ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Сергей Гаврилов, Денис Рогаткин. Поощрения для активистов?

 

Сергей Гаврилов: По поводу осознания ребятами необходимости Школьного Самоуправления. Хочу сказать, что таких единицы. Я в их числе, но на 500 человек таких не более 10-15. Считаю, что главный способ привлечь ребят к этой затее - это различные поощрения. Будь то билеты в кино, книжки, пятёрка в журнал или просто дискотека. Без этого работать никто не будет. Знаю по себе и своему опыту. Сейчас ничего не делаю, так как последняя затея со школьной газетой с крахом провалилась. Никому это не надо. Ребята не осознают, что от этого может быть выгодно и им! Что и есть самое главное.

 

Денис Рогаткин: Сергей, ты воспроизводишь довольно распространенную точку зрения. И, главное, она в духе наших славных традиций. Вспомним: в комсомол вступали, чтобы получить приличную характеристику на выпуске из школы, в партию – чтобы получить хорошую должность. Не говорю обо всех, но то, что прагматический подход был весьма распространён – это точно. Несколько лет назад мне довелось побывать на встрече с руководителями Белорусского Патриотического союза молодёжи. Так вот, они для привлечения молодых людей в эту государственническую организацию создали систему льгот. У каждого молодого патриота – буклетик, где написано, в каких магазинах ему положены скидки, на каких дискотеках для него будет меньше плата за вход и т.д.

Когда человек занимается чем-то за какие-то «приманки», то это означает, что для него предлагаемая деятельность – формальна. То есть он не понимает или не принимает того, чем ему предлагают заниматься. Тогда какой смысл предлагать ему делать это «за конфетку»? «Пойдёшь в школьный совет работать?» - «Не-ет! Чё я, дурак, что ли, просто так горбатиться?!» - «А за конфетку пойдёшь?» - «Ага!» Это - в тех школах, где не самоуправление существует для учеников, а, наоборот: ученики существуют для самоуправления.

Мне повезло: с 14 лет я участвовал в жизни альтруистических сообществ. Там всё делалось бескорыстно, что называется, «за идею». Кстати, всем рекомендую посетить потрясающий сайт «Технология альтруизма». Потрясающий в том смысле, что очень быстро там накапливается уникальный материал о различных неформальных объединениях – детских и молодёжных организациях, неформальных сообществах и пр. Там и теория с методикой, и описания сегодняшней практики.

Адрес: www.altruism.ru

Так вот. Мне очень понравилось, как однажды Кириенко объяснял в телеинтервью по поводу того, почему продвинутые молодые люди захотят участвовать в кадровой программе, которую он задумал развернуть в Приволжском федеральном округе. Суть такова: перспективные молодые люди проходят программу обучения, после которой становятся способными внедрять в практику новые модели управления. То есть, некий инкубатор, из которого они выходят новаторами. Эта программа для них – бесплатна. Но попасть туда можно только по конкурсу. После программы ты должен пять лет отработать в органах власти в Приволжском федеральном округе. Журналист спрашивает: «А какой стимул у них идти во власть? Они ведь будут зарабатывать там во много раз меньше, чем в бизнесе?» Кириенко отвечает: «Да, во власти они будут зарабатывать меньше, чем в бизнесе. Но при этом, обучившись в кадровой программе и поработав во власти, эти ребята станут на несколько порядков лучше понимать проблемы и приобретут связи. В результате их «рыночная стоимость» резко возрастёт. С этим опытом они смогут заработать столько, сколько без него не смогли бы никогда».

Ты, Сергей, говоришь о своём опыте. Мол, никто просто так в твоей школе работать не будет. Я тоже могу поделиться своим опытом. Он показывает, что моя бескорыстная работа в возрасте от 14 до 22 лет в коммунарских группах даёт мне сегодня, когда мне тридцать, реальную выгоду. Я могу сказать, что без такого опыта я имел бы сейчас меньше возможностей, наверное, процентов на 50.

Но ведь, на практике, когда ты делаешь что-то от души, ты вряд ли думаешь, мол, «это важно для моего жизненного пути в будущем», то есть «мне это выгодно». Так и с самоуправлением. Чтобы что-то получилось, нужно собирать вокруг себя команду, которая работать будет от души. 10-15 человек на 500 учеников – это очень хорошо! Строго говоря, обычно больше и не бывает.

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru