|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Евгений
Криштафович. Ученика надо слушать и
слышать! Я, как человек, в своё
время набивший много шишек на теме
ученического самоуправления в своей
родной гимназии, а также время от
времени продолжающий наступать на те
же грабли, занимаясь образовательными
проектами ныне, не могу оставаться
безучастным к разразившейся в нашей
рассылке в последнее время дискуссии
вокруг со- и самоуправления. Давайте
чуть-чуть, хотя бы на мгновение, для
пользы общего дела перейдём в
обсуждении темы Ученического
самоуправления из теоретической
плоскости в практическую. Во-первых я не
понимаю, откуда берётся утверждение,
что самоуправление ставит себе целью
отдать школу на откуп ученикам (т.е.
заполучить её)? Кто будет что отбирать и
у кого? Сразу 3 вопроса, на которые я бы
хотел, получить ответ. Кто? Что? И у кого?
Школой управляет
директор? Спорно! Потому что директором
управляют чиновники отдела
образования муниципалитета, коими, в
свою очередь, командуют городские/областные
власти, находящиеся в прямом
подчинении у министерства образования
субъекта Федерации, робко глядящего в
глаза Минпросу РФ. Я ничего не переврал?
А уж Минпрос РФ - одно из звеньев цепи
федерального правительства, которое в
свою очередь подотчётно Федеральному
собранию РФ. Точно не помню, какую роль
играет в этой связи институт
президента, но подозреваю - не
последнюю. А кто король? Кто
имеет право стукнуть каблуком, и все
слуги обязаны расстелиться перед ним в
шёлковый ковёр? НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК,
который содержит и Минпрос РФ, и
Министерства в субъектах федерации, и
муниципальные/городские/областные
отделы образования и т.д. и т.п. Из его
денег, между прочим, достаётся на хлеб с
маслом и президенту. А
налогоплательщик имеет детей, которые
хотят получить образование. Причём не
какое-нибудь, а качественное. Поэтому
ученик является заказчиком всей этой
сложной системы, которую взрослые дяди
и тёти привыкли называть народным
образованием. А поэтому его надо
слушать и, что характерно, слышать! Ученики не будут
забирать себе всю административную
власть в школе, потому что за её
осуществление головой и некоторыми
другими интимными частями тела
отвечают директор, завучи и прочий
обслуживающий персонал, чьи услуги
ЗАКАЗЫВАЮТСЯ и ОПЛАЧИВАЮТСЯ. Весь мой предыдущий
спич очень сложен и витиеват, поэтому
попробую объяснить свою идею на
аналогах. Итак: у вас дома проблемы с
санузлом. Течёт всё от кухни до ванны с
джакузи. А в сортире всплыло всё, что
должно всплывать в такой ситуации. Ваши
действия? Звоним друзьям человека - в
ЖЭК. Оттуда откомандировывают
сантехника, который, с чемоданчиком
наперевес, спешит к нам, утопающим в
собственных экскрементах, оказать
помощь. После того, как вода откачена,
хозяева высушены, а товарищ из ЖЭКа
принимается устанавливать новый
санузел, вы, в предвкушении того, что
придётся раскошеливаться, пытаетесь
контролировать процесс, дабы
удостовериться, что за свои деньги вы
получите такой сортир, пребывание в
котором станет сказкой на долгие
годы. И крутитесь возле задней комнаты
и сантехника с вопросами, пожеланиями и
т.д. Таким образом в Вашем лице мы видим
некое подобие Туалетно-коммунального
самоуправления. Но вы же не рвёте у
сантехника гаечный ключ с криком: "Я
тут босс - Я ВСЁ СДЕЛАЮ САМ!". Вы лишь
высказываете пожелания, на что имеете
полное право, раз уж платите. В школе то же самое!
Единственная разница - сортир
маленький, а школа - большая. Таково моё мнение,
которое я отстаиваю на передовой
образовательных форумов, перед
напыщенными педагогами и директорами,
чиновниками министерства образования
и его подструктур. Евгений Криштафович Союз Ученических
самоуправлений "Открытая Республика" Эстония
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |