется определить не только то, какой будет модель самоуправления, но и какими шагами её внедрять.

Федя Пессимистов: Понятно! Нужна не только модель, но и план создания самоуправления.

Профессор Дорога: Точнее, разрабатывается проект ученического самоуправления. Это и есть второй этап работы после создания команды активистов. Разработка проекта становится уже не только заботой инициаторов, а общим делом команды.

Вася Активистов: Профессор, что именно должно быть в этом проекте?

Профессор Дорога: В нём должны быть ответы на самые важные вопросы. Первый – какие проблемы нашей школы можно решить созданием ученического самоуправления?

Федя Пессимистов:  Проще говоря, зачем нашей школе необходимо самоуправление?

Вася Активистов: И не только школе в целом, но и тем, кто в неё ходит: ученикам, учителям и родителям.

Профессор Дорога: Совершенно верно, коллеги! Ведь вам придётся защищать свой проект в самых разных аудиториях. И всем участникам школьной жизни нужно показать, как ваш проект отвечает на их нужды. Второй вопрос, на который необходимо ответить – какое место займёт самоуправление в школьной жизни.

Вася Активистов: То есть, чем оно будет заниматься и какие ему нужны полномочия.

Профессор Дорога: Верно. После этого можно перейти к выбору модели ученического самоуправления. Это – третий вопрос, на который предстоит ответить при создании проекта.

Федя Пессимистов: А четвёртый вопрос – это план действий по созданию самоуправления.

Вася Активистов: Согласен! Кстати, каждое действие в этом плане должно быть размечено по времени. Тогда будет понятно, что и когда нужно делать.

Федя Пессимистов: А какие действия должны войти в этот план?

Профессор Дорога: Это станет понятно из нашей беседы чуть позже, когда мы поговорим о следующих этапах создания самоуправления. Итак, этап разработки проекта пройден. Что же команде делать дальше?

Вася Активистов: Теперь этот проект нужно «пробивать»!

Профессор Дорога: В принципе, верно. Третий этап работы по созданию самоуправления состоит в том, чтобы заручиться поддержкой администрации, педагогов, учеников и родителей.

Федя Пессимистов: Помните, я предлагал отправиться в поход к директору? По-моему, теперь – самое время! Ведь команде уже есть, что ему сказать!

Вася Активистов: И не только ему, но и всем остальным. Причём, сказать нужно так, чтобы поняли и Мариванна, и обычный школьник.

Федя Пессимистов: Значит, команда должна подумать, как найти с каждым из них общий язык.

Вася Активистов: Точно! Например, для учителей можно устроить серьёзную защиту проекта - с докладами, схемами, вопросами и ответами. Но если загнать в актовый зал пятиклассников и сделать то же самое, то провал обеспечен!

Профессор Дорога: Это – важное замечание. Цель работы на третьем этапе – заручиться поддержкой. Если при работе с учениками выбрать шаблонные формы, то вы рискуете вместо поддержки получить реакцию отторжения.

Вася Активистов: Сработает закон первого впечатления! Если нас насильно загоняют и «грузят», то мы будем относиться к самоуправлению, как к скучному уроку. А переломить первое негативное впечатление не так-то просто! Куда лучше всяких лекций – один хороший лагерь школьного актива!

Профессор Дорога: С этим трудно не согласиться. Тем более, что задача состоит вовсе не в том, чтобы насильно впихнуть информацию во всех учеников.

Вася Активистов: А в том, чтобы добиться поддержки! А она зависит от того, какую позицию займут самые активные ребята - лидеры.

Профессор Дорога: Иными словами, речь идёт о формировании группы поддержки среди учеников. Того самого круга, который впоследствии станет школьным активом.

Федя Пессимистов: Понятно. Если работа на третьем этапе проведена хорошо, то вокруг команды формируется актив учеников и получено одобрение от педагогов и родителей. И что делать дальше?

Профессор Дорога: Теперь можно переходить к четвёртому этапу – нормативному закреплению ученического самоуправления. Это значит, что должны появиться школьные документы, которые обозначают роль ученического самоуправления, его структуру и полномочия.

Вася Активистов: Например, создаётся и утверждается положение об ученическом самоуправлении.

Профессор Дорога: Или о конкретном органе самоуправления, если речь идёт о создании одноэтажной системы. Обратите внимание: положение отразит не только изначальный проект, разработанный командой активистов, но и те поправки, которые внесут в него участники школьной жизни.

Федя Пессимистов: Понятно! Приходят активисты к директору проект защищать, а он вносит три поправки, и ни с места его не стронуть!

Вася Активистов: Придётся с этим считаться! Не убедили – делайте поправки на «фактор директора».

Профессор Дорога: Если эти поправки не перечеркивают замысел команды, то я бы советовал не паниковать, а спокойно идти на разумные компромиссы. В конце концов, положение принимается не «на веки вечные», и позже в него можно будет внести изменения. Когда ученическое самоуправление докажет свою состоятельность, внесение этих поправок пойдёт гораздо легче.

Федя Пессимистов: Итак, положение утверждено. Это значит, что ученическое самоуправление в школе узаконено. Пора бы и выборы проводить!

Вася Активистов: Это, Федечка, совсем не обязательно! Ведь если мы создаём орган самоуправления на основе модели «актив», то в него могут и не избирать! Если помнишь, чаще всего в такой орган приходят добровольцы.

Федя Пессимистов: Ладно, один ноль в твою пользу! Как же мы тогда назовём следующий этап работы?

Профессор Дорога: Давайте назовём пятый этап работы так: формирование органов ученического самоуправления. В одном случае это будут выборы, а в другом – набор добровольцев.

Вася Активистов: С добровольцами-то всё понятно. Если создаётся орган самоуправления в модели «актив», то в него приходит наша команда. А вот о выборах стоит поговорить подробнее!

Федя Пессимистов: Есть повод для следующей встречи!

 

Домашнее задание:

1. Составь таблицу «Этапы создания ученического самоуправления». Внеси в неё названия этапов и их краткое содержание. С помощью этой таблицы познакомь с материалом параграфа своих знакомых.

2. Подумай, какие формы работы может использовать команда активистов, чтобы получить поддержку своего проекта по созданию ученического самоуправления:

а) среди учеников; б) среди педагогов; в) среди родителей.

 

Параграф 16. Кое-что о выборных технологиях.

Оглавление

 

Скачать учебник

в Word-формате Zip 150 Kb

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru