В развитие Проекта Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России  
   
ПУТЕВОДИТЕЛЬ УЧАСТНИКА КОНКУРСА
 
Юниорский союз «Дорога»
Петрозаводск
2005

Первая часть Путеводителя

Вторая часть Путеводителя - начало

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА - окончание.

 

ЧТО НАЗЫВАЮТ «ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА»

Теперь обобщим. Давай попытаемся собрать вместе основную информацию о теории прав человека, с которой ты уже соприкоснулся при чтении исторического очерка.

 

1. Права человека регулируют «вертикальные отношения».

Права человека – это правила, относящиеся к так называемым «вертикальным» отношениям, т. е. отношениям между властью и человеком. «Горизонтальные» же отношения, отношения между людьми – родственниками, соседями, прохожими, партнёрами – правами человека не регулируются.

Марек Новицкий[1], из лекции «Власть и единица»: «Часто к нам приходят люди и говорят: «Вы занимаетесь правами человека, помогите мне, меня жена бьет, или – погода нехорошая, или – денег у меня нет». Это не проблемы прав человека. Права человека это только то, что происходит между властью и единицей, это не проблемы соотношения между единицами: мной и моей женой, соседом, ребенком. Права человека – это только когда с одной стороны – власть, а с другой – человек, подчиненный этой власти. В каком-то смысле можно употреблять язык прав человека в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком, потому что здесь тоже есть какая-то власть, но отношения между равноправными партнерами не могут быть описаны на языке прав человека. Были такие попытки, но они оказались неудачными. И теперь, если кто-то говорит о правах человека, то он имеет в виду отношения единица – власть.»

Нужно четко понимать, что нарушителем прав человека может быть только государство, пусть даже в лице своих представителей. Когда милиционер (условно говоря, лейтенант Сидоров) входит в Вашу квартиру вопреки Вашей воле и без соответствующей санкции, Ваше право на неприкосновенность жилища нарушает не некто гражданин Сидоров, а государство.

 

2. Права человека базируются на признании человеческого достоинства.

Каждый человек представляет собой высшую ценность как суще­ство, наделенное разумом, волей и чувствами, т. е. качествами, которые выделяют его из окружающего мира. Достоинство – признание за че­ловеком этой ценности, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство и не наносил урон его чести.

Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, заставляющая просить милостыню, ни тяжкая либо позорная, по общепринятым представлениям, болезнь – ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности.

Каждый человек обладает достоинством уже потому, что он – человек. Это – фундамент, на основе которого строится теория прав человека. Права и свободы человека служат защитой человеческого достоинства.

 

3. Права человека – неотъемлемы и универсальны, ими обладает каждый в силу того, что является человеком.

Права человека – это универсальные моральные права. Они не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимые компоненты человеческого достоинства.

Эти права проистекают из самой природы человека, и поэтому их называют естественными правами. Человек обладает естественными правами от рождения и независимо от того, признаются ли они государством. Государство не может лишить человека его прав. Ограничения прав человека допускаются только на основании Конституции и Закона.

 

4. Права человека не зависят от того, выполняет ли он какие-либо обязанности.

Права есть у человека не потому, что он выполняет свои обязанности, а уже только потому, что он человек.

Набившее оскомину словосочетание «права и обязанности» очень мешает пониманию сущности прав человека. Именно так – «права и обязанности» – переводят на русский язык выражение «rights and responsibilities» из международных документов по правам человека. Более корректным было бы переводить иначе: «права и ответственность». В чем разница?

Обязанность означает: «я должен кому-то», меня «обязали», т. е. предполагает внешний контроль над моими действиями. «Я обязан приходить на работу к 9.00. Мой начальник это контролирует. Если он заметит, что я опаздываю, то я буду уволен.»

Ответственность означает внутренний контроль – «я должен самому себе».

Например, я ощущаю ответственность за здоровье своих близких, и потому я должен покупать только качественные продукты питания. Человек сам несет ответственность за свою жизнь, свои поступки. Это его ответственность – как он воспользуется своими правами и к каким последствиям это приведет. Никто не может сделать за человека этот жизненный выбор.

Конечно, каждое право влечет за собой обязанность. Но не обязанность человека, а обязанность государства: ведь именно государство обязано обеспечить выполнение того или иного права.

Обязанности перед государством у человека действительно есть. Но нужно говорить не об обязанностях человека перед государством «вообще», а об обязанностях гражданина конкретного государства. Каковы эти обязанности – результат того, какое государство люди построили в своей стране и какие права ему передали. Таким образом, говорить о неких универсальных, «естественных» обязанностях человека перед государством нельзя.

 

5. Права человека делятся на «права» и «свободы».

Все права человека делятся на «права» и «свободы». Права – это «позитивные правила». Они налагают на власть обязательства по отношению к каждому человеку. Свободы – это «негативные правила». Они налагают на власть запрет вмешиваться в те или иные сферы нашей жизни. Например, свобода совести – это запрет вмешательства государственной власти в вопросы религиозных убеждений человека.

 

Марек Новицкий, «Власть и единица»: «Если я говорю, что у меня есть право на что-то, это значит, что те, у кого есть власть, должны поработать и сделать что-то для меня. Если бы имелось право на работу, то это означало бы, что царь-батюшка или Президент, парламент, министры должны поработать и сделать так, чтобы я нашел работу по своей специальности недалеко от своего места жительства. Если говорится, что есть право на обучение, то это значит, что обязанностью тех, у кого есть власть, является организация системы школ, таких, чтобы я мог послать своего ребенка в школу учиться. Если у меня есть право на что-то, значит, есть обязанность у власти. Если же у меня есть свобода на что-то, это значит, что есть такой район в моей жизни, в который те, у кого есть власть, не должны вмешиваться. Мое право – это обязанность власти что-то сделать, моя свобода – это запрет ей действовать в какой-либо области.»

 

Важно не запутаться в словах. Формулировки прав человека, как правило, содержат слова «право» и «свобода»: например, «право на труд» или «свобода совести». Но то, что называется словом «право», иногда является свободой, и наоборот. Например, «право на неприкосновенность жилища» означает запрет государству произвольно вторгаться в вашу квартиру, а отнюдь не его обязанность охранять ваши апартаменты усиленным нарядом милиции. Это означает, что право на неприкосновенность жилища относится к свободам.

 

6. Слово «право» имеет много значений, и нужно уметь их различать.

Однажды некая школьница написала в своём сочинении: «Одним из главных прав человека является уголовное право».

Ни уголовное, ни гражданское, ни административное право не являются правами человека. Это – не права человека, а отрасли права.

Чтобы не запутаться окончательно, давайте откроем словарь.

Право – система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Иными словами, «право» в широком смысле означает систему правовых норм, действующих в государстве. Эти нормы закреплены в Конституции, законах и других правовых актах.

В свою очередь, право подразделяется на различные отрасли, регулирующие правоотношения в тех или иных сферах. Когда говорят: «уголовное право», «международное право», «конституционное право» и т.п., то имеют в виду именно отрасли права.

В английском языке эти значения слова «право» обозначаются словом Law  – Закон.

«Право» в значении «одно из прав человека» обозначают другим словом – Right. Соответственно, права человека – Human Rights.

Права человека – это более объёмное явление, чем право. Тема прав человека имеет не только юридические, но и этические, философские, исторические, политологические аспекты. Вместе с тем, как мы с тобой проследили, со временем права человека превращались из идей в юридические нормы. Сегодня права человека являются составной частью системы современного права.

Людей, которые являются специалистами в области права, называют правоведами, юристами. А людей, которые защищают права человека – правозащитниками. Теперь ты четко понимаешь, что правозащитник и юрист – это не одно и то же. Среди правозащитников, конечно же, есть люди с юридическим образованием, но также есть множество людей, не являющихся юристами. Правозащитник – это, в первую очередь, нравственная и гражданская позиция, а уже потом – специальные знания.

Права человека необходимо также отличать от прав отдельных категорий или групп людей. Например, у учеников в школе есть определенные права. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» даёт ученикам право проводить на территории школы митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Но это – право, предоставленное только ученикам. Это – не универсальное право, которое принадлежит каждому человеку, независимо от возраста, социального статуса и других различий. Это значит, что провести в школе митинг по вопросам защиты своих нарушенных прав не смогут учителя, родители или просто люди с улицы. И это право, которое закон дал ученикам, не относится к правам человека.

 

Теперь давай попытаемся дать определение понятия «права человека».

Сразу скажем, что общепризнанного определения прав человека не существует. Многие из формулировок, которые ты встретишь в литературе – громоздки, некоторые – однобоки, а иногда и вовсе неточны.

Предлагаем тебе два определения, а ты найдёшь в словаре другое определение и сравнишь.

 

Права человека являются универсальными моральными правами, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.

 

Права человека - это пакет основных обязанностей государственной власти по отношению к подчиненным этой власти личностям (права) и запретов вмешательства власти в определенные сферы жизни людей (свободы).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Существует несколько классификаций прав человека, но мы остановимся только на концепции «поколений» прав человека, о которой ты уже знаешь. Эта концепция возникла в 70-е годы XX века.

Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

2. Второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

3. Третье, новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека – это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права «единицы».

 

Права первого поколения

Личные права и свободы

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Политические права и свободы

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

К политическим правам относятся: право на управление делами государства; свобода передвижения; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

 

Права второго поколения

Экономические, социальные и культурные права

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

 

Права первого и второго поколения принципиально отличаются друг от друга. Соблюдение прав «первого поколения» - гражданских и политических прав – не зависит от уровня экономического развития страны. Оно зависит только от воли правительства. Таким образом, требовать соблюдения этих прав можно немедленно – «здесь и сейчас». Наоборот, соблюдение социально-экономических прав напрямую зависит от благосостояния страны: если экономика развита слабо, то государству негде найти средства для обеспечения достойного уровня жизни человека. Социально-экономические права реализуются в прогрессивном порядке: они становятся всё более обеспеченными по мере развития экономических возможностей государства.

Государство обязано строго и неукоснительно соблюдать личные и политические права. Напротив, социально-экономические права для государства являются целью, ориентиром, к достижению которого нужно постепенно приближаться.

Именно различный характер этих двух групп прав стал одной из причин того, что ООН приняла не единый Пакт о правах человека, а два пакта – по каждой из этих групп. Ведь столь разные права нуждаются в разных механизмах защиты.

 

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

Из исторического очерка ты уже понял, как можно защитить права человека на международном уровне.

Но защита нарушенных прав всегда начинается внутри страны. Существуют различные способы защиты прав и свобод человека.

 

Административные способы защиты

Согласно статье 33 Конституции, граждане «имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Это предполагает, что гражданин может подать жалобу на действие должностного лица или государственного органа в вышестоящий орган. Если причина нарушения прав человека – в неграмотности чиновника, то вышестоящий начальник может его решение отменить.

К административным формам защиты прав человека также относится надзор за соблюдением законов всеми органами исполнительной власти со стороны Прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина является осо­бым видом прокурорского надзора.

Прокурорский надзор в России может являться весьма действенным способом защиты прав граждан от нарушений со стороны властей. Органы прокуратуры обязаны проводить проверку и принимать меры по жалобам граждан, содержащим сведения о нарушении законов и прав человека.

 

Судебная форма защиты

Суд – это основной механизм защиты прав человека. Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Никто не вправе осуществлять воздействие на судей в какой бы то ни было форме. Эти принципы призваны обеспечить беспристрастность суда даже в тех случаях, когда он имеет дело, с одной стороны, с обычным человеком, а с другой стороны – с могущественным государством. Суд должен руководствоваться не телефонными указаниями сверху, а только нормами закона.

Реформа судебной системы в России идёт медленно и со скрипом. Болезненный процесс становления независимой судебной власти происходит на наших глазах.

Судебную систему России составляют: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Обязанность рассматривать обращения граждан возложе­на на каждый суд, входящий в судебную систему страны, кроме арбитражных судов, поскольку они разрешают только дела с участием юридических лиц (предприятий, государственных органов и т.д.).

 

Иные способы защиты

Также защита прав человека осуществляется через институт Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека, общественные организации.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) был закреплен Конституцией России в 1993 году.

В классическом виде омбудсман – это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие обязательной силы. Однако, благодаря влиятельности и авторитетности института омбудсмена, эти рекомендации, в большинстве случаев, выполняются.

Институт омбудсмена является важным инструментом укрепления уважения к правам человека и закону в демократическом государстве.

 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

А теперь мы можем вернуться к тому, с чего начали наше знакомство с правами человека.

Помнишь листочек, на который ты выписал ошибки, допущенные Кукушкиной, Марьей Ивановной, Петровым и Сидоровым? Перечитай их диалог и подумай: может быть, теперь ты видишь больше ошибок, чем в первый раз?

А после этого мы сверим результаты.

 

Выполнил? Вот и замечательно.

Теперь читаем и комментируем вместе:

 

Петров: Эй, ты, Сидоров, ну-ка, не толкайся! Не нарушай мои права – я ведь твои не нарушаю…

 

Конечно же, Сидоров не может нарушить права Петрова, даже если он толкается. Ведь Сидоров – это не государство, а такой же ученик, как и Петров. Речь идёт об обычных «горизонтальных отношениях».

И что же, спросишь ты, теперь, значит, можно толкаться?

Конечно же, нет! Ни у кого нет морального права грубить и вести себя по-хамски. Но факта нарушения прав человека здесь нет. Хотя, вполне возможно, есть факт нарушения школьных правила поведения или даже Устава школы.

 

Сидоров: Петров, какие у тебя, малявки, права? Они же есть только у больших и толстых!

 

Здесь Сидоров явно недооценивает степень универсальности прав человека. Права человека неотъемлемо принадлежат каждому человеку – и глубокому старику, и только что родившемуся ребенку.

 

Марья Ивановна: Сидоров, перестань бубнить! Петров! Сиди спокойно, не вертись! Не нарушай права учителя!

 

Марья Ивановна в полемическом запале допустила концептуальную ошибку. Петров – обычный ученик, и он не является гарантом прав учителя. Петров не является ни государством, ни даже хотя бы директором школы. Значит, он никак не может нарушить права учителя.

Но ведь что-то, по мнению Марьи Ивановны, он нарушил? Правильно – моральные нормы и, может быть, правила поведения ученика.

 

Петров: А по какому праву Вы мне замечания делаете? У меня тоже есть права!

 

Права у Петрова, конечно, есть, но в них ничего не говорится о том, что учитель не может сделать ученику замечание. Может. А вот если он сделал это в грубой, оскорбительной форме, или применил физическую силу, тогда Петров вполне может говорить о нарушении прав человека в школе. Каких именно – подумай сам.

 

Марья Ивановна: Права есть только у тех, кто выполняет свои обязанности! А у тех, кто не выполняет, никаких прав нет и быть не может!

 

Это Марье Ивановне вспомнились социалистические времена. Права были намертво связаны с обязанностями в Советском союзе. Но сегодня в России признана современная концепция прав человека. Права есть у человека независимо от того, как он выполняет свои обязанности.

Если школьник не выполняет свои обязанности ученика, то его необходимо воспитывать или даже наказывать по тем нормам, которые утверждены Уставом школы. Но ни коем случае за это его нельзя лишать прав человека – даже директор школы не может взять на себя такую смелость!

 

Кукушкина: Марь Иванна, можно, я? Так вот: права и обязанности – это почти одно и то же! Например, у ученика есть право учиться. И это же право является обязанностью. На каждое право у человека есть обязанность. Что, Петров, скажешь, не так?

 

Конечно же, не так! Права это права, а обязанности – это обязанности. Да, на каждое право есть обязанность, но не у человека, а у государства.

 

Петров: Тебе, Кукушкина, я вообще ничего не скажу! Я имею право хранить молчание!

 

А здесь Петров употребил популярную фразу из телесериалов совершенно не к месту! Фраза «вы имеете право хранить молчание» имеет отношение к праву не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Если Вас обвиняют в совершении преступления, то вы можете отказаться давать показания, которые поддерживали бы обвинение против Вас. Следствие должно доказать Вашу вину самостоятельно, а не «выбивать» из Вас признательные показания.

Но Кукушкина – не следствие, а Петрова в преступлениях не обвиняют. Поэтому юридически «права хранить молчание» в отношениях с Кукушкиной у Петрова нет. А моральное – есть! Может не разговаривать с ней, сколько угодно! Так бы и сказал: «А с тобой, Кукушкина, я вообще не разговариваю!»

 

Кукушкина: Знаешь, Петров, не нарушай право нашего класса на образование. А то мы на тебя уже целых две минуты потратили!

 

А это – вроде бы незаметная, но очень серьезная ошибка. Право на образование – это право человека. А класс – это не человек. У класса нет права на образование. Оно есть у человека, в данном случае – у Кукушкиной, Петрова, Сидорова и их одноклассников. Права человека – это не права групп, а права личности, «единицы».

На том, что Петров не может нарушить право своих одноклассников на образование, мы уже даже и не останавливаемся.

 

Марья Ивановна: Молодец, Кукушкина, пять. Петров, садись, два. А теперь напишем тест. Записывайте первое задание. «В двенадцать часов ночи ваш сосед громко включил музыку. Вы не можете заснуть. Какое из ваших прав человека нарушил сосед?» Две минуты вам на ответ…

 

Это задание действительно задал один учитель на уроке обществознания. Ученица ответила, что сосед не нарушил ничьих прав человека, потому что он – просто сосед, а не государство. А нарушил он нормы права, то есть действующий закон.

Учитель поставил за ответ двойку и сказал девочке: «Как не стыдно, Маша, не знать таких элементарных вещей! Сосед нарушил твоё право на отдых!»

Что ж, учителя тоже ошибаются. К сожалению, государство не позаботилось о том, чтобы организовать переподготовку педагогов по теме прав человека.

 

Мы верим, что наш конкурс станет пусть небольшим, но всё-таки шагом вперед к тому, чтобы ученики, педагоги и родители лучше узнали права человека, захотели своей активной позицией утверждать ценности прав человека в жизни.

Мы желаем тебе успешного участия в конкурсе и ждём от тебя интересной авторской работы!



[1] Польский правозащитник, теоретик прав человека.


На главную страницу конкурса