|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Алексей
Иванов, Денис Рогаткин. Проблема
пассивности школьников? Алексей Иванов, педагог из Москвы: Одной из проблем
школьного самоуправления является
пассивность самих школьников. К
сожалению, не все такие активные и
сознательные, как Коля Оптимистов.
Учебник должен убедить ребят в том, что
школьное самоуправление нужно, в
первую очередь, им самим, что школьный
парламент(совет, дума) может стать
реальной силой в их школе. Денис Рогаткин: Алексей, а это возможно? Мне кажется, что
учебник может лишь помочь что-то понять,
не более. Даже не научить чему-то, а лишь
помочь более осознанно сформировать
своё отношение к ученическому
самоуправлению. А убедить кого-то в чём-то
может только реальная жизнь. Вам и
команде ребят, которую Вы вокруг себя
соберете, учебник поможет создать свой
проект ученического самоуправления, а
остальные школьники убедятся или
разубедятся в необходимости
самоуправления, оценивая результаты
вашей реальной работы. Станете «реальной
силой» - все это увидят, и уже не надо
будет агитировать. У
педагогов вообще, как ни у кого другого,
сильна вера в «волшебную палочку». Лет
десять назад опытная учительница
завела меня в класс к своим ученикам со
словами: «Зажгите их!». Так просто: «легким
движением руки» за 45 минут класс
превращается… превращается… Алексей Иванов: …ну и напоследок отвечу на вопрос, что
я делал и что собираюсь делать для
организации школьного самоуправления
в нашей школе. Что было сделано. Сначала
я прошелся по всем классам и по
классным руководителям с просьбой
выбрать представителя класса в совет
школы и по возможности представить
ребят в различные сектора:
культмассовый, учебный, спортивный и т.п.
Прошу заметить, что все это я проделал
лично и почти все классы мне покивали
головами, мол обязательно изберут и
направят. Правда, в некоторых классах
данное предложение было встречено
громким смехом, ну да фиг с ними. Итак,
торжественный момент настал, началось
первое заседание совета школы. То, что
явка была около 70%, никого не смутило, и,
засучив рукава, совет принялся за
работу. Правда, спустя несколько минут
пришлось отпустить нескольких
товарищей, так как у кого был зачет, у
кого обязательный "кружок", у кого
тренировки. Все остальные мужественно
держались. Зам по воспитательной
доходчиво объяснил, для чего нужен
совет школы. Для решения школьных
вопросов, для организации праздников,
для помощи учителям и т.п. Был оглашен
список секторов, с призывом
распределиться по оным, дабы каждый мог
проявить себя с лучшей стороны. Сказано
- сделано. Народ распределился по
секторам, выбрали ответственных. На
этом первое собрание было закончено. Второе
собрание состоялось через две недели. Я,
опять-таки, лично обзвонил всех
представителей класса, повесил по всей
школе объявления. Собрание было
назначено на 15.00. К 15.20 едва подошла
половина совета. Те, кто подошли
пораньше, уже поглядывали на часы.
Решив более никого не ждать я открыл
заседание совета, так председателя
совета тоже не было. Попросил огласить
те проблемы класса и школы, которые
волнуют их класс более всего. Обсудить
эту тему я каждого просил заранее.
Выяснилось, что большинство в своих
классах не провели никаких бесед.
Хорошо, что сами в этом признались. Из
тех, что поговорили со своим классом,
только у трех были конкретные проблемы.
Остальных ничего не волновало. В
частности, была поднята проблема
организации дискотек в школе, а точнее
их отсутствия. Все дружно согласились,
что дискотеки нужны. Тогда я задал
другой вопрос: "Кто хочет помочь в
организации дискотек, т.е. установка
аппаратуры, подбор музыки, уборка зала
и т.п.?" "Лес рук", как в шутку
говорят учителя. Желающих не было.
Тогда я спросил, может, кто-нибудь хочет
помочь провести новогодние праздники?
Эффект тот же. А кто хочет сходить на
экскурсию в НИИЯФ (научно-исследовательский
институт ядерной физики)? Хотели многие.
А кто хочет пройти по классам и
составить списки желающих пойти туда
же? Правильно, никто. На сем и
завершилось второе заседание совета
школы. В-общем,
я планирую следующее. Провести в
наиболее активных, ведущих классах
игру-ток-шоу, типа "Детская
демократия", "Я - лидер", либо что-нибудь
подобное. Конкретно, это мы обсудим с
коллегами. После этого, ребята из этих
классов проводят подобные игры с
другими классами. В результате этого,
можно будет выявить те проблемы,
которые есть в классе и школе, во-вторых,
показать ребятам способы их решения, и
в-третьих выявить тех ребят, которые
реально будут работать в совете школы.
От каждого класса взять человек по пять,
чтобы была взаимозаменяемость, и чтобы
сектора совета школы не испытывали
недостаток кадров. Вот чем, в общих
чертах, я хочу заняться в ближайшую
четверть. Денис Рогаткин: Алексей, еще раз спасибо за столь
подробный и честный рассказ. Раньше в детских
журналах были популярными такие
задачки: две картинки, на первый взгляд
одинаковые, и подпись – «найди десять
отличий». Давайте сделаем что-то
подобное. Первую «картинку» Вы
нарисовали, а вторую вспомним,
перечитав грустный рассказ Феди
Пессимистова из Предисловия учебника: - - - - - - - - - - - - - -
А что
сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то
давно заглядывали? Вы, доктора наук, там
не учитесь. Вам хорошо умные слова
здесь говорить. А ко мне вот вчера
подошла Мариванна, наша классная, и
говорит: после седьмого урока иди к
завучу. Я пошёл. Там собрали по одному
человеку из каждого класса и говорят: «Вы
теперь будете школьным парламентом.
Сегодня решаем вопрос о запрете
курения в школе. Кто за?» Все подняли
руки и быстренько пошли по домам. А с
утра по всем классам объявили, что
школьный парламент решил штрафовать
всех, кого в школе с сигаретой заметят.
Один перекур – червонец. И на стенд
список членов парламента повесили. Я
сегодня весь день из-за этой истории от
школьных курильщиков убегал… - - - - - - - - - - - - - А теперь – задание:
найдите хоть одно отличие в действиях
педагогов Фединой школы и Ваших,
Алексей, действиях. «Как же!» - скажете Вы,
- «Ведь отличий – масса!» Может быть, но
давайте положим на одну чашу весов все
эти отличия, а на другую – лишь одно
сходство: И Федины педагоги, и
Алексей со своим руководством начали
не с создания команды, а с создания
структуры. Вот, мы им предлагаем: «Берите,
делайте!!!», - а они, гады, хихикают,
разбегаются и ничего не хотят. «Ну и фиг
с ними». И ТАК ВО ВСЕХ ШКОЛАХ, ГДЕ
ПЫТАЛИСЬ СОЗДАВАТЬ ОРГАНЫ
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРИНЦИПУ «КОГО-НИБУДЬ
ПОСЛАТЬ». Мы убеждены, что
начинать нужно с создания команды –
найти и собрать вокруг себя
заинтересованных ребят, «повозиться» с
ними, вырастить из кучки детей группу,
которая может вместе работать. Затем –
вместе с ними создать проект
самоуправления и начать его
реализовывать в таких формах, которые
будут приняты школьниками. Итак,
сначала создайте команду, а потом «под
неё» создавайте орган самоуправления. Алексей, теперь у Вас
есть возможность оценить свои планы на
третью четверть с точки зрения
командообразования: появится ли в
результате предлагаемых Вами игр
команда ребят, готовая вместе с Вами
работать в ученическом самоуправлении.
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |