|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. ГЛАВА
3. МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Параграф
16. Кое-что о выборных технологиях. Как
провести выборы в орган ученического
самоуправления? Этот вопрос наши
собеседники поставили на повестку дня
своей новой встречи. Профессор
Дорога: Как и договаривались в
прошлый раз, сегодня мы поговорим о
выборах. Вася
Активистов: Скользкая тема,
профессор! Я помню, сколько скандалов
было, когда депутатов Государственной
думы избирали! Грязные технологии,
чёрный пиар… Федя
Пессимистов: Кто-кто чёрный?.. Вася
Активистов: Не кто, а что! Это такое
сокращение из двух английских букв: PR,
то есть пиар. А полностью – public
relations.
Переводится - общественные связи. Один
ноль в мою пользу, Федечка! Федя
Пессимистов: Ничего не понял! Если
пиар – это общественные связи, то чёрный
пиар – это значит чёрные общественные
связи? Белиберда какая-то получается! Вася
Активистов: Профессор, тонем,
спасайте! Профессор
Дорога: Понимаешь, Федя, пиар – это
технология популярности. Грамотный пиар
помогает политику стать популярным -
получить поддержку общества. А когда
говорят о чёрном пиаре, то имеют в виду
нечестные приёмы влияния на
общественное мнение. Например,
очернение конкурентов. Федя
Пессимистов: Я
что-то не пойму… Вы предлагаете всё это
безобразие перенести в школу? Профессор
Дорога: Разумеется, нет! Разговор о
пиаре понадобился нам для другого -
чтобы вспомнить, сколь пристальное
внимание уделяется предвыборной
кампании. Как по-вашему, почему политики
тратят на неё столько сил и средств? Федя
Пессимистов: Это же элементарно,
профессор! Потому что они хотят
пробиться во власть. Чем больше денег
они вложат в свою рекламу, тем больше
людей за них проголосует. Профессор
Дорога: Пожалуй, да. Но,
справедливости ради, давайте отметим:
итоги выборов зависят не только от
кошельков кандидатов, но и от других
факторов. В частности, от того, как
устроена избирательная система. Вася
Активистов: Еще бы! Можно придумать
такой закон о выборах, который закроет
двери в парламент для многих желающих. И
тогда результаты голосования легко
предсказать заранее. Федя
Пессимистов: Я понял, к чему вы
ведёте! К тому, что самоуправлению нужна
хорошая избирательная система. Если
схема школьных выборов оказалась плохой
– тогда состав парламента будет
напоминать тусовку лоботрясов. Как
говорится, вопрос ребром! Вася
Активистов: Вот именно, ребром! Для
команды активистов, школьные выборы –
это способ взять власть. Иначе её
возьмёт кто-нибудь другой. Скорее всего,
чтобы поиграть немного, да и выбросить. А
вся работа команды пойдёт насмарку. Вот
и получается, что у активистов один
выход - стать лидерами ученического
самоуправления. Выборы должны быть
проведены так, чтобы они этого добились.
Задолго до голосования нужно составить
список – кого именно команда активистов
видит в органе самоуправления. Федя
Пессимистов: Ага! Явки, пароли и
клички …то есть, фамилии! И что же дальше?
Проталкивать этих выдвиженцев с помощью
чёрного пиара? Вася
Активистов: Мы, Федечка, за честные
выборы! Никакие грязные технологии не
нужны – достаточно элементарной
фантазии. Просто схема выборов должна
быть такой, чтобы для людей из команды
активистов двери в орган самоуправления
не были закрыты. Федя
Пессимистов: Всё-таки меня что-то
смущает. Вам не кажется, что это не
совсем честно? Получается, что команда
активистов берёт на себя право делать
выбор за школьников. Такой выбор,
который ей выгоднее! Я думаю так: пусть
школьники сами решают, кого избрать!
Тогда и будет демократия! Вася
Активистов: Так ведь никто и не
отнимает у школьников права решать!
Появятся разные кандидаты, и ребята
выберут тех, кому они больше доверяют. Профессор
Дорога: Другое дело – схема выборов.
Единственно возможной, «самой
демократичной» избирательной системы
не существует. Разные страны используют
различные схемы выборов, и при этом
постоянно их совершенствуют. Причина
проста – у каждой страны есть свои
особенности. Нужно дать людям право
избрать своих депутатов и одновременно
сделать так, чтобы состав парламента был
работоспособным. То же касается школы.
Главная задача выборов на первых порах
– научить ребят выбирать осознанно. Федя
Пессимистов: Это
как? Профессор
Дорога: Это значит, что школьники
должны научиться голосовать не за кого
попало, а за толковых ребят. Таких,
которые могут хорошо справиться с
работой в самоуправлении. Между прочим,
практика показывает: для того, чтобы
граждане научились грамотно выбирать,
должно пройти три-четыре избирательных
кампании. Каждый раз люди видят
результаты своего выбора и делают
выводы. Так у них постепенно
накапливается опыт. Вася
Активистов: Выходит, когда ученики
голосуют первый раз, такого опыта у них
еще нет! Профессор
Дорога: Именно поэтому и важна роль
команды активистов в школьной
избирательной кампании. Если пустить
всё на самотёк, результаты будут
неутешительными. И, кстати, после этого
наступит разочарование в выборах. А
значит, проводить их в следующий раз
будет гораздо труднее. Федя
Пессимистов: Помню-помню! Закон
первого впечатления! Вася
Активистов: Чтобы оно оказалось
хорошим, давайте разберемся, какие схемы
школьных выборов есть в нашем
распоряжении. Федя
Пессимистов: У нас в школе поступают
просто: посылают в парламент по одному
человеку от класса. Вася
Активистов: Эта схема называется «делегирование».
Своих представителей в орган
самоуправления делегирует каждый класс… Федя
Пессимистов: С
первого по одиннадцатый? Вася
Активистов: Нет, начальная школа в
выборах не участвует. А вообще,
возрастные рамки определяет положение
об ученическом самоуправлении. И, кстати,
некоторые системы дают право выбирать
представителей в ученический совет не
только классам, но и другим школьным
объединениям. Например, детским
общественным организациям. Федя
Пессимистов: В общем, что такое
делегирование – понятно. Самое время
поговорить о плюсах и минусах этой схемы. Вася
Активистов: Спасибо за подачу!
Главный плюс – хорошая связь между
органом самоуправления и классами.
Когда нужно узнать мнение учеников по
какому-то вопросу, представители
спрашивают об этом в своих классах. А
если какая-то проблема возникает у самих
ребят, можно сразу обратиться к своему
однокласснику из ученического совета. Федя
Пессимистов: Да, это большой плюс! А
в чём же минус? Вася
Активистов: Сейчас поймёшь. Как
правило, не в каждом классе есть хорошие
лидеры. Скорее всего, в вашу команду
активистов соберутся ребята далеко не
из всех классов. Федя
Пессимистов: А из некоторых,
наоборот, набежит слишком много
энтузиастов! Вася
Активистов: И именно этих ребят вы
хотели бы видеть в ученическом совете.
Если использовать систему
делегирования – ничего не выйдет: лишь
малая часть команды попадёт в
орган самоуправления. Остальные
останутся за бортом. А, вместо них, в
орган самоуправления придут «коты в
мешке». Федя
Пессимистов: То есть неизвестные
люди, которые могут оказаться либо
лидерами, либо... Вася
Активистов: Либо теми, кто умеет
только мяукать! Федя
Пессимистов: Ага! Причём,
исключительно в мешке! Вася
Активистов: Вот тебе и
главный минус делегирования – большой
риск получить случайный состав. Федя
Пессимистов: Я понял одну из причин
того, почему так может произойти! Ведь
как в некоторых школах делят ребят на
классы? Самых сильных загоняют в класс «а»,
послабее – в класс «б» и так далее. В
некоторых школах половина классов –
чуть ли не на уровне невменяемости
находятся! И если в орган самоуправления
придут представители от каждого такого
класса, то можно сразу разбегаться в
разные стороны – всё равно ничего
путнего не выйдет! Вася
Активистов: Печально, но факт!
Просто нужно заранее прикинуть: кто
придёт в орган самоуправления, если
посылать в него представителей от
классов. И сделать вывод: подходит схема
делегирования или нет. Федя
Пессимистов: А если она не подходит,
какую взять взамен? Вася
Активистов: Например, вторую схему.
Она называется «прямые выборы».
Создаётся школьная избирательная
комиссия. Выдвигаются кандидаты в
депутаты, и комиссия их регистрирует.
Далее проходит агитационная кампания и
затем - всеобщее голосование. Ученики
выбирают среди кандидатов тех, кого они
поддерживают, заполняют бюллетени и
бросают их в избирательные урны.
Остаётся только подсчитать голоса и
объявить состав органа самоуправления! Федя
Пессимистов: Значит, в отличие от
делегирования, во время прямых выборов
ребята выбирают не среди учеников
своего класса, а среди всех, кого
выдвинули. Вася
Активистов: Да, они не делегируют
своего представителя, а голосуют за тот
или иной состав органа самоуправления. Федя
Пессимистов: Первый плюс я уже вижу:
команда активистов при такой схеме
может попасть в ученический совет
полностью. Вася
Активистов: Если она, конечно,
грамотно проведет предвыборную
кампанию. Кстати, сама возможность
предвыборной кампании – тоже большой
плюс. Ведь это удачный способ донести до
учеников, что такое самоуправление. Федя
Пессимистов: Еще бы! Когда вся школа
увешана предвыборными плакатами
кандидатов, трудно пройти мимо! Профессор
Дорога: Этот интерес непременно
стоит использовать! С предвыборной
кампании может начаться серьёзное
обсуждение школьных проблем. Тех самых,
которые предстоит решать органу
самоуправления. Для этого нужно
поставить кандидатов перед
необходимостью разработать и защитить
свои программы. Федя
Пессимистов: Захватывает! Такие
большие плюсы, что даже в тетрадку не
влезают! А как, Васечка, обстоит дело с
минусами? Вася
Активистов: С минусами – тоже всё в
порядке! Главный из них – это высокая
роль «фактора стихии». Федя
Пессимистов: Что-что-что? Вася
Активистов: Сейчас расскажу историю
– поймешь. В одной из школ проходили
выборы, на которых ученики оказались во
власти стихии. Ну, захотели они
пропихнуть в школьный совет одну
старшеклассницу… широко известную в
узких кругах. Звали её Варя.
Представляете, бегают школьники по
избирательному участку и выкрикивают: «Варьку
выбираем, Варьку!» Некоторые умудрились
даже по несколько раз за неё
проголосовать! Педагоги хватались за
голову, валидол пили… В отношениях с
этой девушкой у них были большие
проблемы. Даже избирательный участок
хотели закрыть! Но директор школы
стукнул кулаком по столу и сказал: «Доведём
выборы до конца!» Девушку Варю, конечно
же, выбрали, да только без толку. Увы, не
входило самоуправление в её планы… Федя
Пессимистов: То есть, прямые выборы
легко превратить в «день приколов». Вася
Активистов: Особенно, когда ученики
плохо понимают, кого, куда и зачем они
избирают. Федя
Пессимистов: Значит, если активисты
решаются на прямое голосование, им нужно
раскручивать предвыборную кампанию на
полную катушку. Вася
Активистов: И очень чётко продумать
все этапы организации выборов. Лучший
вариант – написать подробное положение
о выборах и строго ему следовать. Но если
команда не уверена, что совладает со
стихией, то лучше ей за прямые выборы не
браться. И использовать другую систему
– «косвенные выборы». Федя
Пессимистов: Это мы недавно по
истории проходили! При косвенных
выборах люди избирают выборщиков. А уже
они, в свою очередь, голосуют за
кандидатов, то есть выбирают. Вася
Активистов: Правильно! А знаешь,
какой орган школьного самоуправления
выполняет роль коллегии выборщиков? Федя
Пессимистов: …какой? Вася
Активистов: Ученическая
конференция, Федя! Федя
Пессимистов: Точно! Значит,
косвенные выборы – это выборы на
ученической конференции! Школьники
выбирают своих делегатов на конференцию,
а конференция избирает ученический
совет. Вася
Активистов: Но избирать его можно по-разному.
Например, выдвинуть кандидатов и
выслушать их программы прямо во время
конференции. Так чаще всего и происходит.
Но есть и другой вариант: провести
выдвижение и предвыборную кампанию
заранее – так же, как в схеме прямых
выборов. А на конференции состоится само
голосование. Федя
Пессимистов: Понятно! Хотя выборы
пройдут на конференции, но агитация
будет направлена на всех учеников.
По-моему, в таком варианте удастся
сохранить плюсы, которые были в схеме
прямых выборов, и при этом избежать «фактора
стихии». Вася
Активистов: Голосование на школьной
конференции будет более осознанным, чем
во время прямых выборов – это наверняка!
По-моему, у схемы косвенных выборов
минусы появляются только в первом
варианте, когда выдвижение и агитация
происходят без участия всех школьников. Федя
Пессимистов: Эти минусы сразу видно!
При таком раскладе, большинство ребят
могут даже не заметить, что в школе
появился ученический совет: на
конференции их не будет, а всё
произойдёт именно там. Ученики опять как
бы ни при чём! Вася
Активистов: Кстати, чтобы ученики не
остались в стороне, нужно учесть еще
один момент. Часто школьные конференции
проводятся «абы как». Вплоть до того, что
классные руководители вылавливают пару-тройку
учеников и посылают их «на заседание». А
все остальные ребята - даже не в курсе.
Чтобы этого не произошло, нужно
разработать положение об ученической
конференции. И чётко его выполнить. Профессор
Дорога: Дело даже не в строгом
соблюдении формальных процедур. По сути,
выборы дают старт работе ученического
самоуправления. Поэтому они должны
стать для школы заметным, значимым
событием. Неким рубежом, открывающим
новую страницу школьной жизни. Очень
важно, чтобы это почувствовали сами
ребята. Домашнее
задание: 1.
Нарисуй схемы трёх школьных
избирательных систем, о которых ты узнал
из параграфа. С их помощью объясни
материал своим друзьям. 2.
Составь план-график проведения
прямых выборов в ученический совет.
Разработай и внеси в этот план шаги,
которые нужно сделать при организации
прямых выборов и запланируй на их
выполнение необходимое время. Подробно
распиши формы агитационной кампании. 3.
Какие пункты, по-твоему, нужно
включить в Положение об ученической
конференции? Запиши их и обсуди с теми
взрослыми, которые могут дать тебе
толковый совет.
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |