|
Методические разработки по теме школьного ученического самоуправления
Д.В.
Рогаткин. Программа
«Новые технологии
школьного ученического самоуправления».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОстрые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание
воспитательных систем в
общеобразовательных школах является
одной из основных задач, поставленных
Программой развития воспитания в системе
образования, утвержденной Министерством
образования Российской Федерации. Для
реализации этой задачи, в первую очередь,
требуется привести в соответствие с
требованиями сегодняшнего дня уровень
квалификации кадров, играющих ключевые
роли в организации воспитательной работы. В
настоящее время разрыв между
возрастающими вложениями средств в
расширение кадрового ресурса воспитания и
снижающейся результативностью
воспитательной работы очевиден для
большинства специалистов. В школах за
последние несколько лет введены новые
ставки педагогов-организаторов,
психологов, социальных педагогов,
педагогов дополнительного образования,
однако это не привело к решению реально
стоящих на повестке дня воспитательных
проблем: детской преступности, наркомании,
агрессии, адаптации детей к условиям
современного общества, развития
социальной активности. Становится
всё более очевидным: решающее значение
имеет не количество, а качество
педагогических кадров, при этом критерием
качества является способность педагогов
организовать свою деятельность таким
образом, чтобы из самоцели она
превратилась в действенное средство
решения воспитательных проблем. Вложения
в кадры системы воспитания оправдаются
лишь при условии коренного изменения
характера работы педагогов: должна быть
инициирована эволюция от
функционирования к целенаправленной
работе на достижение результата. Базовая
предпосылка этого процесса – освоение
сообществом педагогов-воспитателей новых
технологий работы, использование которых
способно обеспечить результат в непростых
условиях сегодняшнего дня. Сегодня
именно от школы в огромной степени зависит,
приобретут ли учащиеся «базовый набор
социальных компетенций» - станут ли они
полноценными гражданами или же окажутся
неприспособленными к жизни в обществе.
Педагог, владеющий современными
воспитательными технологиями, может
внести свою лепту в приращение позитива в
школьном коллективе, продвижение на пути
демократизации школьной жизни и, таким
образом, реально повлиять на изменение
облика школы. Одним
из направлений построения школьных
воспитательных систем является развитие
школьного ученического самоуправления. В
последнее время Министр образования РФ В.М.Филиппов
неоднократно обращал внимание на этот
вопрос, подчеркивая необходимость
создания органов ученического
самоуправления в школах. Министерство
Образования РФ направило письмо Главам
субъектов РФ с предложением поддержать
этот процесс. Однако,
социальный заказ на развитие ученического
самоуправления может быть реализован
только в том случае, если он будет
обеспечен грамотной педагогической
поддержкой. В настоящее время педагоги,
отвечающие за воспитательную работу,
имеют размытое представление об
ученическом самоуправлении, корнями
уходящее во времена существования
пионерской организации. В
современной теоретической и методической
литературе нет единого мнения в
определении термина "школьное
самоуправление". Более того,
большинство авторов, рассматривающих
ученическое самоуправление, пишут о нем
как о само собой разумеющемся. Поэтому
теоретики и практики часто по-разному
воспринимают одни и те же педагогические
факты, явления или одним и тем же термином
называют разные понятия. Речь
идет о таких понятиях как "самоуправление",
"ученическое школьное самоуправление",
"соуправление" и др. Разнотолкование,
возможно, - одна из причин того, что
работники школ, методических учреждений и
органов народного образования
затрудняются определить сущность
самоуправления, его назначение и функции в
жизни школы. В
частности, одни доказывают необходимость
утверждать в школе только
административное руководство ученическим
коллективом, другие утверждают, что
следует развивать не самоуправление, а
соуправление, третьи делают попытку
подменить ученическое самоуправление
общественным самоуправлением школы. Да
и сам термин "самоуправление"
трактуется по-разному. В "Педагогической
энциклопедии" самоуправление
рассматривается как участие детей в
управлении и руководстве делами своего
коллектива. Не отрицая этого, многие
педагоги делают акцент на разных словах.
Одни за основу берут руководство
коллективом и рассматривают
самоуправление как часть системы
управления. Другие понимают
самоуправление как форму организации
коллективной жизни. Третьи - как
возможность учащихся реализовать свое
право на активное участие в управлении
всеми делами школы.[1] Наш
понимание места ученического
самоуправления в структуре школы основано
на следующих положениях: Закон
«Об образовании» определяет два принципа
управления образовательным учреждением:
единоначалие и самоуправление - и даёт
право на участие в управлении
образовательным учреждением (то есть,
право на самоуправление) педагогам,
родителям и учащимся. Закон предлагает
открытый перечень форм школьного
самоуправления и относит определение
компетенции органов самоуправления к
вопросам, которые должны быть отражены в
уставе школы. Таким
образом, самоуправление является формой
управления школой. Наряду с властью
директора (единоначалие), в школе должна
существовать власть учеников, педагогов и
родителей (самоуправление). Границы власти
субъектов школьного управления
определяются уставом школы и
соответствующими ему локальными актами.
Формы этой власти –
конкретные органы самоуправления –
может выбирать само учебное заведение.
Органы самоуправления бывают «совместными»,
с участием и педагогов, и родителей, и
учеников – например, совет школы, либо «раздельными»
– например, ученический совет с участием
выборных представителей обучающихся.
Органы школьного самоуправления,
сформированные учениками, принято
называть органами ученического
самоуправления. Главный
смысл самоуправления состоит в том, что с
его помощью участники школьной жизни
получают возможность влиять на школьную
политику – как через участие в принятии
решений, которыми руководствуется
администрация учебного заведения, так и
через собственную активность в управлении
внутришкольными процессами.
Самоуправление делает школьную жизнь
предметом совместного творчества всех её
участников. Часто
на ученическое самоуправление ошибочно
проецируют принципы и методы работы «старой
доброй» пионерской организации. Мол,
самоуправление – это штабы, дежурства по
школе, культмассовые мероприятия и т. п. В
том числе, считают совершенно
естественным, что орган ученического
самоуправления имеет над учениками власть,
как в прежние времена совет дружины над
пионерами. Нет, самоуправление – это не
пионерская организация. Школьники не дают
органам самоуправления права собою
командовать – они дают выборным органам
самоуправления право представлять их
интересы в управлении школой.[2] В
последнее время возобновилось издание
работ, посвященных теме ученического
самоуправления. В частности, в 2001 году
издано пособие В.И.Бочкарева «Директору
школы о самоуправлении», в 2002 году –
пособие М.И.Рожкова «Развитие
самоуправления в детских коллективах» (обе
– в серии «Библиотека руководителя
образовательного учреждения»,
издательство «Владос»). Вместе
с тем, предлагаемая программа основана на
авторских разработках по теме
ученического самоуправления, являющихся
результатом нашей работы с школьными
активистами города Петрозаводска. На
основе опыта работы по поддержке
ученического самоуправления в школах, мы
написали учебник «Школьное ученическое
самоуправление». В учебнике в доступной
форме описана технология реализации права
учеников на участие в управлении школой.
Тираж 1000 экземпляров распространяется
бесплатно по библиотекам, школам,
общественным организациям Карелии, России
и стран СНГ. Книга издана на средства
благотворительного фонда «Точка опоры».
Было организовано обсуждение нашего
пособия среди педагогов-практиков через
сеть Интернет (мы открыли рассылку «Школьное
ученическое самоуправление» на сервере
Subscribe.ru). Материал получил высокую оценку
со стороны читателей. Данная
программа будет опираться на материал
этого пособия, однако, позволит более
подробно остановиться на многих темах.
Основные из них: · цели школьного ученического
самоуправления · нормативно-правовая база
школьного ученического самоуправления · модели школьного ученического
самоуправления · технологии создания системы
ученического самоуправления в школе · школьное ученическое
самоуправление как правозащитная
структура · использование технологии «восстановительного
правосудия» в деятельности школьного
ученического самоуправления Обучение
по нашей программе целесообразно для
педагогов, работающих на различных
должностях: это и директора школ, и
заместители директора по воспитательной
работе, педагоги-организаторы, старшие
вожатые, социальные педагоги, педагоги
дополнительного образования, классные
руководители. Особо полезным было бы
приглашение пройти обучение по программе
для методистов внешкольных учреждений,
поскольку именно такие учреждения могли
бы выступать в качестве ресурсных центров
по распространению технологий
ученического самоуправления. Слушателям
будет передан сборник «Школьное
ученическое самоуправление» и другие
методические материалы. Цель программы: обучить педагогов основам школьного ученического самоуправления. Задачи
программы: · обучить методике организации школьного ученического самоуправления; · сформировать понимание необходимости развития ученического самоуправления как способа решения воспитательных задач и проблем школы в целом; · передать слушателям основы новых технологий работы ученического самоуправления. Ожидаемые
результаты: · слушатели получат знания по программе обучения; · слушатели начнут процесс самоопределения по отношению к ученическому самоуправлению, формулирования собственной концепции самоуправления; · слушатели будут обучены основам новых технологий педагогической деятельности, которые смогут применять в своей практике – как в контексте ученического самоуправления, так и вне его. Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий. Учебно-тематический план
Основная
литература
[1] Тест, выделенный курсивом, заимствован из брошюры: Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона.- Тверь: Избирательная комиссия Тверской области, 2002. - 48 с. [2] Подробнее см.: Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |