|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Что
может самоуправление? Право
на участие в управлении школой. –
Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога»,
2004. Автор-составитель - Д.В. Рогаткин Сборник содержит методические материалы по вопросам развития школьного самоуправления как способа реализации права учеников, родителей и педагогов на участие в управлении образовательным учреждением. Предназначен для учеников, родителей, педагогов, специалистов органов управления образованием, сотрудников правозащитных организаций.
Ситуации для
проверки понимания тезисов о
самоуправлении Предложите на обсуждение слушателей ряд примеров. Обсуждать эти примеры можно по микрогруппам. После высказываний микрогрупп прокомментируйте обсуждение. Необходимо ответить на вопрос: Являются ли,
по-вашему, предлагаемые примеры
формами школьного самоуправления?
Почему? Ситуация 1. Ученики создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам. Комментарий: Такая группа не относится к школьному самоуправлению. Её деятельность направлена не на решение проблем учеников, а на решение проблем ветеранов – то есть, на решение социальной проблемы вне школы. Ситуация 2. Ученики открыли в школе общественную приёмную по проблемам школы. Комментарий: Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению. Приёмная, в которой школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения и пр., является исполнительным органом школьного ученического самоуправления. Приёмная не имеет никаких властных полномочий, но оказывает влияние на решение школьных проблем. Ситуация 3. Ученики создали в школе дискуссионный клуб. Комментарий: Если этот дискуссионный клуб не оказывает влияние на то, что происходит вне его стен, то он не может считаться формой школьного самоуправления. Органы школьного самоуправления работают не для тех, кто в них входит, а для учеников (педагогов, родителей) в целом (см. тезис 5). Поэтому, даже если дискуссионный клуб обсуждает школьные проблемы, но эти обсуждения остаются внутри клуба, такой клуб нельзя считать формой школьного самоуправления. В том случае, если материалы и результаты дискуссий вносятся на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации, можно говорить о стремлении клуба повлиять на ситуацию в школе. Следовательно, такой клуб можно считать формой школьного самоуправления. Ситуация 4. Ученики выпускают газету о жизни школы. Комментарий: Если в этой газете ставятся проблемы школы, то такую детскую редакцию можно считать органом школьного ученического самоуправления – налицо стремление ставить вопросы, которые необходимо решать, влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе. Но если эта газета не рассматривает школьных проблем, а пишет о школьных праздниках, конкурсах, увлечениях учеников, вряд ли её можно считать формой школьного самоуправления. Ситуация 5. Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками. Комментарий: Такой отряд вожатых можно считать органом ученического самоуправления – старшеклассники объединились для того, чтобы работать в интересах младших школьников, решать их проблемы, улучшать школьную воспитательную систему. Ситуация 6. Ученики создали школьную команду КВН. Комментарий: Команду КВН нельзя считать формой школьного самоуправления. Несмотря на то, что она может выступать перед школьниками, её главной целью является не решение проблемы досуга школьников, а подготовка хороших КВНовских программ, победа в фестивалях и пр. Основная деятельность этой группы лежит вне школьной проблематики (см. тезис 5). Ситуация 7. Ученики создали школьную полицию, которая следит за порядком. Комментарий: Школьную полицию нельзя считать формой самоуправления. Органы самоуправления не могут осуществлять властных полномочий, нести на себе административные функции вместо школьной администрации (см. тезис 4). Такая «школьная полиция» работает не в интересах школьников, а в интересах администрации. Контроль за порядком в школе – задача школьной администрации. Если директор школы допустил существование в школе подобной «ученической полиции», то именно он несет всю ответственность за последствия её действий. Ситуация 8. Ученики создали штаб досуга. Комментарий: Штаб досуга можно считать органом школьного самоуправления. Его деятельность направлена на решение проблемы досуга школьников силами самих школьников. Такой штаб может поддерживать досуговые инициативы школьников и проводить собственные культурные проекты на условиях добровольного участия учеников. Не путайте с так называемыми «культмассовыми секторами», которые проводят традиционные школьные мероприятия по указанию школьной администрации под руководством педагога! Ситуация 9. Ученики сами организуют дежурство по школе. Комментарий: Дежурство по школе – это форма самообслуживания, но не самоуправления. Орган школьного самоуправления не может командовать школьниками – следовательно, он не может расставлять школьников на «посты» в школьных коридорах или, тем более, выполнять полицейские функции. Если школьники в классе договорились по очереди накрывать в столовой, здесь также нет признаков самоуправления – эта деятельность не выходит за рамки классного коллектива, то есть является не самоуправлением, а самообслуживанием (см. тезис 5). Ситуация 10. Ученический совет создал финансовую комиссию, которая контролирует расходование директором средств родительского фонда. Комментарий: В принципе, такую комиссию можно считать формой школьного самоуправления – она работает в интересах учеников школы. Но было бы более корректно, чтобы расходование этих средств контролировали родители – именно они платят добровольные взносы в школьный фонд. Если же родители приняли решение о том, что их деньги должны расходоваться с согласия учеников, такая комиссия в школе вполне уместна. Перед тем, как тратить деньги родительского фонда, директор будет запрашивать согласие ученической финансовой комиссии. Ситуация 11. Ученический совет создал аналитическую группу, которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Комментарий: Аналитическую группу можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников. Ситуация 12. Ученики создали правозащитный комитет, который помогает ученикам защищать нарушенные права. Комментарий: Правозащитный комитет является органом школьного самоуправления: он работает в интересах учеников и решает проблему соблюдения прав человека в школе. Ситуация 13. Ученики создали Комитет по общественным связям. Комментарий: Комитет по общественным связям является формой школьного самоуправления: он развивает сотрудничество школы с другими организациями, привлекает ресурсы общественных, государственных и других организаций к решению школьных проблем. Ситуация 14. На педагогический совет вызываются ученики, которые грубо нарушают школьные правила. Комментарий: Педагогический совет, согласно закону «Об образовании», это орган школьного самоуправления. Он не должен превращаться в директорскую планёрку. На педсовете педагоги должны обсуждать волнующие их проблемы и принимать решения, которые влияют на работу школьной администрации в интересах педагогов. Если педсовет подчинён школьной администрации и выполняет административные функции, такие как «проработка» учеников, то он не может считаться органом педагогического самоуправления. Ситуация 15. Представителя от родителей класса в родительский комитет направляет классный руководитель. Комментарий: Такой родительский комитет не может считаться органом родительского самоуправления. Родители сами должны избирать своих представителей в родительский комитет. При этом, родительский комитет должен не выполнять просьбы директора, как это бывает во многих школах, а влиять на политику школьной администрации в интересах родителей. Ситуация 16. Родительский комитет принял решение о том, что родители должны сдавать в школьный фонд по 100 рублей в месяц. Комментарий: Родительский комитет не может принимать решения, обязательные для родителей. Он должен представлять их интересы, а не командовать ими – в противном случае, он не может считаться органом школьного самоуправления. В приведенном примере родительский комитет может только рекомендовать родителям внести в школьный фонд определенную сумму на добровольных началах: решение о том, вносить деньги или нет, а если вносить, то в каком размере, в любом случае остаётся за каждым из родителей. Ситуация 17. Школьный суд чести принял решение объявить ученику выговор. Комментарий: Органы самоуправления не могут наказывать учеников – это может делать только школьная администрация. Если «Школьный суд чести» является для учеников принудительным и может принимать обязательные для них решения, то его нельзя считать органом самоуправления.
Скачать брошюру
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |