|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Параграф
8. Берём власть - 2. На
очередной встрече профессор Дорога
продолжил обсуждать вместе с Васей
Активистовым и Федей Пессимистовым
вопрос о правах и полномочиях
ученического самоуправления. Профессор
Дорога: В прошлый раз мы
остановились… Федя
Пессимистов: На чае с плюшками! Вася
Активистов: А положение об
ученическом совете так и не дочитали! Профессор
Дорога: Зато сегодня мы будем делать
это с еще большим интересом. Приступай,
Василий! Вася
Активистов: Есть приступать,
профессор! На очереди - пункт восьмой. Он
даёт ученическому совету право «проводить
среди учащихся опросы и референдумы». Федя
Пессимистов: А в чём разница: опрос
или референдум? Профессор
Дорога: Опрос – это форма изучения
общественного мнения. Например, чтобы
узнать, как жители города относятся к
переименованию улиц, опрашивают не всех
подряд, а только тысячу человек. Этого
вполне достаточно, чтобы судить о
позиции горожан. Но, когда мэрия
принимает решение, переименовать улицу
или оставить старое название, она может
на этот опрос не обратить ни малейшего
внимания. Ведь результаты опросов не
имеют обязательной силы. А вот
референдум – это всеобщее голосование
по самым важным вопросам. Здесь уже
никого не вылавливают и не опрашивают -
каждый житель города имеет право прийти
и проголосовать. Результаты
референдумов имеют обязательную силу.
Если люди проголосовали за то, чтобы
переименовать проспект Ленина в авеню
Ивана Сусанина, то властям останется
только поменять таблички. Федя
Пессимистов: А если всё это
заработает в школе? Наверное, вот как это
будет выглядеть. Ученический совет
проводит референдум: покрасить стены
школьных коридоров в желтый или зеленый
цвет. Большинство голосует за зеленый, и
тогда директор посылает завхоза за
зеленой краской. Верно? Профессор
Дорога: Не совсем, коллега. Ведь
сейчас в твоей школе нет такого правила,
что решения референдума учеников
обязательны для администрации школы.
Если бы это было написано в школьном
уставе или в отдельном положении «О
школьном референдуме» - тогда другое
дело! А пока до этого еще далеко, мнение
школьников будет законом только для
ученического совета. Предположим,
школьное правительство не пришло к
единой позиции по какому-то вопросу.
Тогда оно вполне может отдать право
принять решение самим ученикам –
вынести вопрос на референдум. Вася
Активистов: Читаю дальше. Пункт
девять. Имеем право «выступать с
инициативой проведения дисциплинарного
расследования по отношению к работникам
школы, участвовать в проведении
дисциплинарного расследования в
отношении педагогов по фактам нарушения
прав учащихся». Федя
Пессимистов: Так это же из закона, о
котором мы говорили! Забыл, как
называется… Профессор
Дорога: Закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации». Вася
Активистов: Совершенно верно, это
переписано из закона. Но именно этот
пункт положения вызвал самые большие
возражения наших учителей. Они говорили:
«Как это так?! Дети, которых мы учим,
будут что-то там про нас расследовать?» Профессор
Дорога: К сожалению, это не
единичный случай такой реакции. Мой
коллега, тоже профессор, однажды
выступал на всероссийском совещании
директоров школ. Рассказывал им об этой
норме закона и интересовался, как она
выполняется. Оказалось, что директора
ничего не слышали об этом законе и очень
возмутились, узнав, какие нормы в нём
прописаны. Их мнение было таким: «Надо
срочно написать Президенту о том, чтобы
этот закон отменили». Об этом случае
даже была статья в «Учительской газете». Федя
Пессимистов: Но ведь закон-то всё
равно действует! Профессор
Дорога: Безусловно, коллега! Поэтому
даже если учителя добьются того, чтобы
из положения о вашем ученическом совете
этот пункт был вычеркнут, право
выступать с инициативой проведения
дисциплинарного расследования у вас всё
равно останется – его вам даёт закон. Вася
Активистов: Нам учитель истории
рассказывал, как в прежние годы
режиссёры кинофильмов умели обходить
цензуру. Тогда каждый фильм
просматривала специальная комиссия,
которая следила, чтобы там не было
никаких намёков против партии и
правительства. Если комиссии в фильме
какой-нибудь эпизод не нравился, то его
просто «вырезали». Так вот, режиссёры
специально вставляли в свои фильмы пару-тройку
лишних острых моментов. Именно для того,
чтобы цензура их вырезала. Зато всё
остальное, более важное для режиссёра –
оставалось. Понимаете? Федя
Пессимистов: Значит, этот пункт
выступает в роли этакого «рояля в кустах»?
Весь запал критики выплескивается
именно на него, а на всё остальное его
уже не остаётся? Вася
Активистов: Так и получается. Хотя,
когда это положение писали, то совсем
этого не планировали! Так что давайте
пойдём дальше. Пункт десять: «Направлять
своих представителей для работы в
коллегиальных органах управления
школой». Федя
Пессимистов: Например, в совет школы,
да? Вася
Активистов: Скажем, в совете школы
должно быть пять учителей, пять учеников
и пять родителей. Так вот, кто будет
этими пятерыми учениками – решает
ученический совет. Здесь – всё ясно. А
вот пункт одиннадцатый – посложнее. Он
даёт право «организовывать работу
общественных приёмных школьного совета,
сбор предложений учащихся, проводить
открытые слушания, ставить вопрос о
решении поднятых школьниками проблем
перед администрацией школы, другими
органами и организациями». Федя
Пессимистов: Интересно-интересно!
Что там про открытые слушания? Это, стало
быть, то, что раньше слушали закрыто, где-нибудь
в курилке, теперь можно будет слушать
открыто! Так? Вася
Активистов: Ага! Например, конкурс
анекдотов про Вовочку устроим. В
кабинете директора. И дверь пошире
откроем… Профессор, боюсь, опять Вам
объяснять придётся. Профессор
Дорога: Видишь ли, Федя, открытые
слушания – это форма привлечения людей
к обсуждению какой-либо проблемы.
Представим: парламент страны решает,
нужно ли школе переходить на 12-летку. И
для того, чтобы лучше в этой проблеме
разобраться, депутаты приглашают учёных,
педагогов, лидеров общественных
организаций. А, может, и самих школьников.
Все, кого пригласили, могут в стенах
парламента высказать своё мнение по
этому вопросу. Это и называется
открытыми слушаниями. Вася
Активистов: Профессор, я думаю, что в
результате депутаты будут лучше
разбираться в той проблеме, по которой
им нужно принимать решение. Наверное,
для этого такие слушания и придуманы? Профессор
Дорога: Совершенно верно, коллега! Федя
Пессимистов: Значит, школьный
парламент проводит общественные
слушания, чтобы лучше в чём-то
разобраться? Вася
Активистов: И после этого принять
правильное решение. Ведь так в школе
бывает довольно часто: все видят
проблему, но никто не знает, как её
решить. Например, ученики ставят
проблему школьного питания. Кому ж не
хочется, чтобы школьные завтраки были
вкуснее! А работники столовой в ответ
говорят: «На оплату вашего завтрака нам
выделяют три рубля. И чем же на эти
деньги можно накормить? Скажите спасибо,
что мы хоть как-то выкручиваемся». Чтобы
предложить выход из такой ситуации, надо
глубже разобраться в проблеме. Самое
время собирать общественные слушания. Федя
Пессимистов: Хорошее дело – вкусный
завтрак! Я бы, например, не отказался в
столовой вместо ста грамм риса получать
булочку с маком! Надо будет обязательно
по этому поводу слушания провести. Но в
этом длинном пункте положения не только
об этом говорилось. Может, в нём еще что-то
полезное написано? Вася
Активистов: Там еще сказано, что
ученический совет вправе открыть
общественные приёмные. Туда ученики
смогут обращаться за помощью в решении
своих проблем. Помнишь, я рассказывал о
правозащитной приёмной, которая
работает в нашей школе? Федя
Пессимистов: Помню-помню! Туда еще
как-то раз пришли ученики, которых
добрый педагог линейкой по спине
колошматил! Вася
Активистов: Да-да! Так вот, мы смогли
открыть такую приёмную именно потому,
что в положении о нашем ученическом
совете был этот пункт. Раз мы имеем право
открывать общественные приёмные, значит,
нам ни у кого не надо спрашивать
разрешения. А еще там написано, что мы
можем ставить те проблемы, с которыми к
нам обратились ученики, не только перед
школьной администрацией, но и перед
другими органами. Федя
Пессимистов: То есть, если директор
не захотел решать нашу проблему, то мы
идём с ней «наверх». И пусть потом не
обижается – сам ведь положение об
ученическом совете подписал! Вася
Активистов: Посмотрим пункт 12. Он
даёт ученическому совету право «принимать
решения по рассматриваемым вопросам,
информировать учащихся, администрацию
школы и другие органы о принятых
решениях». Федя
Пессимистов: Что за странный пункт?
Он, вообще, о чём? Вася
Активистов: Он о том, Федечка, что
школьный парламент не только разговоры
разговаривает, но и кое-что решает. Если
парламент обсуждает какой-то вопрос, то
он имеет право принять по нему своё
решение. Федя
Пессимистов: Так это ж ежу понятно! Вася
Активистов: При чём здесь ежи? Мы
ведь всё-таки не в зверинце учимся! Вот
представь, что в положении этого пункта
нет. Собрался как-то раз школьный
парламент и решил: «Пора наконец-то
отменить штрафы за опоздания в школу».
Приходят активисты к директору и
радостно об этом сообщают. А он так же
радостно отвечает: «Погодите-погодите!
Вы сказали, что приняли какое-то там
решение? А где вообще написано, что вы
можете принимать решения? Нигде? Вот и
идите, развивайте художественную
самодеятельность!» Федя
Пессимистов: А если этот пункт в
положении есть, тогда что? Вася
Активистов: Тогда на каждом
заседании ученического совета вы ведете
протокол и голосуете за те решения,
которые вы принимаете. И всегда можно
будет узнать, что же обсуждал и какие
решения принял ваш парламент. А к
директору вы придёте не с пустыми руками,
а с официальной бумагой - вашим решением.
Тогда он будет понимать, что желание
отменить штрафы – это не личная прихоть
Феди Пессимистова, а официальная
позиция учеников школы. Значит, и
отнесётся он к этому гораздо серьезнее. Федя
Пессимистов: Тем более, что мы можем
информировать о наших решениях всех,
кого считаем нужным – так в этом пункте
записано. Открывает Сидор Петрович
утреннюю газету, а там – новость дня: «В
школе номер икс ученический совет
выступил за отмену штрафов, которым
незаконно подвергаются опаздывающие
школьники. В следующем выпуске нашей
газеты мы расскажем о реакции директора
школы на это решение учеников». Вася
Активистов: На очереди - пункт 13. Федя
Пессимистов: Счастливое
число! Вася
Активистов: Особенно для некоторых
педагогов. Дело в том, что этот пункт
даёт самоуправлению право «пользоваться
организационной поддержкой должностных
лиц школы, отвечающих за воспитательную
работу, при подготовке и проведении
мероприятий ученического совета». Федя
Пессимистов: Значит, если
ученический совет решил провести КВН, то
он может рассчитывать, скажем, на помощь
педагога-организатора? Вася
Активистов: Именно так, коллега!
Кстати, о КВН. В некоторых школах нашего
города команды КВН столкнулись с
неожиданным препятствием. Родные школы
отказались предоставить им актовые залы
для репетиций. В итоге, для того, чтобы
подготовиться к городскому турниру, КВН-щикам
пришлось искать сцену за пределами
школы. Профессор
Дорога: Коллеги, ведь это совершенно
возмутительный факт! И чем же
администрации школ объясняли свою
позицию? Вася
Активистов: Вы, говорят, нам полы
протрёте. А у нас зал только что
отремонтировали. И вообще, в зале
пианино стоит. Тысяча девятьсот
семидесятого года выпуска. Можно
сказать, музейная редкость. Охраняется
государством. Сломаете – останемся без
экспоната. Профессор
Дорога: Печально, когда школа
превращается в музей, в котором детям
ничего нельзя трогать руками. По-моему,
пункт номер тринадцать как раз позволит
этого избежать. Вася
Активистов: Железно! Ведь, чтобы
провести те же самые игры КВН, нам нужен
зал. А мероприятия в актовом зале без
взрослых проводить нельзя. С этим
пунктом положения мы приходим к
заместителю директора по
воспитательной работе, и он выделяет на
игры КВН педагога. Там этот педагог и сам
повеселится, и нам поможет, если какие-нибудь
непредвиденные ситуации возникнут. Федя
Пессимистов: А не скажет ли
замдиректора примерно так: «Вы тут
напридумывали чего ни попадя, а я почему-то
должна ради этого отрывать педагога-организатора
от работы»? Вася
Активистов: А мы ответим: «Почему же
«отрывать от работы»? Наоборот!
Поддерживать инициативы учеников - это и
есть его работа.» Федя
Пессимистов: Здорово! Надо
запомнить! Вася
Активистов: Надо просто почаще
напоминать педагогам, что положение об
ученическом совете – это не простая
бумажка, которую как бы понарошку
приняли. Это документ, который должен
выполняться. Переходим к следующему
пункту. Там записано такое право: «Вносить
в Администрацию школы предложения по
совершенствованию учебно-воспитательного
процесса школы». Федя
Пессимистов: Это мы уже обсуждали.
Помнится, директор школы Анна Петровна
Строгая в своём письме советовала нам не
вмешиваться в учебный процесс. Вася
Активистов: А мы ей ответили, что
ничего страшного с этим самым процессом
от наших идей не случится. А может быть,
наоборот, что-то и улучшится. Так что
перейдёмте-ка к следующему пункту: «Вносить
в администрацию школы предложения о
поощрении и наказании учащихся, а при
рассмотрении администрацией школы
вопросов о дисциплинарном воздействии
по отношению к учащимся давать
заключение о целесообразности его
применения». Федя
Пессимистов: Значит, если Мишу
Грубиянова выгоняют из школы, то
школьный совет имеет право вмешаться? Вася
Активистов: Как минимум, благодаря
этому пункту, мнение школьного совета
будет выслушано. Федя
Пессимистов: И что, администрация
школы с этим мнением так сразу и
согласится? Вася
Активистов: А это будет зависеть от
того, удастся ли школьному совету
убедить её в своей правоте. Федя
Пессимистов: А как её убедить-то? Там
ведь взрослые дяди и тёти сидят… Вася
Активистов: Давай вместе попробуем.
Итак, Миша Грубиянов в очередной раз
затеял драку. Администрация решает, не
пора ли выгнать его из школы. Профессор
Дорога: Здесь важно подчеркнуть, что
Миша – старшеклассник, и до этого его
уже не раз наказывали за подобные
проступки. Закон «Об образовании»
разрешает исключать из школы только тех,
кому уже исполнилось 14 лет, и только за
грубые и неоднократные нарушения
школьного устава. Вася
Активистов: Так вот. За предыдущие
драки Мишу ставили на учёт в милицию, а с
последним случаем решила поработать
служба примирения, которую недавно
создал ученический совет. Там Мишу и
того, с кем он подрался, не ругали и не
судили – просто помогли самим во всём
разобраться и найти решение. И они
подписали примирительный договор. В
этом договоре написано, что конфликт
разрешен, а Миша в следующий раз, если
что-то с кем-то не поделит, будет не
драться, а сразу обратится в службу
примирения. Федя
Пессимистов: Ты прям как Андерсен -
сказки рассказываешь! Что ж они там
делали-то с ними в этой службе, коли они
так быстро помирились? Вася
Активистов: Я тебе об этом потом
расскажу, когда мы дойдём до этой темы.
Недавно такая служба открылась в нашей
школе. А всего их пока в нашем городе –
две. Так сказать, первые ласточки.
Активистов специально учили работать в
этих службах на семинарах Юниорского
союза «Дорога». Так вот, примирительный
договор может быть серьезным аргументом
в разговоре ученического совета с
администрацией школы. Я думаю, что после
этого разговора Мишу Грубиянова в школе
оставят. Профессор
Дорога: Я тоже так думаю. Коллега, на
котором по номеру пункте положения мы
остановились? Вася
Активистов: На пятнадцатом,
профессор! А всего их – двадцать семь! Профессор
Дорога: Значит, Вася, не забудь
захватить положение об ученическом
совете на нашу следующую встречу! Домашнее
задание: 1. Какие пункты положения об
ученическом совете ты считаешь самыми
важными? Почему? 2. Если бы у ученического
самоуправления твоей школы были такие
права, какими из них вы бы
воспользовались в первую очередь?
Почему? 3. Спроси у своих одноклассников,
учителей и родителей, что они думают о
материале этого параграфа. Обобщи их
ответы. Параграф 9. Берём власть-3!
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |