|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Параграф
4. Повторение пройденного, или работа над
ошибками. Новая встреча в штабе
Юниорского союза «Дорога» началась с
чтения писем. Первые параграфы нашего
учебника не оставили читателей
равнодушными, и они тоже решили
высказаться. Профессор Дорога:
Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет
учёный с характерной фамилией Умнов: «А
не копнуть ли вам, господа, поглубже? В
научном мире уже сформировалась новая
точка зрения на обсуждаемую проблему.
Она такова: ученическое самоуправление
в школе просто невозможно! Ученики
никогда не смогут самостоятельно
управлять школой. Они ведь еще не
взрослые и сознательные граждане - у них
просто нет необходимого опыта! В школе
может существовать только со-управление,
но никак не самоуправление.» Федя Пессимистов:
Это что ж получается, наш учебник
выкидывать надо? Оказывается, и не
бывает самоуправления вовсе... Вася Активистов:
А «со-управление», значит, бывает? По-моему,
его еще больше не бывает! По крайней мере,
я нигде его не видел, а словцо это узнал
только что из письма умного Ученого... ой,
наоборот, ученого Умнова. Профессор Дорога:
Да, Вася, среди умного нашего брата
учёного немало таких, которые всё время
придумывают новые слова. Их и сами-то
ученые не успевают выучить, не то что
простые школьники. Федя Пессимистов:
Надеюсь, билет на экзамене по этому
самому «со-управлению» я не вытащу? Профессор Дорога:
Думаю, вряд ли. Могу предположить, что
словечко это появилось вот как. Прочитал
кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое
самоуправление» и подумал: «Это
означает, что ученики сами управляют
всем и вся». И охватил ученого тихий ужас:
бедная школа, что же с ней будет-то!
Призадумался труженик науки и через
минуту-другую воскликнул: «Эврика! Со-управление
– вот спасение человечества!» Федя Пессимистов:
Ну
и дела! Неужели этому ученому никто не
мог объяснить, что к чему!? Он ведь думает,
что самоуправление – это то же самое,
что самоуправство! Вася Активистов:
Ага! Диктатура школьников! А потом после
таких научных открытий много интересных
дел творится! Например, приходят ребята
к директору и говорят: «Хотим
самоуправление наладить». А он и
отвечает с хитрым прищуром: «В школе,
дети, самоуправления не бывает. Бывает
только со-управление. Последний, так
сказать, писк науки. Так что, извините, не
получится: надо идти в ногу со временем!» Федя Пессимистов:
А наша Мариванна прочитала первые
параграфы и сказала, очень так
выразительно: «Такого
самоуправления нашей школе не надо!»
Видите, без всякого со-управления
обошлась! Вася Активистов:
Она, наверное, саму себя так называет - «Наша
Школа». Нам на истории рассказывали про
одного короля, который тоже так шутил.
Проснётся, бывало, в хорошем настроении,
соберет всех придворных, залезет на трон
и объявит: «Государство – это я!» Федя Пессимистов:
Ага, - Людовик. Не помню только, который
по номеру. Слушай, так мы что, - вроде
придворных, получается? Вася Активистов:
А режим, при котором живут некоторые
школы, называется «учительская
монархия»! Давай, брат Фёдор,
запатентуем! Профессор Дорога:
Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много
шутите! Федя Пессимистов:
Обождите, профессор, главные шутки еще
впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы
бы и рады, чтоб у нас самоуправление было,
но только ученики-то у нас – все
пассивные. Они на это не пойдут». Вася Активистов:
Профессор Дорога:
Между прочим, многие педагоги говорят
это совершенно искренне. Для них это –
серьезная проблема. Федя Пессимистов:
Даже две. Первая – как за первые пять лет
учебы превратить нормального человека в
«дисциплинированного ученика». А вторая
– как за оставшиеся пять лет не дать ему
превратиться обратно. Вася Активистов:
В одной из школ нашего города учится
Маша, моя знакомая. Она тоже что-то
подобное говорила, мол, никто у нас
ничего не хочет, все пассивные… Ходила-ходила,
жаловалась-жаловалась… А потом собрала
такой школьный совет, что школа аж
затрещала! Профессор Дорога:
Коллеги, хватит резвиться! Давайте
вернёмся к письмам. Нам пишет школьник
Николай Неформалов: «Как только ученики
пролезут в школьный парламент, они сразу
начнут «надувать щеки», и, в конце концов,
превратятся в законченных бюрократов. А
наша Родина и так стонет от засилья
бюрократии. Зачем же создавать
бюрократические структуры еще и в школе?
Все вопросы нужно решать неформально.
Хочешь провести в школе праздник –
подойди к директору и обо всём
договорись. Недоволен учителем – опять
же иди к директору. И увидишь, что без
самоуправления всё решается гораздо
проще.» Вася Активистов:
А что делать, если директор не хочет идти
тебе навстречу? Или ты – на встречу с
директором? Федя Пессимистов:
Тогда утешай себя тем, что директор –
тоже враг бюрократии! Не позволяет
ученикам по парламентам рассиживать и
щеки надувать! Вася Активистов: Федя Пессимистов:
Ага!
И вдобавок «народные гуляния»
устраивают! Мол, не нужны нам никакие
права, будем вовеки холопами, а царь-батюшка
нам – директор родной! Профессор Дорога:
У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу
мнение большинства моих коллег, – пишет
твердым учительским почерком Анна
Петровна Строгая. - Школа – это учебное
заведение. Главное в ней – учебный
процесс. Не случайно при входе в нашу
школу детей встречают два больших
плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник
– лицо ученика». Учебным процессом
должен руководить опытный взрослый
человек - директор, и никакой
самодеятельности здесь быть не может.
Внеклассную же работу может и должно
выполнять школьное самоуправление. Но
только так, чтобы это ни в коем случае не
мешало учебе.» Федя Пессимистов:
Так мы ведь, вроде бы, уже договорились,
что школа должна не отметки выставлять,
а к жизни готовить… Вася Активистов: Просто
Анна Петровна считает, что «готовить к
жизни» и «давать знания» - это одно и то
же. Нет, серьезно! Я встречал людей,
которые рассуждают в таком духе: «Быть
готовым к жизни – значит, уметь
преодолевать трудности. Поэтому какая
разница, чему учить! Главное, чтобы
учиться было трудно.» Вот так! Профессор Дорога:
Так вот. Анна Петровна советует
школьникам: не вмешивайтесь в учебный
процесс, а внеклассная работа – ваша.
Принимаем это предложение? Федя Пессимистов:
Сначала «со-управление», теперь «учебный
процесс»… Вы сначала покажите нам этот
«процесс»! Чтоб мы поняли, где он
начинается, а где – заканчивается! Вася Активистов:
Начинается первым звонком, а
заканчивается – последним. Пришёл в
шесть лет, вышел в семнадцать – процесс
закончен, результат на лице! Федя Пессимистов:
У-у-у… Вася Активистов: А
если серьезно, то недавно мы встречались
с ребятами из Юниорского союза «Дорога»,
которые выпускают детскую
правозащитную газету «Школа –
территория закона». Они там много
интересного про этот «учебный процесс»
пишут. В одной из школ на уроке
учительница ставит на стол бутылку
пепси-колы и прямо «из горла» запивает
сникерс. Весь класс слюнки пускает, но
процесс идёт! В другой школе педагог
учит детей сидеть прямо: кто над партой
нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще
была статья про трудовика: он уже три
месяца ничего нового не объясняет. Даёт
парням одно и то же задание, а сам
вытачивает на станке резаки для резьбы
по дереву. Выточит – и продаёт своим же
ученикам. Они даже подсчитали, сколько
он на этом зарабатывает. Ребят, которые
обо всём этом написали, классная
руководительница весь урок
пропесочивала! Федя Пессимистов:
Интересно, а какую тему она в журнал
записала? Вася Активистов:
Так и записала: «проработка»!..
Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно
же, что положено, то и записала. И
добавила: «Параграф, который мы с вами не
прошли из-за этих хулиганов, прочитаете
дома. На следующем уроке напишем
самостоятельную работу». Профессор Дорога:
Интересно, что сказала бы об этом Анна
Петровна Строгая? Вася Активистов:
Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы
своей желтой прессой оскорбили тысячи
учителей нашей страны, которые из
последних сил, за нищенскую зарплату
героически несут детям знания!» Федя Пессимистов:
Выходит, если зарплата маленькая, то
можно делать с учениками, что тебе
вздумается? Вася Активистов:
И при этом говорить, что самоуправление
ни в коем случае не должно в это
вмешиваться! Профессор Дорога:
Василий подсказал нам очень важную
мысль. Давайте мы посоветуем Анне
Петровне и другим директорам не бояться,
что ученическое самоуправление
помешает учебному процессу. Наоборот,
учебный процесс можно сделать более
качественным, если директор будет на
самоуправление опираться. Ведь что
происходит в школе, в которой
ученического самоуправления нет?
Директор в большинстве случаев не знает,
что творится за закрытыми дверьми
класса: учат там детей или занимаются
чем-то другим. Многие учителя в такой
школе не понимают, что они работают не
для самих себя, а для детей и поэтому,
извините, халтурят. А ученики вынуждены
со всем смириться, потому что любые
споры с учителями немедленно
сказываются на их оценках. Ученическое
самоуправление может эту ситуацию в
корне изменить: качество учебного
процесса будут контролировать сами
школьники. Если директор действительно
хочет дать детям хорошее образование, то
он не может не прислушиваться к мнению
школьного совета. Предположим, Совет
говорит, что Марья Петровна не должна
вместо объяснения новой темы устраивать
детям проработку. Мудрый директор в
ответ на это непременно скажет: «Совершенно
верно!» - и сделает так, чтобы в следующий
раз учитель не путал урок с «беседой по
душам». Федя Пессимистов:
Мудрый директор? А что, директора бывают
и не очень… Вася Активистов:
Фёдор! Как такое могло прийти тебе в
голову! Ты чуть не обидел всех
директоров Вселенной! Федя Пессимистов:
Хорошо, что наш директор сейчас меня не
слышит! Профессор Дорога:
Нет, коллега, наоборот: это очень плохо,
что директор тебя не слышит! Ученическое
самоуправление еще и тем ценно, что оно
помогает педагогам и школьникам
наладить диалог, понять друг друга. Ведь
и те, и другие часто друг другом
недовольны. Они, действительно, порой
друг друга не слышат, хотя встречаются
каждый день. А площадки, на которой они
могли бы договариваться, у них нет. Если
и те, и другие будут иметь возможность
выяснять отношения цивилизованно, то
педагогам не придётся применять силу, а
ученикам – писать на партах про
учителей нехорошие слова. Вася Активистов: Значит,
ученическое самоуправление помогает
создать такую площадку для переговоров? Профессор Дорога:
Если, конечно, это именно то
самоуправление, которое позволяет
ученикам влиять на решение реальных
школьных проблем. Домашнее задание: 1.
Сталкивался
ли ты с мнением, что ученическое
самоуправление в школе развивать не
нужно? Как это мнение обосновывалось?
Что ты можешь возразить?
Глава 2. Правовые основы ученического самоуправления. Параграф 5. Что говорит закон.
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |