|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Параграф
9. Берём власть - 3. Сегодняшняя
встреча Профессора с его юными друзьями
вновь посвящена теме полномочий
ученического самоуправления. Наши
собеседники продолжают знакомиться с
положением об ученическом совете,
действующем в школе Васи Активистова. Профессор
Дорога:
Ну, что ж, коллега Фёдор, давай-ка
устраиваться поудобнее. Василий нам
сегодня вновь будет читать. Федя
Пессимистов: Роман
«Война и мир», том третий. Вася
Активистов: Вот-вот, тут как раз
насчёт войны и мира. Пункты 16 и 17
положения об ученическом совете очень
даже воинственно начинаются: «Опротестовывать
решения администрации школы…» Федя
Пессимистов:
И что же это за решения такие, против
которых вы можете протестовать? Вася
Активистов: Во-первых, те, которые
противоречат уставу школы – об этом
пункт 16. А во-вторых - те решения, которые
затрагивают интересы учеников, но
приняты без согласия школьного совета –
об этом говорится в пункте 17. Федя
Пессимистов: Ну-ну… Знаешь что,
Васечка, кончай агитировать! Лучше реши
про эти самые пункты простенькую
задачку. Восьмиклассникам объявили, что
в следующем году они будут учиться в
профильных классах:
физико-математическом, гуманитарном и
спортивном. И каждому ученику нужно
подать заявление, в каком классе он
хочет учиться. Заявления рассмотрят, и в
итоге всю параллель восьмиклассников «перемешают».
Бывшие друзья, которые вместе с первого
класса учились, окажутся в разных
классах. Они, конечно же, против, но их
мнения никто не спрашивает. И как же
быть? Вася
Активистов: Обратиться в школьный
совет, разумеется! Если большинство
учеников действительно против того,
чтобы «перемешиваться», тогда школьному
совету самое время поставить эту
проблему перед администрацией. Федя
Пессимистов: Ну, предположим,
поставят. И что? Решение-то уже принято! Вася
Активистов: Значит, начнут решать
заново. Только теперь – уже вместе.
Может быть, проблема в том, что ребятам
ничего толком не объяснили. Тогда
администрация встретится с
восьмиклассниками и попытается убедить
их, что профильные классы смогут дать им
больше возможностей для образования. А
если уговорить ребят так и не получится,
то школьный совет выйдет в
администрацию с другими предложениями.
Например, не «перемешивать» учеников, а
разбить каждый класс на три группы:
математиков, гуманитариев и
спортсменов. И некоторые уроки
проводить не по классам, а по группам.
Скажем, на алгебру вместе собираются
математики из всех восьмых классов. А
спортсмены в это время идут на
физкультуру. Федя
Пессимистов: Я бы лично в восьмом
классе не смог выбрать, кем я буду:
математиком, литератором или
физкультурником. Представляете: избрал
в восьмом классе спортивный уклон, а
потом захотел поступить в вуз на
юридический. А там ведь не только
приседать надо уметь! Вася
Активистов: Вот видишь! Послушал бы
тебя директор школы и сказал бы: «А ведь
прав этот Федя! Не нужны нам никакие
профильные классы. Учитесь-ка вы и
дальше в своих обычных классах. А вместо
дополнительных часов на алгебру,
литературу и физкультуру, которые
раньше были в профильных классах, каждый
из вас выберет какой-нибудь спецкурс.» Федя
Пессимистов:
Вот это я понимаю! Вася
Активистов: Итак, если ученический
совет не согласен с решением
администрации, то он выносит протест, и
дальше вопрос рассматривается заново.
Теперь переходим к пункту 18. Он даёт
школьному совету право создавать
печатные органы. Федя
Пессимистов: Печатный орган – это
собственная газета? Вася
Активистов: Да хоть журнал! Федя
Пессимистов: Для начала, пожалуй, и
газеты хватит. Хочешь задачку про
газету? Вася
Активистов: Выкладывай! Федя
Пессимистов: Директор узнал, что
школьное правительство начинает
издание газеты. Назвать её решили так: «Вслух
о наболевшем». Директора, само собой,
такое название насторожило. Пригласил
он к себе активистов и сказал: «Я, в
принципе, не против вашей газеты. Но, на
всякий случай, давайте-ка вы будете мне
показывать все материалы до того, как их
напечатать. Если что-то не так – я смогу
вас вовремя поправить». И как же быть
бедным активистам? Вася
Активистов: Им ведь фактически
предлагают согласиться с цензурой! А она
в нашей стране запрещена Конституцией. Профессор
Дорога: Можно вспомнить и Конвенцию
о правах ребенка. В ней говорится, что
ребенок имеет право свободно выражать
свои мнения и убеждения, в том числе
передавать информацию в печатной форме.
Главное, чтобы при этом не нарушался
закон – например, нельзя вести
пропаганду фашизма или унижать
достоинство других людей. Вася
Активистов: Всё понятно. Значит,
Федя, ответ на твою задачку таков.
Школьный совет вежливо отказывается от
услуг директора по редактированию
газеты. И берет на себя ответственность
за то, чтобы в ней не было ничего
неприличного. Тогда это будет
действительно газета самих учеников.
Читаем пункт 19. Он позволяет
ученическому совету «участвовать в
решении вопросов о назначении педагогов
на должность классного руководителя и
освобождении с этой должности». Федя
Пессимистов: Ничего
себе, замахнулись! У нас в школе один
класс полгода вокруг директора кругами
ходил, чтобы им классную заменили. А в
итоге так ничего и не выходили. Профессор
Дорога: И в чём же проблема? Почему
бы не заменить классного руководителя,
коли уж ребят он не устраивает? Федя
Пессимистов: Понимаете, профессор,
классная полгода ведёт против своего
класса настоящие боевые действия.
Ругается, оценки занижает, родителям
нервы мотает… Добивается, чтобы ученики
признали её авторитетом… Вася
Активистов: Вообще-то, «авторитеты»
раньше в школах не водились. А водились
они, как говорится, в местах не столь
отдалённых… Федя
Пессимистов: Новые времена, Васечка!
Так вот, классная полгода всех прессует.
И вдруг – представьте - директор её
убирает! Весь её авторитет как ветром
сдуло бы! Вот поэтому директор и оставил
всё, как есть. Профессор
Дорога: Коллеги, это ведь просто
театр абсурда! Неужели директор не
понимает, что ученики -
тоже люди, и школа не может
допустить, чтобы над ними по полгода
издевались?.. Вася
Активистов: Будем считать, что это –
третья Федина задачка. А ответ в ней
таков. Перед началом учебного года
школьное правительство просит у
директора показать список учителей,
которых хотят назначить классными
руководителями. И даёт к этому списку
свои поправки. Например, если шестой «Б»
ненавидит Мариванну, то школьное
правительство посоветует директору не
назначать её туда классным
руководителем. А если в течении учебного
года возникнут проблемы, вроде тех, о
которых ты рассказал, то ученический
совет идёт к директору и предлагает
поменять классного. Федя
Пессимистов: А директор и отвечает:
«Руководить этим классом больше никто
не соглашается! Так что менять Мариванну
мне не на кого.» Вася
Активистов:
Главное, он не сможет ответить, что это
вообще не наше дело. В положении-то чётко
записано, что наше! А остальные проблемы
всегда можно решить. Федя
Пессимистов: Говорить, Васечка,
всегда легко. А ты попробуй-ка, реши: вот
ни в какую не соглашаются другие учителя
вести этот несчастный шестой «Б»! Вася
Активистов: Кто сказал, что не
соглашаются? Федя
Пессимистов: Как
кто? Сам директор! Вася
Активистов: Ясно-ясно. Я бы в этом
случае предложил поступить так.
Директор даёт согласие заменить
классного руководителя, а школьное
правительство ищет другого педагога,
который возьмёт этот класс. Профессор
Дорога: Почему бы, коллеги, и самому
шестому «Б» не поискать себе нового
классного руководителя? Думаю, это будет
весьма поучительно. И, кстати,
положительно повлияет на отношения
класса со своим новым наставником. Вася
Активистов: Ну
что, Федя, решили мы с профессором твою
задачку? Федя
Пессимистов: Ладно
уж! На четвёрочку вы наговорили. На
двоих! Вася
Активистов: Доставайте дневник,
профессор – сейчас Федя влепит Вам
заслуженную двойку! А я пока дальше
почитаю. Пункт 20. Он даёт нам право
развивать связи с ученическими советами
других школ. Федя
Пессимистов: Ну, тут всё понятно.
Приглашаете к себе парламент соседней
школы и обмениваетесь опытом. Вася
Активистов: Может быть, мы не только
опытом обменяемся, но и вместе
что-нибудь сделаем. Например, совместный
лагерь актива проведем. Федя
Пессимистов: Вот и проводите, кто же
вам мешает? Но в положение-то зачем это
записывать? Вася
Активистов: А вот зачем. Приходят к
нам ребята из парламента соседней школы,
а охранник их не пропускает. «Вы, -
говорит, - чужие мальчики, и нечего вам в
нашей школе делать». Федя
Пессимистов: Вот теперь я понял!
Подходит председатель школьного совета
к охраннику, подводит его к стенду с
положением об ученическом совете,
тыкает пальчиком сначала в пункт 20, а
потом – в подпись директора. И вопрос
решен! Вася
Активистов: Смотрим пункт 21. Нам
даровано право «направлять
представителей школьного совета на
заседания органов управления школой,
рассматривающих вопросы о
дисциплинарных проступках учащихся». Федя
Пессимистов: Значит, если на
педсовете разбирают поведение Коли
Хулиганова, то на этом заседании может
присутствовать представитель
ученического совета. Вася
Активистов: И высказать там мнение
учеников: надо ли Колю сурово наказать
или, наоборот, наградить почётной
грамотой. Переходим к пункту 22. Он даёт
ученическому совету право «использовать
оргтехнику, средства связи и другое
имущество школы по согласованию с
администрацией». Федя
Пессимистов: Сейчас разберемся!
Оргтехника – это всякие там компьютеры
и ксероксы. Средства связи – это,
наверное, телефон. У нас в школе еще
радиоузел есть. А вот про какое там еще «другое
имущество» говорится? Вася
Активистов: Всё, что есть в школе –
это и есть имущество. От кабинетов до
веников. Федя
Пессимистов: И
мы всё это можем использовать? Вася
Активистов: Можем.
По согласованию с администрацией. Федя
Пессимистов: Это как? Вася
Активистов: Приходим к заместителю
директора по воспитательной работе и
говорим: «Мы решили провести фестиваль
любительских видеофильмов, и для этого
нам нужен зал, телевизор и
видеомагнитофон. Давайте согласуем
время!» Замдиректора смотрит в свою
тетрадку и говорит: «Так. Зал свободен
тогда-то, видеомагнитофон и телевизор –
тогда-то. Значит, в следующий четверг в 17
часов. Устраивает?» Федя
Пессимистов:
Вполне устраивает! Идём дальше. Вася
Активистов: Пункт 23. Право «участвовать
в разрешении конфликтных вопросов между
учениками, учителями и родителями». Федя
Пессимистов: Значит, если
происходит какой-то конфликт, то
школьное правительство имеет законное
право в него вмешаться. Вася
Активистов: Не
просто вмешаться, а помочь его
разрешить. Федя
Пессимистов: Например, как служба
примирения в вашей школе, да? Вася
Активистов: Это - один из вариантов.
Иногда людям нужно помочь договориться
– здесь работа для службы примирения.
Иногда необходимо защитить чьи-то права
– здесь поможет правозащитная приёмная.
Если же нужно, чтобы во время обсуждения
какой-то острой ситуации директор и
родители не забыли об интересах
учеников, - пора включиться в этот
разговор ученическому совету. Федя
Пессимистов: Ясно.
Читай следующий пункт! Вася
Активистов: На очереди – двадцать
четвертый. Он позволяет школьному
совету вносить свои предложения в план
воспитательной работы школы. Федя
Пессимистов: И зачем это? Чтобы еще
больше мероприятий для галочки
появилось? Вася
Активистов: Смотря как этим правом
пользоваться. Можно, конечно,
напредлагать чего ни попадя, и от этого у
школьников только голова кругом пойдёт.
А можно взять предложения заместителя
директора по воспитательной работе и
подумать, что действительно нужно
ребятам. От чего-то уже пора отказаться,
а что-то, наоборот, надо добавить. Если
этого не делать, то будешь ты, Федя,
по-прежнему каждый год на конкурсе «Мисс
и мистер школы» топ-моделью работать. Профессор
Дорога: Кроме того, в план
воспитательной работы можно включить и
те мероприятия, которые будет проводить
сам ученический совет. В этом случае у
вас появится надежда на того, что
администрация школы окажет вам
необходимую помощь. Вася
Активистов: Пункт 25. Право «представлять
интересы учащихся в органах и
организациях вне школы». Здесь всё
просто. Если школьный совет приходит в
мэрию и ставит какой-то вопрос от имени
учеников школы, то никто не сможет
сказать: «А кто вы, вообще, такие?» Федя
Пессимистов:
И директор не возмутится, мол, что это вы
ходите везде, а меня с собой не берёте… Вася
Активистов: Пункт 26. «Участвовать в
формировании составов школьных
делегаций на мероприятиях городского
уровня и выше». Федя
Пессимистов: О! У нас в школе как раз
сейчас решается, кто поедет в Америку. По
обмену с городом-побратимом. Вася
Активистов: И как же это у вас
решается? Федя
Пессимистов: Тихо и мирно. Директор
обещает завтра огласить весь список.
Наверняка одни любимчики поедут! Вася
Активистов: Да,
печальная картина. Зато есть хороший
повод объяснить ребятам, зачем им
необходимо самоуправление. Ученический
совет мог бы сказать директору: «Извините,
Сидор Петрович, но вопрос о составе
делегации мы будем решать вместе.» И
договаривались бы, кого взять: тех, кто
хорошо учится или же тех, кто проявляет
активную жизненную позицию. Или и тех, и
других поровну. Федя
Пессимистов: Да, до этого нашей
школе еще далеко. Эх, доживём ли?.. Вася
Активистов: Ты, Фёдор, особо не
грусти: ведь это только от вас самих и
зависит! Так что не страдать надо, а
делать. Кстати, наконец-то мы добрались
до последнего пункта. Номер 27. «Осуществлять
иные полномочия в соответствии с
законодательством и Уставом школы». Это
значит, что, если в законах или уставе
школы будут записаны еще какие-нибудь
права ученического самоуправления, то
мы тоже сможем ими пользоваться. Федя
Пессимистов: Приняли бы в нашей
стране хороший закон о том, что может
делать ученическое самоуправление! Вот
здорово было бы! Профессор
Дорога: Это, безусловно, нужно. Но
обрати внимание, коллега: сейчас ученики
почти не пользуются и теми немногими
правами, которые уже записаны в законе.
Думаю, что для начала надо научиться
использовать права, которые у вас уже
есть – иначе никакой новый закон не
спасёт. А затем не ждать манны небесной,
а договариваться с администрацией
школы, чтобы ваши
полномочия расширялись. Вася
Активистов: Вот тогда у учеников и
появится в школе своя власть! Домашнее
задание: 1. Какой пункт из тех, которые
названы в этом параграфе, ты считаешь
самым главным? Почему ты так думаешь? 2. Какие новые права и полномочия
ты бы добавил в положение об ученическом
совете?
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |