ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Книги о школьном ученическом самоуправлении

 

Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003.

Рисунки Маши Начиновой.

В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе.

Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.

ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество.

 

Ученическое самоуправление может изменить жизнь в школе, - считают профессор Ю.С.Дорога и его юные коллеги Федя Пессимистов и Вася Активистов. Однако, Федю волнует, что активность школьников подчас не устраивает учителей. Поэтому Федя Пессимистов сомневается, стоит ли ему участвовать в преобразовании школьной жизни.

 

Профессор Дорога: Неделю назад Федя обещал нам подумать, готов ли он, как говорится, сделать шаг вперед - стать активистом школьного самоуправления.

Федя Пессимистов: Вы будете долго смеяться, но думать мне было некогда.

Вася Активистов: Что, еще один коллоквиум по биологии?

Федя Пессимистов: Хуже! На этот раз - конкурс «Мистер и мисс нашей школы». Мариванна послала меня защищать честь класса. «Ты же у нас, - говорит, - в парламенте? Вот и оправдывай доверие!»

Вася Активистов: И как же ты его оправдываешь?

Федя Пессимистов: На репетиции хожу каждый день. Там показывают, как ручками- ножками двигать, голливудскую улыбку ставят…

Вася Активистов: Вау!.. Круто?

Федя Пессимистов: Тошнит уже!

Вася Активистов: Если бы ты, Федечка, учился в моей школе, тогда твоё самочувствие было бы гораздо лучше! У нас ученическое самоуправление уже давно добилось того, чтобы все внеклассные мероприятия были добровольными. Хочешь – участвуй, не хочешь – иди по своим делам. Между прочим, это не мы придумали: так в законе написано.

Профессор Дорога: Есть такое выражение: если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой. Выходит, Федя, что так же и с самоуправлением. Если ты не управляешь школой, то школа будет управлять тобой.

Федя Пессимистов: Да-а… А я-то думал, что без самоуправления в школе прожить проще.

Вася Активистов: Некоторым и правда проще. Делаешь десять лет всё то, что тебе говорят, а там и учёбе конец.

Профессор Дорога: И чему же, коллеги, может научить человека такая «десятилетка послушания»?

Вася Активистов: Очень многому может научить! Например, сидеть и не высовываться. Молчать, пока тебя не спросят. Напоминает надпись на трансформаторной будке: «Не влезай – убьёт!»

Федя Пессимистов: А нам на истории рассказывали, что раньше вожди нашей страны сравнивали людей с винтиками. Винтики с шестерёнками крутятся, и государственная машина работает. А, если что не так, то винтик просто-напросто заменяют.

Профессор Дорога: Как это ни грустно, но Федя вспомнил историю очень к месту. Именно в те смутные времена зародились не самые лучшие традиции нашей школьной жизни. Они не ушли из стен школы и до сих пор.

Вася Активистов: А живём мы, между прочим, уже в XXI веке!

Профессор Дорога: Правильно. И наша страна становится совершенно другой. Что требовалось от добропорядочного гражданина еще лет пятнадцать назад? Быть дисциплинированным и уметь жертвовать собой ради общего блага. За человека всё решала власть, а его собственное мнение ни на что не влияло. Школа должна была готовить людей именно к такой жизни. Теперь же всё в стране зависит от самих людей. Они сами выбирают мэров и президентов, создают собственные фирмы и общественные организации. Чем активнее будут люди, тем лучше нам всем будет жить. И наоборот.

Федя Пессимистов: Вы, профессор, сказали - будто про нашу семью! Мой папа раньше работал на заводе. Он стоял у станка и вытачивал какую-то деталь для бронепоезда. Каждый день он вытачивал 10 деталей. Он мог бы выточить и двадцать, но в то время зарплату за это не прибавляли. Зачем ему было напрягаться? А потом завод закрыли. Папа остался без работы и не смог никуда устроиться. И тогда он создал свою фирму. Теперь дома почти не бывает, но зато зарабатывает хорошо.

Профессор Дорога: И чем больше его фирма получает прибыли, тем больше налогов она платит государству. На эти деньги содержат школы, больницы, устраивают праздники.

Вася Активистов: Значит, если в городе откроется больше разных фирм, то в городскую казну будет поступать больше денег. И жизнь тогда станет лучше.

Профессор Дорога: Если, конечно, власть сумеет правильно этими деньгами распорядиться.

Вася Активистов:  Значит, нужно, чтобы инициативные люди пришли и во власть?

Профессор Дорога: Совершенно верно! Еще нужно, чтобы жители города эту власть контролировали. Иначе она может забыть, что работает именно для них. И начнёт делать только то, что выгодно ей самой.

Федя Пессимистов: Эх, жалко, что всё это - только сказки! Я могу рассказать вам, какими на самом деле станут мои одноклассники, когда вырастут. Фирму создаст Петька, но только налоги он точно платить не будет! Он такой, всегда выкрутится. Машка начальницей будет. Которая всех «отфутболивает». Она ж не для того в начальство пойдёт, чтобы нам лучше жить стало. А большинству всё будет «по барабану». Не трогают, и ладно.

Вася Активистов: Так в том-то всё и дело! Если в вашей школе не будет работать самоуправление, то получится именно так, как ты говоришь!

Федя Пессимистов: А при чём тут самоуправление? Если у нас люди такие, то с этим уже ничего не поделаешь.

Вася Активистов: Помнишь, мы говорили о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать? Готовить школьников к взрослой жизни. Ведь ребята не рождаются равнодушными и пассивными. Они становятся такими за десять лет учёбы в школе. Понимаешь?

Федя Пессимистов: Некоторые, между прочим, уже одиннадцать лет в школе учатся. А скоро, говорят, перейдём на двенадцатилетку. Кошмар!

Профессор Дорога: Не будем уходить от темы. Давайте сравним, какие качества в ребятах школа должна была воспитывать раньше, и какие качества нужны теперь.

Федя Пессимистов: Я понял так. Раньше школа воспитывала людей дисциплинированных и исполнительных. Чтобы они хорошо исполняли то, что им скажет начальство и не лезли, куда не надо. И сейчас школа по привычке продолжает делать то же самое. Ведь как учителя оценивают учеников? По дисциплине и успеваемости. Хорошо себя веди и не получай двоек, и школе от тебя больше ничего не надо.

Вася Активистов: Значит, пора это менять! И воспитывать другие качества: инициативность и самостоятельность. Чтобы человек не сидел сложа руки, а мог сам чего-то в жизни добиться.

Федя Пессимистов: Выходит, наш школьный парламент должен убедить учеников школы в том, что они должны быть активными. Предложу-ка я провести на эту тему классные часы! И будем вместе с Мариванной воспитывать их, пока все активными не станут! Если надо, и замечания в дневники влепим!

Профессор Дорога: Куда же тебя, голубчик Федя, занесло!? Неужели ты сам не понимаешь, что воспитывать активность лекциями и замечаниями в дневник просто бесполезно? Это ведь всё равно, что учиться плавать не в воде, а на асфальте!

Федя Пессимистов: А что же тогда делать-то?

Профессор Дорога: Нужно рассматривать школу как модель.

Федя Пессимистов: Чего-о??? Какую еще модель? Вот я точно скоро буду на конкурсе «Мистер и мисс нашей школы» топ-модель изображать. При чём же тут активность?

Профессор Дорога: Понимаешь, школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники стали во взрослой жизни инициативными людьми, то нам надо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята выросли самостоятельными, то уже в школе они должны быть самостоятельными. Научиться этому нельзя ни на классном собрании, ни на уроке. Только в школьной жизни! Самостоятельности и инициативности может научить лишь сама жизнь.

Вася Активистов: То есть, если я хочу научиться плавать, то мне для этого обязательно надо прыгнуть в воду?

Федя Пессимистов: Причём головой вниз!

Профессор Дорога: Пока ты, Федя, еще школьник, у тебя есть время заходить в воду более аккуратно. Учиться держаться на поверхности, плавать и нырять. И тогда, если будет нужно, во взрослой жизни ты будешь готов и с обрыва прыгнуть.

Федя Пессимистов: И всё-таки, как самоуправление может научить ребят нырять в бурный поток инициативы и активности?

Вася Активистов: Красивый вопрос, Федя! По-моему, чтобы справиться с этой задачей, самоуправление должно быть не игрушечным, а настоящим. И тогда ребята в него поверят.

Профессор Дорога: А это во многом зависит от самих активистов. Недавно в германском городе Любеке ученическое самоуправление отстаивало свою позицию… забастовкой. Власти Любека решили преобразовать гимназию в обычную школу, а ученики с этим не согласились. И решили не выходить из здания гимназии, пока власти своё решение не отменят. Первый день ученики провели одни. Играли в спортзале, смотрели видеофильмы. Как это принято сейчас говорить, тусовались. На следующий день к этой «тусовке» присоединились и учителя. Власти поняли, что надо выходить из неудобной ситуации, и признали свою ошибку. Ученики отпраздновали победу.

Вася Активистов: А в Петрозаводске был другой случай. В одной из школ педагоги решили провести переводные экзамены для десятых классов. «Какие еще экзамены?» - возмутились ученики и пошли в школьное правительство. Председатель школьного правительства позвонил в комитет по образованию и спросил, имеет ли право школа проводить экзамены для десятиклассников. Ему объяснили, что экзамены обязательны только для девятых и одиннадцатых классов. А другие параллели можно экзаменовать лишь в том случае, если это разрешает устав школы. Тогда школьное правительство потребовало у директора показать устав. И увидело, что там об этом - ни строчки. В результате директор экзамены отменил.

Профессор Дорога: Давайте подведем итоги. Мы выяснили, что самоуправление необходимо развивать не только потому, что оно изменяет к лучшему жизнь школы. Оно также изменяет самих ребят. Ученическое самоуправление делает их инициативными и самостоятельными. Благодаря самоуправлению, активность входит в моду. Ведь, если ученики видят, что самоуправление – это реальная сила, которая им помогает, то они начинают уважать и поддерживать своих активистов. И значит – роль самоуправления еще и в том, чтобы выпустить в жизнь новое поколение людей, которые своей активной позицией будут изменять к лучшему наше общество.

 

Домашнее задание:

1.       Какие поступки, вызвавшие у тебя уважение, совершило ученическое самоуправление твоей школы?

2.       Захотелось ли тебе после прочтения первых параграфов учебника, чтобы в твоей школе было настоящее самоуправление? Обоснуй свою позицию.

Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.

 

Оглавление

 

Скачать учебник

в Word-формате Zip 150 Kb

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru