|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Ольга
Новожилова, Денис Рогаткин.
Соуправление или самоуправление? Ольга Новожилова: По поводу соуправления. Многие
развиваются именно по такой схеме,
поэтому рекомендую вписать в цели-задачи
Учебника прогресс уже действующих
систем от самоуправления к
соуправлению. Денис Рогаткин: Оказывается, так называемое «соуправление»
прижилось не только у нас в Карелии!
Наверное, это вот «со-…» похоже на
заразную болезнь. У нас в Петрозаводске
целый Дом творчества заразился. Они
вообще не могут ни одного слова без
приставки «со» сказать. У них не
творчество, а «сотворчество», не
управление, а «соуправление»… Был
период, когда как раз этому учреждению
в нашем городе и поручили работу с
школьным самоуправлением. Пришла после
этой «работы» как-то к нам девочка-активист
одной из школ, и мы с ней начали
беседовать. И она на N-ной минуте разговора заявляет,
что в школе не может быть
самоуправления, а должно быть «соуправление».
Вот из этого разговора и появился
диалог в учебнике про это самое «соуправление». Я могу только еще раз
повторить свою позицию. На мой взгляд,
термин «соуправление» прижился из-за
непонимания слова «самоуправление». Реконструирую ход
мысли «соуправленцев». «Самоуправление?
Нет, невозможно! Школьники не могут
управлять сами, без взрослых! Пусть
лучше будет со-управление, такое вот
совместное управление, когда мы будем
управлять школой вместе!» Позвольте, но то, о
чём вы говорите, - это и есть
самоуправление. Откройте Закон об
образовании: там чётко сказано, что
управление школой основывается на
принципах единоначалия и
самоуправления. Формами
самоуправления являются: совет
образовательного учреждения,
попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и другие формы.
Участвовать в управлении
образовательным учреждением имеют
право сами обучающиеся, их родители и
педагоги. Значит: -
«самоуправление»
не означает, что власть в школе отдана «на
откуп» ученикам -
у
каждого органа самоуправления – свои
полномочия -
так
или иначе, устав школы должен
определить механизмы, которые делают
реальным право учеников, учителей и
родителей на участие в управлении
школой. Наиболее типичная форма –
членство в совете школы (на практике,
высшем органе самоуправления)
представителей органов ученического,
родительского и педагогического
самоуправления. Например, в совет школы
входят по 3 представителя от
ученического парламента,
родительского комитета и
педагогического совета. -
при
этом никакие органы самоуправления не
могут «оттяпать» те полномочия,
которые принадлежат директору школы и
учредителю (для муниципальных школ,
которых большинство – администрации
города). Есть ли у кого-нибудь после этой выкладки доводы в пользу того, что самоуправление нужно заменить «соуправлением»? Если есть – поделитесь, пожалуйста! |
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |