|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Евгений
Криштафович. Самоуправление – это
право. Прочитал в рассылке призыв поделиться опытом в области организации ученического самоуправления в Эстонии и с удовольствием реагирую. Надеюсь, у российских читателей вызовет интерес практика их эстонских коллег.
Поскольку тема достаточно широкая, и не так-то просто решить, с чего, собственно, начинать, позволю себе оттолкнуться от материалов всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления. Просмотрев темы конкурса и более-менее представив направление его вектора, считаю необходимым обратить внимание на то, что отличием эстонской модели самоуправления в школе является то, что она не задумывалась, как часть учебно-воспитательного процесса. То есть воспитание новых "губернаторов и президентов", равно как и разучивание на примерах отдельных её моделей функций государственного (публичного) сектора - это есть побочный продукт основного процесса. А процесс этот направлен на замену советского типа школы западной моделью. Главная проблема здесь заключается в демократизации внутренних процессов, происходящих в школе: привлечение учеников к решению всех проблем, связанных со школьной жизнью, и, как следствие, улучшение учебной среды. Неоспоримым является факт, что наилучшая школа - та, которая отвечает общественным ожиданиям. Заказчиками, в этом случае, являются сами ученики, а значит именно их мнение должно являться определяющим, как в вопросах функционирования отдельного учебно-воспитательного учреждения, так и государственной системы образования в целом. Задачей модели ученического самоуправления в этом случае является создание оптимальных условий для прозрачной системы высказывания учениками своего мнения, а также для участия их в процессах регулирования системы образования, начиная с самого высшего до минимального уровня (т.е. конкретной школы).
Теперь то же самое, только на практике: что такое ученическое самоуправление в Эстонии с точки зрения законодательства? Цитирую Закон Эстонской Республики об основной школе и гимназии: "Ученическое самоуправление - это право учеников в соответствии с законом самостоятельно решать и управлять вопросами жизни учеников, исходя из интересов, надобностей, прав и обязанностей учеников". То есть ученическое самоуправление - это право. Предлагаю это положение запомнить, поскольку оно является одновременно основной мыслью всей эстонской модели. Самоуправление - это право учеников. А реализовать своё право ученики могут, избрав ученическое представительство. Оно, это представительство, не может быть ни республикой "Шкид", ни королевством, ни племенем, ни "крышей" с "паханом" во главе. Представительство, несмотря на то, что его форма не закреплена ни одним правовым актом (даже рекомендаций не издано), остаётся представительством, призванным защищать интересы всех без исключения учеников данной школы. Моё личное мнение: чем больше там игрушек, тем больше это напоминает песочницу. Поэтому я отношу себя к противникам всякого рода школьных конституций с президентами и судебными органами, а также министрами по вопросам дежурства в левой рекреации. Эти модели не будут работать, если мы принимаем за основу те идеи, которые я изложил в предыдущем абзаце. Они несовместимы.
Итак, право на самоуправление у учеников есть. Представительство тоже, избранное по уникальной модели выборов, существующей в каждой школе. Это может быть поимённое голосование, списки кандидатов (предвыборные блоки) - как угодно. Что дальше? Виноват, не сказал самого главного: после того, как мы изберём (не отловим в коридоре пару отличников, а именно изберём) первый состав представительства, он должен взять на себя составление своего устава. Устав, конечно, можно потом изменять, однако, чем качественнее он будет сделан с самого начала, тем лучше. С точки зрения практики, скажу, что чем больше положений, списанных с закона, устав будет содержать - тем лучше. Например, по нашим законам, представитель учеников имеет право присутствовать на педсовете (на каждом его заседании, независимо от повестки дня) и должен быть избран в попечительский совет школы, куда также входят представители педколлектива, родителей и собрания местного самоуправления (волости, города, в Таллинне - части города). Почему это важно, если и так в законе прописано? А потому, что пока до наших школ доходят законы, вымереть успеют не только динозавры. Система государственного надзора и так перегружена, чтобы успевать следить за пропорциональным представительством учеников в органах управления школой. Эту роль как раз должны взять на себя некоммерческие организации, занимающиеся проблематикой ученического самоуправления. Должен признаться: в Эстонии с этим есть проблемы. Особенно в школах с русским языком обучения. Завуч одной русской школы в Тарту мне лично доказывала, что ученикам нечего делать на педсовете, ибо проблемы, обсуждаемые там, "не для их ушей". И трясла перед моим носом "Положением о педсовете", принятым в этой школе. Тот факт, что это "Положение..." находится в противоречии с постановлением министра образования и науки, её никак не смущал. Действительно, вдруг ученики станут свидетелями многих не совсем красивых картин, происходящих на учительском собрании! Это, конечно, будет очень прискорбно. Однако закон есть закон, и надо его исполнять.
Каким мы - наша организация - видим выход из создавшегося положения? Мы планируем издать к 1 сентября рекомендации по составлению устава ученического представительства в школе с указанием всех правовых актов, регулирующих этот процесс. Болванка, которую мы тоже, разумеется, напишем, будет содержать все доступные права и возможности для осуществления ученического самоуправления в каждой школе. Наш опыт показывает, что там, где мы вмешивались и проводили обучение - самоуправление начинало действовать. Но даже сотня русских школ по всей Эстонии - наша основная целевая группа - очень большое количество, с которым не так-то просто справиться. Однако, ставить на поток эти программы нужно, поскольку, если уделять внимание только нескольким элитным школам - проблема не решится никогда.
Немного об истории ученического самоуправления в эстонской школе. Когда оно, как таковое, зародилось - не знает никто. Считать ли политические собрания времён Освободительной войны (1918-1920), когда старшеклассники in corpore шли защищать независимость - ученическим самоуправлением, это вопрос риторический. Мне кажется, отправной точкой существования нынешней модели ученического самоуправления следует всё таки считать февраль 1999 года, когда Рийгикогу (парламент Эстонской Республики) принял поправки к Закону об основной школе и гимназии, некоторые из которых я процитировал выше. Они являются калькой с Закона об университетах, предусматривающего право студентов на самоуправление. Насколько я знаю, в России сейчас тоже ведутся очень жаркие дискуссии относительно введения такого института в ВУЗах. Во всяком случае, в прошлом году в Таллинн приезжала очень представительная делегация Министерства образования РФ, которая интересовалась нашим опытом в этом вопросе. Да, студенческие представительства являются примером для ученических и по их модели вводили эту систему в школах. В высших учебных заведениях представительства действуют очень активно, и состоять в них - большая честь. Например, в Тартуском Университете, где я имею честь обучаться, студенческое представительство избирается по спискам. Так, молодёжные объединения и даже политические партии тратят немыслимые, казалось бы, деньги, чтобы их представители туда попали. Средства уходят на плакаты, газеты, сувениры, визитки, буклеты. И даже, как ни прискорбно, на подкуп избирателей. Да-да! Один голос стоит бутылку лучшего эстонского пива - такой была такса этого года. Возмущённым избирателям о таких вопиющих бесчинствах докладывают студенческие газеты.
Рано или поздно, такая же борьба будет и за место в ученическом представительстве. В школе, где я учился, так было. Пивом, правда, голоса не скупали, однако политическая драка была серьёзная. Интрига - не меньше, чем на выборах в Рийгикогу, клянусь! Школа месяц жила только разговорами, кто же станет новым председателем ученического представительства! Всё, как в Америке - там это начальная стадия карьеры. Посмотрите их фильмы про школу - лидеры совета являются безусловными авторитетами в школьной среде, потому что имеют реальное влияние. Учитывая объём полномочий, в лидеры пробиваются только те, кто их "потянет". Разумеется, за день это сделать невозможно. Такая ситуация может создаться только при условии авторитета самого представительства. Вопрос же его становления - совсем не простой. Из личного опыта могу сказать, что признанием наших стараний в этом сложном деле был большой скандал, устроенный мне, как председателю совета, одной классной руководительницей, чьих учеников "обделили" при распределении квот. Дело в том, что они в своё время "проспали" регистрацию кандидатов и их места с удовольствием заняли представители других классов. Поначалу это никого не интересовало. Но потом, когда представительство заявило о себе - Боже мой, какой это был скандал! А уж когда истёк второй срок правления (я тогда учился в 12 классе и сложил с себя полномочия председателя), там шла такая драка за кресла, что парень, который по регламенту должен был замещать меня до момента выборов, сказал, что он уходит, ибо не выдерживает давления. К власти тогда впервые пришла девушка. Кстати, в моей бывшей гимназии до сих пор царит матриархат в ученическом представительстве. Сильная половина находится в меньшинстве.
Третий год я слежу за развитием республиканской программы развития ученического самоуправления, разработанной нашим объединением, со стороны - уже на правах теоретика. Уйдя из школы, осознал, что никакой пользы от меня, несмотря на мой опыт, уже не будет, ибо заниматься становлением самоуправления на бумаге - экологическое преступление. И так леса всё меньше, поэтому бумагу нужно беречь и не переводить её на ненужные документы. Этим нужно заниматься либо на практике, либо не заниматься вообще. Сейчас в сотрудничестве с Министерством образования и науки мы разработали новую программу, которая позволит изменить систему республиканского союза ученических самоуправлений и сделать его ещё ближе ученикам, чтобы он больше помогал им в их собственной деятельности. Те, кто стояли у истоков этого движения - мы все уже окончили школу и пришли к общему мнению, что "маячить" там не стоит. Поэтому и разработали новую программу в подарок молодому поколению - чтобы у них была какая-то база и они не пытались сделать ту работу, которую мы в своё время уже сделали. А уж развивать это всё дальше должны те молодые люди, которые сейчас учатся в школе. Мы готовы помогать и консультировать.
Если коротко, то это всё. Готов ответить на дополнительные вопросы, если они появятся. Более подробно ознакомиться с организацией, которую я представляю, можно здесь: http://www.or.ee * Программа содействия развитию ученического самоуправления - http://www.or.ee/prog/suppsc.shtml.ru * Резолюция о жизнеспособности ученического самоуправления - http://www.or.ee/docs/viability-res.shtml * О деятельности "Открытой Республики" - http://www.or.ee/philosophy.shtml.ru
Желаю всем жаркого лета и буду рад сотрудничать в сфере обмена опытом между нашими организациями по развитию ученического самоуправления!
С уважением, Евгений Криштафович Таллинн, Эстония
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |