ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Книги о школьном ученическом самоуправлении

 

Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003.

Рисунки Маши Начиновой.

В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе.

Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Параграф 6. Активисты, объединяйтесь!

Какие нормы закона могут оказать помощь в работе ученического самоуправления? Обсуждению этого вопроса Вася Активистов, Федя Пессимистов и профессор Дорога посвятили очередную беседу в штабе Юниорского союза «Дорога».

 

Профессор Дорога: Если помните, коллеги, на прошлой встрече мы с вами разбирались в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Вася Активистов: Прекрасно помним! Там сказано о том, какие права есть у выборных представителей учеников. А значит – и у ученического самоуправления.

Профессор Дорога: В этом законе есть еще одна полезная для нас с вами статья. В ней говорится об общественных объединениях.

Федя Пессимистов: А зачем они нам нужны, эти самые объединения?

Профессор Дорога: Сейчас объясню. У граждан есть право создавать общественные объединения и участвовать в их работе. Это называется правом на объединение.  Для чего такие объединения нужны – это, Федя, решают сами люди. Представь: в городе есть много любителей шахмат. Они могут собраться вместе и создать общественное объединение – шахматный клуб.

Федя Пессимистов: А без общественного объединения, что ли, в шахматы играть нельзя?

Профессор Дорога: Конечно, можно! Но эти шахматисты не просто хотят играть для своего удовольствия. Они намерены серьезно развивать шахматный спорт. Им нужно иметь собственное помещение, издавать газету, проводить престижные шахматные турниры. Для того, чтобы всё это получилось, им и необходима своя организация.

Вася Активистов: Значит, общественное объединение даёт людям больше возможностей?

Профессор Дорога: Точно! Дело в том, что общественное объединение, в отличие от простой компании друзей, может обзавестись собственной печатью, открыть счёт в банке, взять в аренду помещение и даже принять людей на работу. В общем, пользоваться всеми правами, которые есть у юридических лиц.

Федя Пессимистов: Понятно! Всё, как в настоящей конторе!

Профессор Дорога: Только эту, как ты говоришь, контору, создаёт не государство, а простые граждане.

Вася Активистов: А кто же тогда будет за всё это платить?

Профессор Дорога: Это забота самого общественного объединения. Оно может работать за счёт членских взносов. Может найти спонсоров. Может выиграть грант. А может и зарабатывать платными услугами.

Федя Пессимистов: Профессор, Вы намекаете, что пора школьным советам платные услуги вводить? Например, консультации для учителей на тему «Что делать с вредными учениками», да?

Профессор Дорога: Нет, Федя. Ваше общественное объединение само будет решать, какие права использовать, а какие - «держать про запас».

Вася Активистов: Ага! Из Ваших слов следует, что школьники могут иметь своё общественное объединение?

Профессор Дорога: Могут. Хотите угадать, с какого возраста?

Федя Пессимистов: Я думаю, с четырнадцати лет. Получил паспорт – вот и иди, объединяйся!

Профессор Дорога: Это, коллега, глубочайшее заблуждение! И, к сожалению, очень распространённое. На самом деле, по закону «Об общественных объединениях», членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста восьми лет.

Вася Активистов: Ого! В общественном объединении могут быть даже второклассники?!

Профессор Дорога: При одном условии – если они найдут взрослых, которые согласятся стать его учредителями.

Федя Пессимистов: Стоп-стоп-стоп! Я что-то не понял: кто такие учредители?

Профессор Дорога: Это те, кто учреждает, то есть создаёт общественное объединение. Закон «Об общественных объединениях» говорит, что учредителями общественных объединений могут быть люди, достигшие 18 лет. Их должно быть не менее трёх человек.

Федя Пессимистов: Значит, без взрослых общественное объединение не создать?

Профессор Дорога: Кроме того, общественное объединение может получить права юридического лица только в том случае, если взрослые избраны в его руководящие органы.

Федя Пессимистов: Ну вот, здрассте… И зачем только это придумали!

Профессор Дорога: Видишь ли, Федя, руководить общественным объединением очень непросто. Чего стоят одни только финансовые вопросы: нужно открыть счет в банке, правильно вести бухгалтерские документы, вовремя платить налоги. И таких вопросов – множество! Для того, чтобы все эти вопросы решать, вам и нужны взрослые, которые согласны серьезно этим заниматься.

Федя Пессимистов: Да, получается, что без взрослых и вправду не обойтись.

Профессор Дорога: При этом они не обязательно должны быть учителями. Это могут быть, к примеру, родители или выпускники школы, которые хотят поддержать вашу работу.

Вася Активистов: Профессор, а при чём же здесь самоуправление?

Профессор Дорога: А при том, что ваши активисты могут создать общественное объединение, которое будет ученическому самоуправлению помогать. Это объединение, например, может быть создано в форме общественной организации.

Вася Активистов: Как Юниорский союз «Дорога» - это ведь тоже общественная организация!

Федя Пессимистов: Только нашу организацию мы назовём по-другому. Например, «Союз активистов такой-то школы»!

Профессор Дорога: Вполне подходящее название! И тогда ученический совет будет органом самоуправления, а союз активистов – общественной организацией, помогающей развитию самоуправления в школе. При этом одни и те же люди могут быть и в совете, и в союзе активистов.

Федя Пессимистов: Профессор, честное слово - белиберда какая-то! Зачем одним и тем же людям быть и там, и там?

Вася Активистов: Федя, ну что тут непонятного? С директором школы ты разговариваешь, как президент школьного парламента, а со спонсорами - как член общественной организации.

Федя Пессимистов: А почему я не могу со спонсорами разговаривать, как президент? По-моему это даже солиднее! «Алло, это спонсор? С Вами сейчас будет говорить президент…»

Вася Активистов: И короткие гудки в трубке. Не выйдет, Федечка!

Федя Пессимистов:  Это почему же не выйдет, Васечка?

Вася Активистов: Да потому, что счёт в банке открыт не у парламента, а у общественной организации!

Федя Пессимистов:  Эх, такая идея была!

Профессор Дорога: Ты, Федя, раньше времени не расстраивайся. Вы можете руководителя своей общественной организации тоже назвать президентом. Станешь ты президентом союза активистов своей школы и придёшь к директору договор о сотрудничестве подписывать.

Вася Активистов: Значит, наша организация сможет заключить с директором школы договор?

Профессор Дорога: Не с директором, а со школой. Вы – два равноправных юридических лица: школа и общественная организация.

Федя Пессимистов: Ага, наконец-то мы на равных будем!

Профессор Дорога: С одной поправкой, Федя: при обоюдном согласии. Администрации школы нужно показать, что сотрудничество с вашей организацией будет ей выгодно.

Федя Пессимистов: Какая же от нас может быть выгода?

Вася Активистов: Элементарно, Федя! Открываем счёт в банке, и нам туда перечисляют кучу денег…

Федя Пессимистов: Кто тебе деньги-то перечислять будет? Где ты найдёшь таких ненормальных?!

Вася Активистов: Федя, больше оптимизма! О спонсорах мы уже договорились. Еще - пару-тройку грантов выиграем. Мэрию потрясём – пусть молодёжь поддерживает! И купим школе… ну, скажем, компьютерный класс!

Федя Пессимистов: Ничего себе, замахнулся!

Вася Активистов: Запомни, Федя: мечтать - не вредно! Так вот, эти компьютеры будут нашими, а не директорскими. Если ученический совет станет ему не нужен – просто перейдём со своими компьютерами в другую школу. Тогда директор подумает, теряет он что-то или нет.

Профессор Дорога: Конечно, у активистов ученического самоуправления появятся возможности привлекать дополнительные средства на свою деятельность, если они создадут своё общественное объединение. И от этого станет лучше школе. Но, думаю, не только это должно заинтересовать директора школы в сотрудничестве. Если, конечно, он понимает всё то, о чём мы говорили на прошлых встречах.

Федя Пессимистов: А если не понимает?

Профессор Дорога: Что ж, бывает и такое. Вот на этот случай вам и пригодится закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Открываем. Статья 9, пункт 2: «Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений».

Вася Активистов: Значит, директор не может запретить нам создавать общественное объединение?

Профессор Дорога: Не может. Но может сказать примерно так: «Дети, я вам не запрещаю создавать организацию. Создавайте, но только вне школы.»

Федя Пессимистов: И что мы можем на это ему ответить?

Профессор Дорога: Во-первых, вы можете ему объяснить, что создавать в школах детские и молодёжные общественные объединения советует само Министерство образования России. Оно даже разработало по этому вопросу специальные рекомендации. Найдите их в журнале «Внешкольник» № 7-8 за 2000 год и дайте почитать вашему директору. А, во-вторых, постановлением Правительства России № 196 от 19 марта 2001 года утверждено Типовое положение об образовательном учреждении. В этом положении говорится, как должна работать школа и что должно быть написано в её уставе. Пункт 9 этого положения гласит: «По инициативе детей в общеобразовательном учреждении могут создаваться детские общественные объединения.»

Федя Пессимистов: А он ответит: «Могут создаваться, а могут и не создаваться!»

Профессор Дорога: Не исключено. У школьников есть право создать общественное объединение, но директор не обязан предоставлять для его работы территорию своей школы.

Вася Активистов: Но ведь это – не только его школа, но и наша! И мы можем ставить этот вопрос через ученическое самоуправление.

Федя Пессимистов: Профессор, а может ли само ученическое самоуправление стать общественным объединением? Например, может ли школьный парламент стать общественной организацией?

Профессор Дорога: Нет, Федя, это разные вещи. Слушай внимательно. Школьный парламент – это орган ученического самоуправления. Он даёт возможность ученикам участвовать в управлении своей школой. Полномочия этому парламенту даёт…

Вася Активистов: Устав школы!

Профессор Дорога: Верно! И каждый ученик может выбирать в этот парламент депутатов. А если бы парламент стал общественной организацией…

Вася Активистов: То туда бы уже никого не избирали! Туда вступали бы те, кто желает быть членами парламента.

Профессор Дорога: И сам парламент решал бы, кого принимать, а кого – нет. Значит, этот парламент уже не избирается школьниками. Он уже от них не зависит – представляет не всех учеников, а только тех, кто в него вступил.

Федя Пессимистов: А если бы в парламент вступили все ученики школы? Тогда он представлял бы всех!

Профессор Дорога: Хорошо, давай поиграем в «а если». Представь себе такую ситуацию. Все ученики «добровольно и с песнями» вступили в общественную организацию под названием «Школьный парламент». Администрация школы ностальгически прослезилась…

Федя Пессимистов:  Как-как прослезилась?

Вася Активистов:  Ностальгически! Ностальгия – то есть, тоска по прошлым временам.

Профессор Дорога: Так вот, со слезами умиления администрация школы подписывает с парламентом договор и передаёт ему права, которые раньше были у органа ученического самоуправления. Получается такая картина: теперь школьник может пользоваться своим правом участвовать в управлении школой только в том случае, если он будет членом общественной организации. Вот это и есть мина замедленного действия! Через несколько дней после массового вступления в школьный парламент эйфория проходит…

Федя Пессимистов:  Кто-то проходит?

Вася Активистов: Не кто, а что! Эйфория – это когда люди кайф ловят. Только ловят они его – на пустом месте. Радоваться-то им, если разобраться, нечего.

Профессор Дорога: Да. Проходит первый восторг, и наш старый знакомый Николай Неформалов пишет заявление о выходе из организации. И как же теперь он может участвовать в управлении школой? Получается, что никак! Директор не вправе ему сказать: ты, Николай, сможешь участвовать в управлении школой только тогда, когда снова станешь членом парламента. Это будет означать, что школа принуждает ребенка к участию в работе общественного объединения. А это закон категорически запрещает. Ситуация – безвыходная.

Федя Пессимистов: И что же тогда делать?

Профессор Дорога: Поставить всё на свои места. Сделать так, чтобы в школе был орган ученического самоуправления, который участвует в решении школьных вопросов от имени всех учеников. А в общественную организацию смогут объединиться те, кто хочет делать какое-то общее дело. Например, развивать самоуправление. Но путать ученическое самоуправление и общественное объединение не стоит.

Федя Пессимистов: Я понял! Общественное объединение может помочь сделать самоуправление более сильным, но не может его подменять.

Профессор Дорога: Абсолютно верно!

 

Домашнее задание:

1.       Деятельность каких общественных объединений тебе известна? Какие сильные стороны работы этих объединений можно использовать в работе ученического самоуправления?

2.       Расскажи активистам своей школы о том, что вы можете создать общественное объединение. Как они отнеслись к этой идее?

Параграф 7. Берём власть!

Оглавление

 

Скачать учебник

в Word-формате Zip 150 Kb

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru