|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Сергей
Гаврилов, Денис Рогаткин. Поощрения для
активистов? Сергей Гаврилов: По поводу осознания ребятами
необходимости Школьного
Самоуправления. Хочу сказать, что таких
единицы. Я в их числе, но на 500 человек
таких не более 10-15. Считаю, что главный
способ привлечь ребят к этой затее - это
различные поощрения. Будь то билеты в
кино, книжки, пятёрка в журнал или
просто дискотека. Без этого работать
никто не будет. Знаю по себе и своему
опыту. Сейчас ничего не делаю, так как
последняя затея со школьной газетой с
крахом провалилась. Никому это не надо.
Ребята не осознают, что от этого может
быть выгодно и им! Что и есть самое
главное. Денис Рогаткин: Сергей, ты воспроизводишь
довольно распространенную точку
зрения. И, главное, она в духе наших
славных традиций. Вспомним: в комсомол
вступали, чтобы получить приличную
характеристику на выпуске из школы, в
партию – чтобы получить хорошую
должность. Не говорю обо всех, но то, что
прагматический подход был весьма
распространён – это точно. Несколько
лет назад мне довелось побывать на
встрече с руководителями Белорусского
Патриотического союза молодёжи. Так
вот, они для привлечения молодых людей
в эту государственническую
организацию создали систему льгот. У
каждого молодого патриота – буклетик,
где написано, в каких магазинах ему
положены скидки, на каких дискотеках
для него будет меньше плата за вход и т.д. Когда человек
занимается чем-то за какие-то «приманки»,
то это означает, что для него
предлагаемая деятельность – формальна.
То есть он не понимает или не принимает
того, чем ему предлагают заниматься.
Тогда какой смысл предлагать ему
делать это «за конфетку»? «Пойдёшь в
школьный совет работать?» - «Не-ет! Чё я,
дурак, что ли, просто так горбатиться?!»
- «А за конфетку пойдёшь?» - «Ага!» Это - в
тех школах, где не самоуправление
существует для учеников, а, наоборот:
ученики существуют для самоуправления. Мне повезло: с 14 лет я
участвовал в жизни альтруистических
сообществ. Там всё делалось
бескорыстно, что называется, «за идею».
Кстати, всем рекомендую посетить
потрясающий сайт «Технология
альтруизма». Потрясающий в том смысле,
что очень быстро там накапливается
уникальный материал о различных
неформальных объединениях – детских и
молодёжных организациях, неформальных
сообществах и пр. Там и теория с
методикой, и описания сегодняшней
практики. Адрес: www.altruism.ru Так вот. Мне очень
понравилось, как однажды Кириенко
объяснял в телеинтервью по поводу того,
почему продвинутые молодые люди
захотят участвовать в кадровой
программе, которую он задумал
развернуть в Приволжском федеральном
округе. Суть такова: перспективные
молодые люди проходят программу
обучения, после которой становятся
способными внедрять в практику новые
модели управления. То есть, некий
инкубатор, из которого они выходят
новаторами. Эта программа для них –
бесплатна. Но попасть туда можно только
по конкурсу. После программы ты должен
пять лет отработать в органах власти в
Приволжском федеральном округе.
Журналист спрашивает: «А какой стимул у
них идти во власть? Они ведь будут
зарабатывать там во много раз меньше,
чем в бизнесе?» Кириенко отвечает: «Да,
во власти они будут зарабатывать
меньше, чем в бизнесе. Но при этом,
обучившись в кадровой программе и
поработав во власти, эти ребята станут
на несколько порядков лучше понимать
проблемы и приобретут связи. В
результате их «рыночная стоимость»
резко возрастёт. С этим опытом они
смогут заработать столько, сколько без
него не смогли бы никогда». Ты, Сергей, говоришь о
своём опыте. Мол, никто просто так в
твоей школе работать не будет. Я тоже
могу поделиться своим опытом. Он
показывает, что моя бескорыстная
работа в возрасте от 14 до 22 лет в
коммунарских группах даёт мне сегодня,
когда мне тридцать, реальную выгоду. Я
могу сказать, что без такого опыта я
имел бы сейчас меньше возможностей,
наверное, процентов на 50. Но ведь, на практике,
когда ты делаешь что-то от души, ты вряд
ли думаешь, мол, «это важно для моего
жизненного пути в будущем», то есть «мне
это выгодно». Так и с самоуправлением.
Чтобы что-то получилось, нужно собирать
вокруг себя команду, которая работать
будет от души. 10-15 человек на 500 учеников
– это очень хорошо! Строго говоря,
обычно больше и не бывает.
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |