ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Алексей Иванов, Денис Рогаткин. Проблема пассивности школьников?

 

Алексей Иванов, педагог из Москвы: Одной из проблем школьного самоуправления является пассивность самих школьников. К сожалению, не все такие активные и сознательные, как Коля Оптимистов. Учебник должен убедить ребят в том, что школьное самоуправление нужно, в первую очередь, им самим, что школьный парламент(совет, дума) может стать реальной силой в их школе.

 

Денис Рогаткин: Алексей, а это возможно? Мне кажется, что учебник может лишь помочь что-то понять, не более. Даже не научить чему-то, а лишь помочь более осознанно сформировать своё отношение к ученическому самоуправлению. А убедить кого-то в чём-то может только реальная жизнь. Вам и команде ребят, которую Вы вокруг себя соберете, учебник поможет создать свой проект ученического самоуправления, а остальные школьники убедятся или разубедятся в необходимости самоуправления, оценивая результаты вашей реальной работы. Станете «реальной силой» - все это увидят, и уже не надо будет агитировать.

У педагогов вообще, как ни у кого другого, сильна вера в «волшебную палочку». Лет десять назад опытная учительница завела меня в класс к своим ученикам со словами: «Зажгите их!». Так просто: «легким движением руки» за 45 минут класс превращается… превращается…

 

Алексей Иванов: …ну и напоследок отвечу на вопрос, что я делал и что собираюсь делать для организации школьного самоуправления в нашей школе. Что было сделано. Сначала я прошелся по всем классам и по классным руководителям с просьбой выбрать представителя класса в совет школы и по возможности представить ребят в различные сектора: культмассовый, учебный, спортивный и т.п. Прошу заметить, что все это я проделал лично и почти все классы мне покивали головами, мол обязательно изберут и направят. Правда, в некоторых классах данное предложение было встречено громким смехом, ну да фиг с ними.

Итак, торжественный момент настал, началось первое заседание совета школы. То, что явка была около 70%, никого не смутило, и, засучив рукава, совет принялся за работу. Правда, спустя несколько минут пришлось отпустить нескольких товарищей, так как у кого был зачет, у кого обязательный "кружок", у кого тренировки. Все остальные мужественно держались. Зам по воспитательной доходчиво объяснил, для чего нужен совет школы. Для решения школьных вопросов, для организации праздников, для помощи учителям и т.п. Был оглашен список секторов, с призывом распределиться по оным, дабы каждый мог проявить себя с лучшей стороны. Сказано - сделано. Народ распределился по секторам, выбрали ответственных. На этом первое собрание было закончено.

Второе собрание состоялось через две недели. Я, опять-таки, лично обзвонил всех представителей класса, повесил по всей школе объявления. Собрание было назначено на 15.00. К 15.20 едва подошла половина совета. Те, кто подошли пораньше, уже поглядывали на часы. Решив более никого не ждать я открыл заседание совета, так председателя совета тоже не было. Попросил огласить те проблемы класса и школы, которые волнуют их класс более всего. Обсудить эту тему я каждого просил заранее. Выяснилось, что большинство в своих классах не провели никаких бесед. Хорошо, что сами в этом признались. Из тех, что поговорили со своим классом, только у трех были конкретные проблемы. Остальных ничего не волновало. В частности, была поднята проблема организации дискотек в школе, а точнее их отсутствия. Все дружно согласились, что дискотеки нужны. Тогда я задал другой вопрос: "Кто хочет помочь в организации дискотек, т.е. установка аппаратуры, подбор музыки, уборка зала и т.п.?" "Лес рук", как в шутку говорят учителя. Желающих не было. Тогда я спросил, может, кто-нибудь хочет помочь провести новогодние праздники? Эффект тот же. А кто хочет сходить на экскурсию в НИИЯФ (научно-исследовательский институт ядерной физики)? Хотели многие. А кто хочет пройти по классам и составить списки желающих пойти туда же? Правильно, никто. На сем и завершилось второе заседание совета школы.

В-общем, я планирую следующее. Провести в наиболее активных, ведущих классах игру-ток-шоу, типа "Детская демократия", "Я - лидер", либо что-нибудь подобное. Конкретно, это мы обсудим с коллегами. После этого, ребята из этих классов проводят подобные игры с другими классами. В результате этого, можно будет выявить те проблемы, которые есть в классе и школе, во-вторых, показать ребятам способы их решения, и в-третьих выявить тех ребят, которые реально будут работать в совете школы. От каждого класса взять человек по пять, чтобы была взаимозаменяемость, и чтобы сектора совета школы не испытывали недостаток кадров. Вот чем, в общих чертах, я хочу заняться в ближайшую четверть.

 

Денис Рогаткин: Алексей, еще раз спасибо за столь подробный и честный рассказ.

Раньше в детских журналах были популярными такие задачки: две картинки, на первый взгляд одинаковые, и подпись – «найди десять отличий».

Давайте сделаем что-то подобное. Первую «картинку» Вы нарисовали, а вторую вспомним, перечитав грустный рассказ Феди Пессимистова из Предисловия учебника:

 

- - - - - - - - - - - - -

-          А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук, там не учитесь. Вам хорошо умные слова здесь говорить. А ко мне вот вчера подошла Мариванна, наша классная, и говорит: после седьмого урока иди к завучу. Я пошёл. Там собрали по одному человеку из каждого класса и говорят: «Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по всем классам объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…

- - - - - - - - - - - - -

 

А теперь – задание: найдите хоть одно отличие в действиях педагогов Фединой школы и Ваших, Алексей, действиях.

«Как же!» - скажете Вы, - «Ведь отличий – масса!»

Может быть, но давайте положим на одну чашу весов все эти отличия, а на другую – лишь одно сходство:

И Федины педагоги, и Алексей со своим руководством начали не с создания команды, а с создания структуры. Вот, мы им предлагаем: «Берите, делайте!!!», - а они, гады, хихикают, разбегаются и ничего не хотят. «Ну и фиг с ними». И ТАК ВО ВСЕХ ШКОЛАХ, ГДЕ ПЫТАЛИСЬ СОЗДАВАТЬ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРИНЦИПУ «КОГО-НИБУДЬ ПОСЛАТЬ».

Мы убеждены, что начинать нужно с создания команды – найти и собрать вокруг себя заинтересованных ребят, «повозиться» с ними, вырастить из кучки детей группу, которая может вместе работать. Затем – вместе с ними создать проект самоуправления и начать его реализовывать в таких формах, которые будут приняты школьниками. Итак, сначала создайте команду, а потом «под неё» создавайте орган самоуправления.

Алексей, теперь у Вас есть возможность оценить свои планы на третью четверть с точки зрения командообразования: появится ли в результате предлагаемых Вами игр команда ребят, готовая вместе с Вами работать в ученическом самоуправлении.

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru