|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Сергей
Гаврилов, Денис Рогаткин. Пресловутая
проблема курения. Сергей
Гаврилов:
Здравствуйте, меня зовут Гаврилов
Сергей. Я учусь в 11 А классе гимназии 1579
города Москвы. Хочу сказать, что вы
немного зря написали про курение, так
как с 1 января курить в общественных
местах (школы, больницы и т.д.)
запрещается. Это официальный
государственный указ. В
нашей школе существует Совет Школьного
Самоуправления с сентября этого года. Я
являюсь его президентом. Все к нему
относятся резко положительно, учителя
в том числе. Только все они хотят чего-то
для себя конкретного, а не то, что нужно
ученикам. Поэтому реальные действия и
решения перекрываются администрацией
школы. Но всё же мы занимаемся
принятием решений по ряду важных
школьных дел. Хотелось
бы побольше конкретики, а именно: как
должен работать орган ученического
самоуправления, какие функции должен
выполнять (конкретно примеры), и как
общаться с администрацией школы? Спасибо. Денис
Рогаткин:
Это тебе, Сергей, спасибо – за
оперативный отклик и желание
участвовать в работе. О
курении. Если я правильно понимаю, то ты
имеешь в виду новый закон, который
ограничивает табакокурение. Но вся
штука в том, что и до этого закона
курить в школах было нельзя, и открыть
место курения официально было
невозможно – это не разрешали органы
санэпиднадзора. Некоторые школы
Петрозаводска обращались с запросами и
получали из этих самых органов
официальные запреты на открытие «курилок».
Но ведь запрет проблему не решает. Ситуации,
о которых я написал в предисловии
учебника, действительно происходили в
двух школах Петрозаводска. В
одной из них администрация собрала
школьный совет и убедила проголосовать
за запрет курения в школе. Далее,
ссылаясь на школьный парламент,
педагоги начали «гонять» и наказывать
курильщиков. Те, в свою очередь, начали
«гонять» членов парламента. По сути,
администрация банально «использовала»
школьное самоуправление, чтобы камни
кидали не в директора школы, а в
ученический парламент. Ведь это чисто
административный вопрос: курить в
школе и так нельзя, никакой
дополнительный запрет школьного
парламента для прояснения этого
вопроса не нужен. Была ли решена таким
способом пресловутая «проблема
курения»? Конечно, нет! Решена только
проблема администрации - назначить
кого-то виновным за репрессии против
курильщиков. Никакого конструктивного
выхода предложено не было. Причина
проста: администрация не хотела
реально обсуждать проблему и искать
выход из ситуации, а была настроена «проштамповать»
готовое решение руками учеников.
Понятно, что, если бы орган
самоуправления в этой школе не был бы
формальным, он не позволил бы так с
собой обращаться. В
другой школе старшеклассники через
школьное правительство поставили
вопрос о месте для курения, которое им и
было выделено на крыльце на заднем
дворе школы. Здесь школьное
правительство решило реальную
проблему: некурящие больше не дышат
табачным дымом в туалетах,
администрация больше не «гоняет»
смолящих в неположенных местах
курильщиков, курильщики получают
официальное место для курения.
Администрация школы могла сослаться на
СЭС и сказать «извините», но предпочла
проблему решать. Мне
рассказывали, как в одной американской
школе ученики обошли запрет на курение.
Они приезжают в школу на машинах.
Курить нельзя ни в здании, ни на
территории. Но автомобиль – это
частная собственность, которая, как
известно, неприкосновенна. Школьники
выходят на улицу, садятся в свои
автомобили и там курят. Администрации
школы остаётся только развести руками. Конечно
же, я ни в коем случае не призываю
игнорировать официальные запреты по
прихоти учеников. Приведенный пример с
курилкой во дворе не означает, что
отныне именно так должна решаться
проблема курения в каждой школе,
имевшей несчастье прочитать мой
учебник. Речь совершенно о другом. О том,
что проблемы нужно обсуждать вместе и
действительно искать выход, а не
отмахиваться от вопросов, прикрываясь
приказами и инструкциями. На
мой взгляд, если орган школьного
самоуправления будет позволять вешать
себе лапшу на уши, то он не решит ни
одной школьной проблемы. В стране
написано так много бумажек, что в них
можно легко утопить любой вопрос. Суть
в том, чтобы заставить администрацию по-иному
реагировать на требования учеников.
Школьное самоуправление должно
напомнить, что школа придумана для
детей, поэтому директор должен
действовать именно в их интересах.
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |