ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Ольга Новожилова, Денис Рогаткин. Соуправление или самоуправление?

 

Ольга Новожилова: По поводу соуправления. Многие развиваются именно по такой схеме, поэтому рекомендую вписать в цели-задачи Учебника прогресс уже действующих систем от самоуправления к соуправлению.

 

Денис Рогаткин: Оказывается, так называемое «соуправление» прижилось не только у нас в Карелии! Наверное, это вот «со-…» похоже на заразную болезнь. У нас в Петрозаводске целый Дом творчества заразился. Они вообще не могут ни одного слова без приставки «со» сказать. У них не творчество, а «сотворчество», не управление, а «соуправление»… Был период, когда как раз этому учреждению в нашем городе и поручили работу с школьным самоуправлением. Пришла после этой «работы» как-то к нам девочка-активист одной из школ, и мы с ней начали беседовать. И она на N-ной минуте разговора заявляет, что в школе не может быть самоуправления, а должно быть «соуправление». Вот из этого разговора и появился диалог в учебнике про это самое «соуправление».

Я могу только еще раз повторить свою позицию. На мой взгляд, термин «соуправление» прижился из-за непонимания слова «самоуправление».

Реконструирую ход мысли «соуправленцев». «Самоуправление? Нет, невозможно! Школьники не могут управлять сами, без взрослых! Пусть лучше будет со-управление, такое вот совместное управление, когда мы будем управлять школой вместе!»

Позвольте, но то, о чём вы говорите, - это и есть самоуправление. Откройте Закон об образовании: там чётко сказано, что управление школой основывается на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются: совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Участвовать в управлении образовательным учреждением имеют право сами обучающиеся, их родители и педагоги.

Значит:

-          «самоуправление» не означает, что власть в школе отдана «на откуп» ученикам

-          у каждого органа самоуправления – свои полномочия

-          так или иначе, устав школы должен определить механизмы, которые делают реальным право учеников, учителей и родителей на участие в управлении школой. Наиболее типичная форма – членство в совете школы (на практике, высшем органе самоуправления) представителей органов ученического, родительского и педагогического самоуправления. Например, в совет школы входят по 3 представителя от ученического парламента, родительского комитета и педагогического совета.

-          при этом никакие органы самоуправления не могут «оттяпать» те полномочия, которые принадлежат директору школы и учредителю (для муниципальных школ, которых большинство – администрации города).

Есть ли у кого-нибудь после этой выкладки доводы в пользу того, что самоуправление нужно заменить «соуправлением»? Если есть – поделитесь, пожалуйста!

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru