|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Владимир
Каплун, Елена Финагина, Денис Рогаткин.
Мягкость или жесткость? Владимир Каплун, Харьковская правозащитная группа:
Уважаемый Автор Учебника! А
не кажется ли Вам, что такие названия
параграфов, как: "Берем власть!" –
может отпугнуть и без того слишком
запуганных словом "самоуправление"
учителей и администрацию. Ведь
содержание этих параграфов совсем не
страшное. Но в словах "Берем власть!"
так и слышится "Вся власть (ученическим)
Советам!", и при этом возникает образ
революционного матроса. Стоит ли зря
эпатировать публику? Денис Рогаткин: Знаете, Владимир и коллеги, я даже и не
знаю, что тут ответить… Стоит
эпатировать, не стоит… Прекрасно
понимаю, что у «типового советского
педагога» учебник не может вызвать
ничего, кроме обильного слюноотделения. А
для людей размышляющих, способных к
самокопанию, по-моему, важно
зафиксировать конфликт ценностей
старой и новой школы. Я старался им в
этом помочь. Тексты,
конечно же, вызывающие, может быть, даже
экстремистские. Но это – не некая
специально выбранная форма работы с
публикой, а, скорее, моя личностная
реакция на ту школу, в которой я учился
10 лет и которую продолжаю наблюдать до
сих пор. Мне очень грустно, что ребята
из моей организации вынуждены ходить в
эти стены. Бессилие в продалбливании
стены собственной башкой переходит…
ну, например, в эти тексты. Елена Финагина, Калининградская молодёжная
организация ЦУНАМИ: Здравствуйте,
Денис. Хочу сказать о поддержке с моей
стороны ваших форм и методов, они даже
где-то мягковаты. У меня абсолютно
такая же ситуация, как вы описали. Я
тоже 10 лет ходила в школу-совдеп,
никогда не отличалась особой
покладистостью, однако получила свое
золото, никогда не относилась к
учителям как к тем, у кого больше прав, а
собственно с чего? И вот сейчас, учась
на 4-м курсе в ВУЗе, наблюдаю и свою
школу, в которой учеников просто
прижимают к стенке, любыми способами
указывают на более низкое положение
ученика, многие учителя вообще не
приемлют какого-либо равноправия,
просто крайняя степень отупения... Но
кроме своей бывшей школы я наблюдаю еще
и ВУЗ, в котором о самоуправлении никто
не заикается, это просто никому не надо,
и все потому, что приучены к
пассивности со школы. А после ВУЗа –
куда, спрашивается, во взрослые люди по
типу сталинских времен, и ступор во
всей стране на долгие времена. Я
считаю, что по таким "учителям"
нужно проходиться как можно жестче,
поднимать эту проблему, хотя бы до
уровня родителей, которые зачастую
имеют ошибочное представление о
поведении своего ребенка в школе (все
ведь со слов учителей, причем как
обычно на родительском собрании, на
котором обычно ребенка нет, и сказать
он ничего не может, а уже дома у
родителей мнение сформировано). У
себя таких элементов мы сначала
поднимаем до уровня директора, а не
поможет - будем обращаться в органы
самоуправления, обращения в
прокуратуру, отделы по образованию, как
вы и пишите в учебнике. Наш
вариант - веселая жизнь, если по-хорошему
не понимают. Владимир Каплун: Здравствуйте, Денис! Знакомясь
с материалом о школьном самоуправлении,
я обычно пытаюсь представить его
эффективность и реакцию на него людей,
связанных со школой, – в первую очередь,
конечно, ЖИВЫХ людей или хотя бы ЖИВОЙ
части, которая в какой-то степени
имеется в каждом человеке. В этом
смысле Ваша книга – это просто что-то
уникальное. Все, что мне встречалось
раньше, кажется мертвым по сравнению с
ней. Поэтому у меня с Вашей книгой
связано ощущение большой радости и
надежды. Сам
я никогда не работал в школе и не
работал с детьми (только один раз в
течение 2-х лет вел что-то вроде
математического кружка для 6 и 7 класса).
Хотя школа находится сейчас в центре
моего внимания, я знаю о ней, можно
сказать, больше понаслышке – причем
именно со слов учителей. По моим
представлениям, УС – это нечто, во-первых,
совершенно необходимое, а во-вторых, –
невозможное (во втором я не так уверен,
как в первом). Я просто не могу
представить, как это можно осуществить,
не знаю ни одного реального примера. (Может
быть, те, кто действительно смогли что-то
сделать, просто не умеют об этом
написать?) Моя
реплика, конечно, не критика. Эта как
если старый толстый тренер (который сам
никогда не дрался) в перерыве между
раундами обмахивает полотенцем тяжело
дышащего боксера и советует ему "атаковать,
не раскрываясь". Учитесь у
профессора Дороги (теперь я понял, что
Вы и профессор Дорога – это все-таки
разные люди). К
Вашим словам о конфликте ценностей
старой и новой школы хочу добавить, что
речь идет, по-моему, о глобальном (выходящем
за рамки постсоветских проблем)
противостоянии "вечно старой" и
"вечно новой" школы, так что сама
задача – огромна, и малейшее
продвижение уже является большой
победой. (Кроме того, ведь победой
является каждое хорошее дело –
независимо от видимого результата.) Я
считаю, что вы там, в Петрозаводске,
проделали колоссальную работу и
добились замечательного успеха. Само
появление такой книги уже
свидетельствует, что "лед тронулся".
Книга задает прекрасный УРОВЕНЬ и
СТИЛЬ обсуждения, так что можно
надеяться на его плодотворное развитие. В
прошлом году мы печатали украинский
перевод польского пособия по
ученическому самоуправлению,
разработанного группой тренеров под
руководством Кшиштофа Становского. По
форме и содержанию это больше похоже на
обычное пособие. Я спрашивал у Кшиштофа,
известны ли ему примеры действующего
УС. Он написал, что известны в Польше и
Прибалтике, а что в Украине – пока "только
попытки". Он также сообщил адреса
двух организаций – во Львове и в Крыму,
которые под руководством поляков (Foundation
for Education for Democrace, http://fed.ids.pl )
осуществляют проект по внедрению УС, но
мне пока не удалось с ними связаться.
Как только узнаю что-нибудь новое,
сразу Вам сообщу. Мы
уже перепечатали в бюллетене
предисловие и два первых параграфа. В
каждой публикации мы указываем все
ваши координаты. Собираюсь в ближайшее
время напечатать из приложения Вашу
статью о службах примирения. Денис Рогаткин: Спасибо, Елена и Владимир, по-моему,
вы славно поговорили друг с другом и с
нами. Даю адрес, где Владимир размещает
свой бюллетень «Громадяньска Освита»,
то бишь «Гражданское образование»: http://www.khpg.org/index.php?au=0116030000 |
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |