Фонда детей и молодёжи Финляндии ПРОЕКТ "ПРИМИРЕНИЕ" внедрение новой технологии работы с детьми и семьями социального риска |
|
О программах примирения:
Брошюра "Программы примирения"
ЦЕНТР "СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА" - основатель Программ примирения в России
|
БРОШЮРА "ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ. Новая технология работы с трудными подростками"
Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2005.
ОПИСАНИЯ ПРОГРАММ ПРИМИРЕНИЯ из опыта работы
После проведения каждой программы примирения ведущий составляет отчет, в котором излагается ход и результаты программы. Такие отчеты позволяют анализировать успехи и неудачи в практике проведения примирительных встреч, нарабатывать опыт. В этом разделе сборника вы познакомитесь с сокращенными текстами отчетов о некоторых программах примирения, которые были проведены специалистами Юниорского союза «Дорога» и добровольцами в городе Петрозаводске. Имена участников программ примирения изменены.
Дело об избиении
Жертва: Нина, ученица 7 класса. Правонарушитель: Оля, ученица 8 класса. Ранее была поставлена на учёт в милиции. Информация о криминальной ситуации поступила в службу примирения от заместителя директора школы по воспитательной работе. Ведущие: Кривошеева Любовь, Толмачёв Павел – старшеклассники, представители школьной службы примирения. Фабула ситуации: Нина и Оля были не знакомы, но у них были общие подруги. После уроков Нина услышала, как Оля в разговоре с одноклассницей Мариной плохо отзывается об этих общих подругах. На следующий день Нина передала им содержание услышанного. Подруги выразили Оле своё возмущение тем, что она плохо о них отзывалась. Оля решает «разобраться» с Ниной. После уроков по дороге из школы Оля избивает Нину в присутствии Марины. На следующий день в школе Марина обливает Нину водой. Поскольку Оля уже была поставлена на учет в милиции, часто прогуливала школу, воспитывалась в неблагополучной семье, заместитель директора школы посчитал, что традиционные меры дисциплинарного воздействия на Олю окажутся безрезультатными. Эти меры неоднократно применялись к ней в прошлом и не привели к изменению ситуации. Заместитель директора школы обратился за помощью в школьную службу примирения. Особенности проведения предварительных встреч: Встреча с жертвой. Во время разговора с ведущим программы примирения Нина проявила большой интерес к примирительной встрече. Её волновало, почему Оля не поговорила с ней, а сразу избила. Нина рассказала, что считает себя также виноватой в случившемся, поскольку ей не следовало пересказывать подругам содержание разговора Марины и Оли. На вопрос о том, хочет ли она пригласить на примирительную встречу своих родителей или еще кого-либо, Нина ответила отрицательно. Встреча с правонарушителем. Встреча с Мариной не состоялось, потому что она не появлялась в школе – Оля и Марина постоянно прогуливали уроки. Оля во время предварительной встречи с ведущим сказала, что не считает виноватой только себя. По мнению Оли, «Нина была тоже виновата». При этом она указала не только на то, что Нина передала её разговор другим людям. По словам Оли, она подходила к ней и пыталась обсудить возникшую ситуацию, но Нина не стала её слушать. По словам Оли, это её сильно задело и стало главной причиной драки. Оля считала, что конфликт уляжется сам собой, как это не раз бывало раньше, и не собиралась ничего предпринимать. Ведущие помогли Оле спрогнозировать, как эта ситуация может развиваться дальше, если не разрешить её примирительным путём. Также выяснилось, что Оля не видела других способов разрешения подобного конфликта, кроме как дракой. От примирительной встречи Оля хотела получить ответы на свои вопросы: почему Нина передала её разговор, почему её не выслушала. Оля также сказала, что не хочет, чтобы Нина её ненавидела. По мнению Оли, необходимости присутствия на примирительной встрече Марины не было. Особенности проведения и результаты примирительной встречи: Разговор начался с рассказа Нины о том, что произошло и что она чувствовала. Нина принесла Оле извинения за то, что она передала подругам содержание её разговора с Мариной. Оля извинения приняла. Нина также рассказала о последствиях случившегося: реакции родителей и классного руководителя. Нина рассказала, что у неё до этого уже был инцидент с Олей в начале учебного года. Оля на вопрос Нины, помнит ли она это, ответила «нет». Выслушав Нину, Оля отказалась рассказывать свою версию случившегося. Ведущие вышли из этой ситуации, задавая Оле конкретные вопросы о том, что произошло. Оля извинилась перед Ниной, которая эти извинения приняла. Ведущие задали вопрос о том, почему у Оли не получилось решить этот конфликт мирно. Оля сказала, что пыталась переговорить с Ниной, но она её не выслушала. Нина пояснила, что когда Оля подошла к ней, она поняла её слова как «наезд». Она восприняла это не как попытку разобраться, а как угрозу, и поэтому не стала с ней разговаривать. На вопрос о том, что необходимо сделать для разрешения конфликта, девочки не знали, что ответить. При анализе программы мы обратили внимание на этот момент и увидели причины в том, что этот вопрос не был обсужден на предварительных встречах. Ведущие задали разъясняющие вопросы, благодаря которым девочкам удалось договориться. Решили, что Оля переговорит с Мариной, чтобы та не продолжала конфликтовать с Ниной. Нина сказала, что для того, чтобы такого случая больше не повторилось, она не будет впредь передавать содержание чужих разговоров. Оля сказала, что в будущем, если у неё возникнет конфликт, она не будет разрешать его дракой, а обратится в службу примирения. Эти положения были зафиксированы в примирительном договоре. Контрольные беседы ведущего с участниками через две недели после встречи показали, что отношения между ними нормализованы, договоренности выполнены.
Это была первая программа примирения, проведенная в Петрозаводске
Дело о вымогательстве
Жертвы: Володя, Сергей - ученики 7 класса Правонарушители: Ян, Глеб, Миша - ученики 8 класса Информация о криминальной ситуации поступила в школьную службу примирения от заместителя директора по воспитательной работе. Ведущие: Кривошеева Любовь, Мюллер Мария – старшеклассники, представители школьной службы примирения. Фабула ситуации: Ян, Глеб и Миша постоянно вымогали деньги у Володи и Сергея. Однажды Ян, Глеб и Миша пришли домой к Сергею, забрали пульт от телевизора и потом требовали за его возврат деньги. Сергей и Володя из-за оказываемого на них давления решили убежать из дома. Ночь и следующий день они провели в компьютерном клубе, играя там на деньги Сергея. К родителям ребят пришёл неизвестный им мальчик и предложил за деньги показать им, где находятся их дети. Родители на это согласились. После того, как дети были возвращены домой, мама Сергея обратилась в школу с требованием разобраться в ситуации. Информация была передана в службу примирения. Особенности проведения предварительных встреч: Встречи с жертвами. Сергей отказался от участия в программе примирения. По его словам, программа примирения не могла бы решить его проблем. Володя дал согласие на участие в программе. Он хотел, чтобы обидчики оставили его в покое. Володя рассказал историю происшедшего. Путей выхода из конфликта Володя не видел. Ведущий предложил ему над этим подумать. На вопрос, нужно ли на встрече присутствие родителей, Володя ответил «нет» - он не хотел волновать их (живёт в опекунской семье у бабушки с дедушкой) и сказал, что они его постоянно попрекают из-за происшедшего. Также Володя сказал, что основными зачинщиками конфликта, по его мнению, были Миша и Глеб. Встречи с правонарушителями. Встреча с Мишей оказалось невозможной – он не появлялся в школе и через некоторое время был переведен в другую школу. Состоялась встреча с Глебом и Яном. Как стало ясно впоследствии, проведение встречи с двумя мальчиками вместе было ошибкой. По мнению ведущих, Ян оказался зависимым от Глеба. Говорил, преимущественно, Глеб, выдвигая свою версию конфликта. По версии Глеба, они с Яном оказались причастны к конфликту случайно, лишь выполнив просьбу некой незнакомой компании сходить к родителям Володи и Сергея, забрать у них деньги и показать, где находятся их дети, ушедшие из дома. Глеб утверждал, что до этого они не были знакомы с Володей и Сергеем. Фактически, тем самым Глеб отрицал своё участие в конфликте. Это делало проведение программы примирения невозможным. При этом Ян молчал и поддакивал. Глеб сказал, что ему всё равно, состоится примирительная встреча или нет. Ян, напротив, высказал желание участвовать во встрече. По его словам, ему «уже надоело бегать», поэтому будет лучше разрешить ситуацию. Также он не хотел, чтобы для него наступили сложности, если родители пострадавших мальчиков обратятся в милицию. По итогам обсуждения результатов предварительных встреч, было решено провести примирительную встречу между Володей и Яном. Особенности поведения Глеба на предварительной встрече показали, что он не был готов к примирительной встрече. Встреча между Володей и Яном могла бы урегулировать их собственные отношения и послужить началом для совместных усилий по разрешению ситуации в целом. Особенности проведения и результаты примирительной встречи: Первым рассказал свою историю Володя. Ян, начав выслушивать историю, прокомментировал: «У меня будет другая версия». Но по мере того, как Володя рассказывал, Ян задавал ему уточняющие вопросы и в результате соглашался с тем, что говорил Володя. Шёл диалог напрямую между ребятами. При этом Ян сказал, что они делали всё в шутку. Это «задело» Володю, и он рассказал о последствиях, которые эта «шутка» имела для его семьи. Ян, выслушав это, сказал, что не стал бы участвовать в конфликте, если бы понимал, к каким последствиям для Володи и для него самого это может привести. Ведущий спросил, означает ли это высказывание, что Ян сожалеет о случившемся. Ян подтвердил это и извинился перед Володей. Володя первоначально не принял извинения. Тогда ведущие переформулировали слова Яна, повторив мысль о том, что Ян сожалеет о случившемся и что он не стал бы так поступать, если бы осознавал возможные последствия. После этого Володя сказал, что принимает извинения Яна. Ян отреагировал: «Меня впервые в жизни прощают». После этого перешли к обсуждению способов разрешения конфликта. Володя сказал, что не хочет, чтобы к нему по-прежнему приставали. Ян в ответ на это предложил, что он поговорит с Мишей и Глебом, чтобы они прекратили приставать к Володе и Сергею. Володя сказал, что не верит в результативность такого разговора. Ян ответил, что он уверен, что его разговор поможет. Володя согласился. Был подписан примирительный договор. Контрольные встречи показали, что конфликт прекращен: отношения между сторонами стали нейтральными, преследования прекратились.
Конфликт одноклассниц
Первая сторона конфликта: Лана, ученица 9 класса Вторая сторона конфликта: Алла и Арина, ученицы 9 класса Информация передана классным руководителем. Ведущие: Попок Валя, старшеклассница, представитель школьной службы примирения, Гладких Светлана, руководитель школьной службы примирения. Фабула ситуации: Девочки учились в одном классе и до конфликта были подругами. Конфликт начался с недоразумений – случайно брошенных взглядов и слов – и продолжался около полугода. Девочки угрожали друг другу и высказывали оскорбления, но не лично, а через общую подругу Надю. Девочки из принципа не разговаривали друг с другом, и поэтому всё передавалось через Надю. Постепенно в конфликт стало втягиваться все больше одноклассников, и Лана сказала, что хочет уйти из класса. Тогда классный руководитель решил поговорить с девочками и предложил им обратиться в школьную службу примирения. Особенности предварительных встреч: Встреча с первой стороной конфликта. Лана сказала, что не знает, почему Алла и Арина с ней поссорились. По ее мнению, девочки настраивали класс и общих знакомых против неё. По словам Ланы, разговор с девочками был бы для неё очень важен. Она считала, что во время встречи им нужно обсудить ситуацию и во всём разобраться. Предложений по урегулированию конфликта она не выдвинула. Лана высказалась за присутствие на примирительной встрече Нади, которая могла бы прояснить спорные ситуации, тем более, что Надя хотела оставаться в дружеских отношениях со всеми участниками конфликта. Встреча со второй стороной конфликта. Алла и Арина считали, что виной всему был характер Ланы. По их словам, они уже подходили к Лане с предложением закончить конфликт – то есть прекратить общаться вообще. Но выполнение этой договорённости оказалось нереальным, потому что они учились в одном классе, и так или иначе были вынуждены сталкиваться друг с другом. Им было всё равно, каким способом завершить конфликт – главное, чтобы всё наконец-то закончилось. Алла и Арина считали, что разговор на примирительной встрече всё разрешит. Особенности и результаты примирительной встречи: Ведущий встречи попросил Лану начать разговор, но практически сразу же в обсуждение включились и все остальные участники. Поскольку в течение полугода девочки общались только через Надю, на встрече они впервые получили возможность прояснить поступки друг друга в ходе конфликта напрямую (подговаривали ли Алла и Арина одноклассников навредить Лане, был ли именно этот конфликт причиной угроз во время дискотеки и пр.) Обе стороны высказали сожаление о ситуации: «Мы понимаем, что это было глупо и ненормально». Надя сказала, что ей не следовало передавать угрозы подруг друг другу. По её словам, она также пробовала переговорить с конфликтующими сторонами, но из этого ничего не получилось: никто не соглашался прекратить конфликт первым, и обе стороны обвиняли друг друга. Девочки договорились, что дальше можно не обсуждать все детали конфликта, и перейти к поиску выходов из ситуации. Лана поставила проблему класса: класс настроен против неё. По мнению Ланы, это происходит из-за девочек. Девочки сказали, что передадут одноклассникам, что они помирились с Ланой, и, возможно, это изменит отношение класса к ней. Также девочки сказали, что, если бы Лана была более сдержанной, то это могло бы улучшить отношение к ней в классе. Лана признала, что она вспыльчива, не умеет сдерживать свои эмоции. Было высказано множество предложений, как это можно изменить, но они не устраивали Лану. Тогда девочки обратились за советом к ведущему, который сказал, что одним из решений могла бы быть консультация с психологом. Лана согласилась с этим предложением. Далее обсудили, какими девочки хотят видеть свои будущие отношения. Они решили, что будут общаться, как обычные одноклассники, а если возникнут проблемы, то будут обсуждать их друг с другом без постороннего вмешательства. Через несколько дней после примирительной встречи руководитель службы примирения Светлана Гладких переговорила с классным руководителем. Классный руководитель подтвердил, что девочки наконец-то начали общаться между собой, и улучшилась атмосфера в классе. Девочки также подтвердили, что их отношения нормализованы. Для Ланы была организована консультация с школьным психологом. Психолог впоследствии рассказал руководителю службы примирения, что он дал Лане несколько советов о том, как сдерживать свои эмоции и предложил ей приходить на консультации, если возникнут какие-либо проблемы.
Межнациональный конфликт
Участники конфликта: Семен и Армен, ученики 4 класса. Информация о конфликте поступила от классного руководителя. Ведущие: Кривошеева Любовь, старшеклассница, представитель школьной службы примирения, Гладких Светлана, руководитель школьной службы примирения. Фабула ситуации: Год назад Семен и Армен были друзьями, но потом поссорились. Семен и его приятели стали обзываться на Армена и даже разбрасывали по классу оскорбительные для Армена листовки. Оскорбления касались национальности Армена. Армен пытался переговорить с ребятами, но это не помогало, и тогда он дрался с ними. Родители ребят, обеспокоенные драками, также пытались выяснить отношения друг с другом, но им также не удалось прекратить конфликт. Не привели к результату и усилия учителя. Драки и оскорбления стали постоянными. Национальная рознь повлияла на отношения Армена с его русскими друзьями по классу: они стали его сторониться. Особенности предварительных встреч: Встреча с Арменом. Армен согласился на примирительный путь, поскольку остальные способы не помогли. Он сказал, что этим летом уезжает из города и больше не вернётся в эту школу, но всё равно хочет разрешить конфликт. На вопрос, согласен ли он говорить о своих чувствах, Армен сказал: «Это не по-мужски». Главное, чего он хотел, - чтобы его друзья перестали от него отворачиваться, и для этого ему было необходимо разрешить конфликт с Семеном. Армен считал, что на изменение к нему отношения со стороны Семена повлияли его «плохие приятели». Он хотел услышать от самого Семена, что стало причиной ухудшения их отношений. Армен рассказал также, что драться с обидчиками ему посоветовал папа. Встреча с Семеном. Семен был замкнут и неразговорчив. После объяснения, что такое программа примирения, он сказал: «Мне это не подходит». Ведущий попытался помочь Семену спрогнозировать последствия отказа от примирения. Семен сказал, что такие последствия его устраивают (вмешательство взрослых или продолжение драк). Встреча с Арменом проходила в это же время в другом конце школьного коридора. Первый ведущий - Светлана - вместе с Семеном подошла к Любе – второму ведущему - и Армену, чтобы выяснить, каковы итоги их беседы. Ведущие спросили Армена: «Ты хочешь поговорить с Семеном?» Армен ответил: «Да, хочу». Ведущие спросили Семена: «А ты хочешь послушать то, что Армен думает об этой ситуации и узнать, почему он так думает?» Семен ответил: «Да». Тогда ведущие предложили: «Тогда, может, мы присядем?» - и началась встреча. Особенности примирительной встречи: Встреча началась с рассказа Армена. Он сразу обратился напрямую к Семену. Начал Армен с заявления о том, что если нападки на него будут повторяться, то это кончится дракой с участием его родственников-армян. Он сказал, что хочет, чтобы прекратились обзывки и листовки. Ему всё равно, какими будут их отношения с Семеном, но он хочет, чтобы в классе у него были друзья, потому что без них в школе ему скучно. Он спросил Семена, почему их отношения испортились: «Наверное, потому, что ты связался с плохими друзьями?» Семен ответил, что сделал это по собственной воле. Они согласились не обсуждать, с чего начался конфликт, и перешли к последствиям ситуации. Семен сказал, что на его жизнь эта ситуация никак не влияет. Армен также ушёл от ответа на вопрос о том, какие чувства вызвал у него этот конфликт. Тогда ведущие спросили у него, было ли ему обидно. Он ответил: «Да, мне было обидно и неприятно». Семен молчал, и на все вопросы отвечал «не знаю». Ведущие начали обсуждать с Семеном, почему он обзывает Армена именно за его национальность. Они спросили: «Ты обзываешь Армена, потому что он плохой человек, или потому, что он армянин?» Семен вновь ответил «не знаю» и отрицал, что обзывает Армена за его национальность. Но Армен возразил и привёл примеры оскорблений именно по национальному признаку. Ведущие спросили Семена: «А если бы ты был Васей Африканцем, тебе было бы приятно, если бы тебя за это обзывали?» Семен: «Нет, мне это было бы неприятно». Ведущие спросили: «Можно ли твои слова считать сожалением о том, что ты так поступал?» После этого произошёл перелом: Семен произнёс длинный монолог, в котором извинился перед Арменом и сказал, что больше так поступать не будет. Армен, серьезно подумав, принял извинения Семена. Пришли к решению, что их отношения останутся нейтральными, и Семен больше не будет обзывать Армена. На вопрос ведущих о том, может ли Семен повлиять на своих друзей, чтобы они также прекратили обзываться, Семен ответил, что ему это не под силу. Армен также заявил, что с этими ребятами разговаривать бесполезно. Также договорились, что в случае возможного повторения конфликта, Армен и Семен будут обсуждать друг с другом, как его урегулировать.
Дело о поджоге
Жертва: Елена Павловна, заведующий Детского сада Правонарушитель: Сергеев Антон, 11 лет Законный представитель: Сергеева Наталья Андреевна, мама. Информация получена от Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Петрозаводска. Ведущий программы примирения: Гладких Светлана, специалист Юниорского союза «Дорога». Фабула ситуации: Вечером Антон Сергеев с другом Иваном Николаевым пошли гулять с собакой. Они перелезли через забор Детского сада и на крыльце решили поджечь выключатель. Когда на одном крыльце, как им показалось, провода перестали гореть, они пошли на другое крыльцо и также подожгли выключатель. В это время сторож детского сада увидела горящую проводку на первом крыльце. Она позвонила своему сыну и заведующей детским садом. Сторожу вместе с сыном и жителями соседнего дома удалось потушить горящую проводку. После этого сторож решила обойти вокруг сада и, заметив двух мальчиков, поймала одного из них – Антона. После того, как подошел отец, Антона отпустили. Но так как отец не хотел называть своего имени и разговаривать с заведующей, вызвали наряд милиции. Впоследствии милиция отказала в возбуждении уголовного дела и передала материал в Комиссию по делам несовершеннолетних. Особенности проведения предварительных встреч: Родителям Ивана Николаева в телефонном разговоре было предложено участие их сына в программе примирения. От этого предложения они отказались. Встреча с правонарушителем. Первая встреча с Антоном проходила в школе. Он согласился на программу, так как ему хотелось, чтобы «это поскорей закончилось». Его семья уже получила повестку на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, и Антон очень переживал, что его снова станут ругать и давить на него, как это было в милиции. Он высказал сожаление о том, что совершил такое действие. Говорил, что в результате больше всего досталось ему, а не Ивану, который являлся зачинщиком. Антон сказал, что не знает, какие последствия этот поджог имел для Детского сада и сторожа. В этот же день ведущий программы примирения позвонил Антону домой, чтобы поговорить с его родителями. Папа в начале разговора сказал, что не хочет, чтобы его сына опять обвиняли в этом проступке. Он высказал обеспокоенность тем, не станет ли программа примирения формой давления на его сына, и не было ли такого давления при первой встрече ведущего с Антоном. После краткого разъяснения сути программы примирения, ведущий предложил встретиться на следующий день, чтобы более подробно обсудить возможность проведения программы примирения. На этой встрече отец Антона получил ответы на свои вопросы и согласился на участие сына в программе. После этого разговора ведущему позвонила мама Антона, также для того, чтобы выяснить, не травмирует ли программа психику ее сына. Поняв назначение программы, она согласилась на свое и Антона участие в примирительной встрече. Встреча с жертвой. Во время первого разговора по телефону заведующая Детским садом сначала отказалась участвовать в программе. Она сомневалась, что встреча с правонарушителем и его родителями может пройти без оскорблений и повторных разбирательств – например, кто на самом деле совершил поджог. Но Елена Павловна согласилась прийти на предварительную встречу, чтобы поподробнее узнать о программе. На встрече Елена Павловна эмоционально рассказала о том, что произошло, а также о том, к чему могло привести полное сгорание проводки. Ей хотелось, чтобы ущерб был возмещен, хотя в возможности этого она все еще сомневалась. Ведущий рассказал о правилах примирительной встречи, о своих обязанностях оберегать безопасность сторон конфликта, а также о возможности участников уйти с примирительной встречи в случае, если это не понравиться одной из сторон. Только после разъяснения таких условий встречи Елена Павловна согласилась участвовать в программе. На заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, куда был вызван Антон и его мама, ведущий рассказал о состоявшихся предварительных встречах и о согласии сторон на примирительную встречу. Члены комиссии решили, что обсуждать эту ситуацию больше нет необходимости. Заместитель председателя комиссии предложил ведущему и маме Антона договориться о точной дате встречи вне заседания комиссии. Особенности проведения и результаты примирительной встречи: В начале встречи Наталья Андреевна, Антон и Елена Павловна были напряжены. Елена Павловна рассказала, как она переживала за свое учреждение. По её словам, поджог повлиял на желание сторожа уйти с работы. Также она сказала, что ее очень обеспокоило, что мальчики 11 лет в темное время суток гуляли на улице. После этого Антон кратко описал свое участие в происшедшем. Разговор продолжила Наталья Андреевна, так как Антону трудно было говорить о своих переживаниях. Наталья Андреевна сказала, что хотя ей стыдно за то, что произошло, она согласна вместе с сыном ответить за его проступок. Она также сказала, что понимает чувства Елены Павловны и даже не знает после того, что они услышали, чего в этой ситуации было больше – морального ущерба или материального. После этого стороны уже прямо разговаривали и смотрели друг на друга, хотя до этого обращались в основном к ведущему. Ведущий снова спросил Антона, что он думает по поводу происшедшего. Антон сказал, что он «зря это сделал», тогда его спросили можно ли это принять за извинения, он ответил «да». Когда ведущий спросил, с какой целью стороны пришли на встречу, Наталья Андреевна и Елена Павловна сказали, что самым важным для них было встретиться и проговорить то, что произошло, а уже потом указали на возмещение ущерба. Наталья Андреевна сразу сказала, что она готова выплатить сумму ущерба, которую укажет Елена Павловна. Заведующая Детским садом пояснила, что она не может принять наличные деньги, и вместо этого попросила Наталью Андреевну поучаствовать в реконструкции сцены для спектаклей. Они договорились о приобретении карниза. После этого Наталья Андреевна сказала, что она работает в рекламном агентстве, и ее фирма иногда занимается бесплатной помощью детским садам и школам в разработке дизайна оформления помещения. Она выразила готовность бесплатно предложить детскому саду услуги своей фирмы. На вопрос, как будет в этом участвовать Антон, Наталья Андреевна предложила, чтобы сын сам принес в Детский сад карниз и помог ей в разработке дизайна. В конце примирительной встречи участники высказали благодарность ведущему за организацию такой встречи, потому что, по их словам, без этой помощи они не смогли бы встретиться. Мама мальчика считала, что инициатива в урегулировании отношений и возмещении ущерба должна исходить не от нее. Елена Павловна, со своей стороны, не хотела подавать в суд, так как понимала, что возместить нанесенный ущерб через суд ей будет трудно. Также обе стороны сказали, что такие программы очень полезны и нужны подросткам, потому что «только через прочувствование ситуации они могут понять, что совершили».
Это была первая программа примирения, проведенная по информации, поступившей из Комиссии по делам несовершеннолетних города Петрозаводска.
Приложение. Порядок взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних Как направить подростка на программу примирения |