|
ЧАСТЬ
ВТОРАЯ. ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА
Почему-то
очень многие думают, что права человека –
это нечто само собой разумеющееся. То, о чём
знает чуть ли не каждый младенец. То, в чём
совершенно не нужно разбираться – ведь это
и так понятно!
Я
– человек, у меня есть права, и точка. Вот и
всё, делов-то!
Кстати,
в одной прекрасной школе сейчас как раз
идёт любопытный разговор о правах. Давайте
послушаем!
Петров: Эй, ты, Сидоров, ну-ка, не толкайся! Не нарушай мои права – я ведь твои не нарушаю…
Сидоров: Петров, какие у тебя, малявки, права? Они же есть только у больших и толстых!
Марья Ивановна: Сидоров, перестань бубнить! Петров! Сиди спокойно, не вертись! Не нарушай права учителя!
Петров: А по какому праву Вы мне замечания делаете? У меня тоже есть права!
Марья Ивановна: Права есть только у тех, кто выполняет свои обязанности! А у тех, кто не выполняет, никаких прав нет и быть не может!
Кукушкина: Марь Иванна, можно, я? Так вот: права и обязанности – это почти одно и то же! Например, у ученика есть право учиться. И это же право является обязанностью. На каждое право у человека есть обязанность. Что, Петров, скажешь, не так?
Петров: Тебе, Кукушкина, я вообще ничего не скажу! Я имею право хранить молчание!
Кукушкина: Знаешь, Петров, не нарушай право нашего класса на образование. А то мы на тебя уже целых две минуты потратили!
Марья Ивановна: Молодец, Кукушкина, пять. Петров, садись, два. А теперь напишем тест. Записывайте первое задание. «В двенадцать часов ночи ваш сосед громко включил музыку. Вы не можете заснуть. Какое из ваших прав человека нарушил сосед?» Две минуты вам на ответ…
Ну что, любопытный разговор?
Наверняка Петров, Сидоров, Кукушкина и даже Марья Ивановна считают, что они вполне сносно разбираются в правах человека.
А ты как думаешь? Как по-твоему: кто из участников этого разговора правильно понимает права человека, а кто – ошибается? Попробуй прямо сейчас выполнить небольшое задание: выпиши на листочке ошибки, которые допустили собеседники, когда пытались говорить о правах человека.
Итак, бери листок и приступай!
Справился? Отлично!
Сколько ошибок ты насчитал? Вот и хорошо! Отложи этот листочек. После прочтения этой главы ты сможешь попробовать выполнить это задание снова. И, возможно, увидишь новые ошибки, которые ты не заметил с первого раза.
А ошибаются в этом разговоре абсолютно все. И абсолютно в каждой реплике.
И если ты не сразу смог эти ошибки увидеть, то только по одной, и очень уважительной причине: права человека не так просты, как часто о них думают. В этой теме нужно очень хорошо разобраться.
Права человека – это не просто присказка, которую можно употреблять в разговоре к месту и не к месту.
Давай по порядку.
КАК В НАШУ
ЖИЗНЬ ВОШЛИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Многие думают, что права человека существуют давным-давно, чуть ли не с тех далёких времен, когда на земле появился первый человек.
А может быть, это так и есть? Давай-ка проверим!
«Вождь племени каждый год приносил одного из своих соплеменников в жертву языческому богу, и тем самым грубо нарушал общепризнанное право на жизнь…»
«Рабовладелец каждый день избивал рабов, которые плохо работали на его плантации, и тем самым постоянно нарушал право на свободу от пыток и жестокого обращения…»
«Феодал заставлял крестьян обрабатывать его землю, и тем самым злостно нарушал их право на отдых…»
Не правда ли, подобные фразы звучат очень странно и вызывают улыбку?
И неспроста: во времена вождей, рабовладельцев и феодалов такого явления, как права человека, еще не было.
Долгие века и тысячелетия человеческой истории люди целиком и полностью зависели от власти. Считалось, что королевские династии получили власть из рук Бога, и значит – власть божественна и священна. А все люди, в свою очередь, являются слугами этой власти. Они должны ей поклоняться, подчиняться и принимать все её действия как должное. Власть – всемогущая, а человек – маленький. Власть – всё, человек – ничто. Такой порядок вещей люди считали вполне естественным, и до поры до времени не представляли, что всё может быть и по-другому.
И вот настал период, который в истории принято называть Новым временем. Феодальные отношения трещали по швам. Трещали они потому, что давно прогнили, и сквозь них пробивались ростки нового строя – капитализма. Пришло такое время, когда для развития экономики прежде всего требовалось, чтобы человек был свободным. Стало ясно: подневольный труд – когда человек «отрабатывает», гораздо менее эффективен, чем труд свободный, когда человек зарабатывает. Молодому капитализму требовался свободный рынок труда и капитала, и, конечно же, совершенно другое государство. Ему не подходило государство, которое считало себя всемогущим и могло в любой момент по своей прихоти стереть человека в порошок.
И тогда произошли буржуазные революции. Они провозгласили, что источником власти являются не небеса, а народ. Пирамида перевернулась: старый принцип «народ – слуга власти» сменился прямо противоположным – «власть – слуга народа».
Вот как это было сформулировано в Декларации независимости США (1776 год):
«Мы
считаем очевидными следующие истины: все
люди сотворены равными, и все они одарены
своим Создателем некоторыми
неотчуждаемыми правами, к числу которых
принадлежат: жизнь, свобода и стремление к
счастью. Для обеспечения этих прав
учреждены среди людей правительства,
заимствующие свою справедливую власть из
согласия управляемых. Если же данная форма
правительства становится гибельной для
этой цели, то народ имеет право изменить или
уничтожить ее и учредить новое
правительство, основанное на таких
принципах и с такой организацией власти,
какие, по мнению этого народа, всего более
могут способствовать его безопасности и
счастью.»
Та же мысль содержится во «Всеобщей Декларации прав человека и гражданина» (1789 год), принятой в годы Великой Французской революции Национальным собранием:
«Источником
суверенной власти является нация. Никакие
учреждения, ни один индивид не могут
обладать властью, которая не исходит явно
от нации.»
Власть перестала считаться божественной. Из «священной коровы» она превратилась в обычную администрацию, которую наняли сами люди и наделили её определенными полномочиями для того, чтобы она управляла делами государства.
Но всякая власть стремится расширить границы своего влияния и «подмять» под себя личность. И тогда – вновь конец свободе, а значит – тормоз для развития нового общества, основанного на инициативе и предприимчивости человека. Чтобы этого не произошло, в период буржуазных революций была очерчена граница свободы и независимости человека, через которую государству запрещено переступать. Это и есть – права человека.
Государство признало, что оно не может нарушать права и свободы человека, а у человека появилась возможность защитить себя от необоснованного вмешательства власти.
Первые
документы по правам человека
Почитаем отрывки из первого документа, который на государственном уровне провозгласил права человека – Французской «Всеобщей Декларации прав человека и гражданина» (1789 год):
Статья
2
Цель
всякого политического союза - обеспечение
естественных и неотъемлемых прав человека.
Таковые - свобода, собственность,
безопасность и сопротивление угнетению.
Обрати
внимание, права человека названы здесь «естественными
и неотъемлемыми». Это – очень важные слова!
Они означают, что государство признало
теорию «естественного права», которую
разработали философы-просветители XVIII века.
Она гласит, что каждый человек обладает «естественными
правами», которые существуют независимо от
того, записаны они в законах государства
или нет. Эти «естественные права» человек
получает не как большой подарок от
государства, а по праву рождения. Если ты
родился человеком, значит, у тебя есть права,
которые естественны для всякого человека.
Государство ни при каких обстоятельствах
не может тебя их лишить. Поэтому эти права
названы «неотъемлемыми».
Свобода
состоит в возможности делать все, что не
наносит вреда другому: таким образом,
осуществление естественных прав каждого
человека ограничено лишь теми пределами,
которые обеспечивают другим членам
общества пользование теми же правами.
Пределы эти могут быть определены только
законом.
Итак,
права человека могут быть ограничены не
решением чиновника, не «государственной
необходимостью», а только законом.
Статья
5
Закон
имеет право запрещать лишь действия,
вредные для общества. Все, что не запрещено
законом, то дозволено, и никто не может быть
принужден делать то, что не предписано
законом.
Здесь
закреплен один из важных принципов
современного права: «человеку разрешено
всё, что не запрещено законом».
Далее
Декларация провозглашает ряд
фундаментальных прав, которые позже были
названы «правами первого поколения»,
поскольку они возникли раньше последующих
прав.
Закон
есть выражение общей воли. Все граждане
имеют право участвовать лично или через
своих представителей в его создании. Он
должен быть единым для всех, охраняет он или
карает. Все граждане равны перед ним и
поэтому имеют равный доступ ко всем постам,
публичным должностям и занятиям сообразно
их способностям и без каких-либо иных
различий, кроме тех, что обусловлены их
добродетелями и способностями.
Здесь
провозглашено право на участие в
управлении делами государства.
Одновременно, закреплен принцип равенства
перед законом.
Никто
не может подвергаться обвинению,
задержанию или заключению иначе, как в
случаях, предусмотренных законом и в
предписанных им формах. Тот, кто
испрашивает, отдает, исполняет или
заставляет исполнять основанные на
произволе приказы, подлежит наказанию; но
каждый гражданин, вызванный или
задержанный в силу закона, должен
беспрекословно повиноваться: в случае
сопротивления он несет ответственность.
Такой
была одна из первых формулировок права на
свободу и личную неприкосновенность.
Закон
должен устанавливать наказания лишь строго
и бесспорно необходимые; никто не может
быть наказан иначе, как в силу закона,
принятого и обнародованного до совершения
правонарушения и надлежаще примененного.
Еще
один важный принцип: закон не имеет
обратной силы. Это значит, что если принят
какой-то закон, то его нормы не
распространяются на прошлое время, в
котором этого закона еще не было. Представь:
человек совершил преступление, а на
следующий день вступил в действие новый
закон, по которому наказание за это
преступление становится втрое сильнее. Так
вот, наказание для этого человека суд будет
определять не по новому, а по старому закону,
поскольку именно этот закон действовал в
момент совершения преступления.
Поскольку
каждый считается невиновным, пока его вина
не установлена, то в случаях, когда
признается нужным арест лица, любые излишне
суровые меры, не являющиеся необходимыми,
должны строжайше пресекаться законом.
Это
право сейчас называется презумпцией
невиновности: человек считается невиновным
до тех пор, пока его вина не установлена
судом.
Никто
не должен быть притесняем за свои взгляды,
даже религиозные, при условии, что их
выражение не нарушает общественный порядок,
установленный законом.
Свобода
совести.
Свободное
выражение мыслей и мнений есть одно из
драгоценнейших прав человека; каждый
гражданин поэтому может свободно
высказываться, писать, печатать, отвечая
лишь за злоупотребление этой свободой в
случаях, предусмотренных законом.
Свобода
убеждений, свобода слова.
Так
как собственность есть право
неприкосновенное и священное, никто не
может быть лишен ее иначе, как в случае
установленной законом явной общественной
необходимости и при условии справедливого
и предварительного возмещения.
Ты обратил внимание, что право на собственность упоминается дважды – в начале и в конце Французской Декларации?
Конечно же, это не случайность. Ведь неприкосновенность частной собственности – это одно из главных условий для развития капитализма. И – более широко – условие для появления нового типа людей – людей, экономически независимых от государства.
Что же произошло дальше, после принятия Французской Декларации? Все эти права стали безукоризненно соблюдаться? Конечно же, нет!
Если мы вспомним исторические события, которые происходили во Франции чуть позже, то увидим и якобинский террор, и неоднозначное правление Наполеона, которого никак не назовешь поборником прав человека, а затем – попытку реставрации дореволюционных порядков.
Но главное – в том, что процесс был необратим. Пирамиду уже нельзя было перевернуть обратно. Права, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина, постепенно закреплялись в законах государства. Это значит, что за нарушение прав человека с государства и его представителей можно было спросить, и человек со временем получил возможность защищать свои права через суд.
Так происходило во многих странах, в которых в то время шел процесс развития буржуазных отношений. В 1791 году Конгресс США принял Билль о правах. В дальнейшем в Билль вносились новые статьи. Билль о правах является составной частью американской Конституции. Права человека получали довольно высокие гарантии: из моральных принципов они превращались в обязательные правовые нормы, закрепленные Основным законом страны.
Но происходило это только в тех странах, которые пришли в своём развитии к необходимости ограничить всевластие государства и обеспечить свободу личности. Подавляющее большинство государств жили совсем иным укладом. И уж тем более, права человека еще не стали ценностью для правителей и политиков.
Международное
признание прав человека
В начале XX века, через сто двадцать лет после принятия Французской Декларации прав человека, была создана Лига Наций. Эту международную организацию можно назвать предшественницей ООН. При создании Лиги Наций прозвучали предложения включить в базовый документ этой организации минимальные нормы о правах человека. Эти предложения тогда были отвергнуты. В первой половине ХХ века политики еще не осознали, что права человека важны для жизни всех государств.
За
это пришлось заплатить высокую цену. Мир
пережил преступления фашизма, для которого
ценность человеческой жизни равнялась нулю.
Потрясения Второй мировой войны заставили посмотреть на права человека по-новому. Стало понятно, что защита прав человека – это одна из главных забот всего человеческого сообщества, условие его выживания.
После войны была создана Организация Объединенных Наций. Одной из первых задач, которую эта организация перед собой поставила, стала разработка Всеобщей Декларации прав человека. На эту работу ушло два года, и в 1948 году Всеобщая Декларация прав человека была принята.
Декларация
имеет статус заявления. Она не носит
обязательного характера. Но, вместе с тем,
значимость Всеобщей Декларации прав
человека – огромна. Это был первый документ,
в котором права человека получили
признание на международном уровне.
Декларация вместила в себя не только права
«первого поколения» – личные и
политические права, но и появившиеся к тому
времени права «второго поколения» –
социальные, экономические и культурные.
Декларация надолго задала высокую планку,
стандарт прав человека, к которому мир
должен стремиться. Неслучайно огромное
количество правовых документов стран,
входящих в ООН, основано на принципах,
провозглашенных во Всеобщей Декларации.
Многие страны цитируют Декларацию или
включают ее положения в свои Конституции.
Принципы Декларации легли в основу
международных договоров по правам человека,
заключённых после 1948 года.
Как ты понимаешь, на следующий день после принятия Декларации мир не стал другим. Права человека не приносят на блюдечке. Человечеству предстояла долгая кропотливая работа.
Европейская
конвенция защиты прав человека и основных
свобод
Первый шаг вперед сделали европейские страны – именно они были более готовы воплотить принципы прав человека в жизнь. В 1950 году Совет Европы принял Европейскую Конвенцию защиты прав человека и основных свобод. В отличие от Декларации, Конвенция имеет статус международного договора. Это означает, что нормы Конвенции действуют во всех государствах, которые её подписали. В 1953 году Конвенцию ратифицировали первые 10 государств, и она вступила в силу.
В сравнении со Всеобщей Декларацией прав человека, в Европейскую Конвенцию вошло относительно небольшое количество прав – «скелет» прав первого поколения: право на жизнь; свобода от пыток и унижающего достоинство обращения или наказания; право на свободу и личную неприкосновенность; право на независимый и беспристрастный суд; презумпция невиновности; право на уважение личной и семейной жизни; право на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения своего мнения, на поиск и распространение информации; право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Помимо закрепления этих прав человека на европейском уровне, Конвенция впервые создала действенный механизм их защиты. С 1959 года в Страсбурге (Франция) работает Европейский суд по правам человека. Работа Суда совершенствовалась десятилетиями, и сейчас Европейский суд по правам человека является наиболее эффективным органом защиты прав человека.
Суд рассматривает дела отнюдь не по всем признанным сегодня правам человека. Рассматриваются только те дела, которые связаны с нарушением прав, закрепленных в Европейской Конвенции. А в ней полностью отсутствуют социально-экономические права, например, право на труд (чуть позже мы разберемся и увидим, что это не случайно). И даже право на собственность, являющееся правом первого поколения, защитить через Европейский суд нельзя!
Но это не умаляет роль и значение Европейского Суда по правам человека. Его уникальность – в том, что подать в этот суд жалобу на своё государство может самый обычный гражданин. Дела, которые рассматривает Европейский суд, так и называются: «Виндиш против Австрии», «Ледонне против Италии», «Калашников против России».
Для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским Судом, человек должен исчерпать судебные средства защиты своего права внутри государства. Речь, разумеется, идёт только о государствах, которые ратифицировали Европейскую конвенцию прав человека и основных свобод. Подавать в Европейский суд жалобу на Туркмению или Северную Корею бесполезно – она будет отклонена по формальным основаниям.
Европейский Суд рассматривает конкретные жалобы и устанавливает, действительно ли были допущены нарушения Конвенции. Если нарушения установлены, то Суд вправе присудить государству «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда. Это значит, что человек получает от государства денежное возмещение за то, что были нарушены его права.
За всю многолетнюю практику не было ни одного случая неисполнения государствами решений Европейского Суда. Если бы такое произошло, то над государством нависла бы угроза исключения из состава Совета Европы.
Международные
пакты по правам человека
Если Европа смогла заложить фундамент эффективной системы защиты прав человека уже через два года после принятия Декларации ООН, то в мировом масштабе строительство такой системы сталкивалось с огромными трудностями и продвигалось гораздо медленнее.
Страны запада настаивали на приоритете личных и политических прав. В свою очередь, страны социалистического блока, в которых именно эти права грубо попирались, стремились придать первостепенное значение социально-экономическим правам. Особый разговор – о странах востока, диктаторских режимах и прочих сложных явлениях мировой политики. Конечно же, в этих условиях нельзя было добиться того же результата, которого на региональном уровне достигли демократические европейские страны.
И всё-таки, Организации Объединенных Наций удалось вывести разговор о правах человека на новый уровень. В 1966 году под эгидой ООН были заключены два договора по правам человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти международные договоры вступили в силу в 1976 году, через 10 лет после принятия.
В Пактах были закреплены современные права человека, провозглашенные ранее Всеобщей Декларацией прав человека. Для государств, подписавших Пакты, соблюдение этих прав стало обязательным. Однако, и в наше время к Пактам присоединились далеко не все страны.
Пакет
Документов, принятый ООН: Всеобщую
Декларацию прав человека, Пакт о
гражданских и политических правах (вместе с
Факультативным протоколом), Пакт об экономических,
социальных и культурных правах –
принято называть
Международным
Биллем по правам человека.
После принятия Пактов, в ООН была создана разветвленная система контроля за их соблюдением. В частности, каждые четыре года государства подают в ООН доклады о выполнении своих обязательств по каждому из Пактов. Неправительственные организации могут направлять альтернативные доклады со своей точкой зрения. По итогам рассмотрения докладов государствам направляются Замечания, в которых от имени ООН предлагается предпринять необходимые меры для соблюдения прав человека: изменить старые или написать новые законы, разработать специальные программы и т.д.
Выполнение рекомендаций ООН во многом зависит от доброй воли государств. Не всегда влиятельности ООН достаточно, чтобы улучшить ситуацию с правами человека в той или иной стране. Тем не менее, выработка международных стандартов прав человека является бесспорной заслугой ООН. Благодаря этому, в наше время уже стало общепризнанным, что вопросы прав человека не являются внутренним делом государств. Ситуация с правами человека в каждой конкретной стране стала предметом внимания всего мирового сообщества. В вопросах прав человека мир получил возможность оказывать на государства давление, и это давление часто оказывается эффективным. Увы, как и всякий вопрос международных отношений, вопрос прав человека часто оказывается предметом торга. Политикам, как и век назад, далеко не всегда удаётся осознать ценность и необходимость прав человека, поэтому на многие нарушения они готовы закрывать глаза.
Правозащитное
движение
Международное признание прав человека в системе ООН стало мощным стимулом для развития неправительственного правозащитного движения. Десятки тысяч неправительственных организаций по всему миру занимаются проблемами прав человека. Их можно увидеть в горячих точках, на митингах протеста, и, наконец, в будничной работе по защите нарушенных прав людей. Правозащитные организации работают различными методами. Некоторые предоставляют людям, пострадавшим от государства, юридические консультации и защиту в суде. Некоторые ведут мониторинг прав человека – собирают информацию о нарушениях и составляют доклады. Некоторые занимаются просвещением – распространяют знания о правах человека. Это – только отдельные примеры большой и подчас опасной работы неправительственных организаций по защите прав человека. Сегодня правозащитное движение стало одним из главных гарантов прав человека. И это – не случайно: ведь соблюдение прав человека – это то, за что необходимо бороться постоянно, и заинтересовано в этом не государство, а прежде всего – сами люди.
ПРАВА
ЧЕЛОВЕКА И РОССИЯ
В 1948 году, при голосовании в ООН по Всеобщей Декларации прав человека, Советский союз воздержался. Так же поступили и другие социалистические страны.
С одной стороны, СССР признал Всеобщую декларацию и международные Пакты, но, с другой стороны, так их и не опубликовал. Большинству советских граждан эти документы были неизвестны. Полномочия Комитета ООН по правам человека Советский союз признал лишь в июле 1991 года, за месяц до августовского путча, который поставил на существовании СССР крест.
Многие права были прописаны в советских Конституциях 1936 и 1977 годов. Но эти права сопровождались различными оговорками, которые сводили их на нет. А главное – в Советском союзе отсутствовала возможность судебной защиты прав человека. Это значит, что конституционные права оставались благими намерениями – человек не мог предъявить претензии государству за их ущемление.
Столь двойственное отношение к правам человека сформировалось благодаря советской идеологии. В странах социализма вся собственность принадлежала государству и существовала диктатура власти, якобы ведущей свой народ к светлому будущему. В этих странах существование прав первого поколения было невозможным. Представьте, что стало бы с коммунистическим режимом, если бы он допустил существование свободы слова, свободы печати, свободы собраний и митингов, право на частную собственность или свободу передвижения!
Поэтому СССР стремился наполнить понятие «права человека» другим содержанием. Советский Союз пытался убедить мир, что права первого поколения – это устаревшие права XIX века, и нужно говорить о новом поколении прав – социально-экономических правах. Таких, как право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, на образование. Государство должно обеспечить людей набором «благ».
Права человека в понимании СССР – это то же самое, что социальная защита. Государство должно опекать своих граждан, обеспечивать их работой, жильём, пенсиями, пособиями и льготами – собирать все ресурсы воедино и «по справедливости» их распределять. Тогда у каждого будет достойный уровень жизни. Не будет рядом миллионеров и нищих, - каждый будет достойно обеспечен.
Социально-экономические права нужно обеспечивать в первую очередь, потому что они защищают от нужды. Зачем человеку свобода, если у него нет денег на еду?
Если социалистическое государство берет на себя заботу о человеке, то человек, в свою очередь, должен выполнять свой долг перед государством. У человека, считали социалистические идеологи, должны быть обязанности по отношению к государству. Например, право на труд одновременно является и обязанностью. То есть, не воспользоваться своим правом на труд ты не можешь. Как видим, в этой концепции нет места для независимости личности от власти.
В 60-е годы в Советском союзе появилось правозащитное движение. Люди осмелились требовать от советского государства соблюдения прав человека. Власти вели с правозащитниками настоящую войну: их деятельность объявляли «антисоветской агитацией и пропагандой», что по законам СССР являлось уголовным преступлением. Правозащитники один за другим отправлялись в тюрьмы и психушки, на смену им приходили другие. Благодаря этой мужественной работе, весь мир узнавал истинную картину с соблюдением прав человека в СССР. По некоторым вопросам мировые лидеры оказывали на Советский союз давление, и это было для властей определенным сдерживающим фактором.
Полноценное признание прав человека в нашей стране началось после распада СССР с появлением на карте мира независимой России. В Конституции России, принятой на референдуме в 1993 году, были закреплены все общепризнанные права и свободы человека. Впервые в России Конституция стала законом прямого действия – это означает, что положения Конституции являются юридическими нормами. Их не нужно подтверждать никакими законами. Наоборот, если закон противоречит Конституции, то применяются именно конституционные нормы. Более того, Конституция провозгласила приоритет международного права. Если законы страны противоречат нормам международных договоров, то применяются нормы международных договоров. Человек в нашей стране получил возможность отстаивать свои нарушенные права в суде.
В 1996 году Россия вступила в Совет Европы. В 1998 году наша страна ратифицировала Европейскую Конвенцию защиты прав человека и основных свобод. С этого времени российские граждане получили возможность пользоваться защитой Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Как видишь, права человека получили постоянную прописку в нашей стране совсем недавно – прошло лишь 10 лет с того момента, когда права человека были полностью признаны нашим государством. Нашей стране предстоит пройти долгий и нелегкий путь утверждения прав человека в повседневной жизни, воспитания уважения к правам и свободам личности.