|
Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления
Виктор,
Денис Рогаткин. Дежурство: право или
обязанность? Виктор:
Надеюсь получить консультацию по
такому вопросу: законно ли привлечение
учащихся к дежурству по школе?
Аналогично и с летней практикой. Этот
вопрос собираюсь осветить в школьной
газете, издательством которой я и
занимаюсь. Наш тираж - более 100
экземпляров. Буду очень признателен,
если ответите. Денис Рогаткин: Виктор, формальный ответ на этот
вопрос – таков: Закон «Об
образовании» говорит: «Привлечение
обучающихся, воспитанников
гражданских образовательных
учреждений без согласия обучающихся,
воспитанников и их родителей (законных
представителей) к труду, не
предусмотренному образовательной
программой, запрещается.» (статья 50,
пункт 14). А также: «Обучающиеся,
воспитанники гражданских
образовательных учреждений имеют
право на свободное посещение
мероприятий, не предусмотренных
учебным планом.» (статья
50, пункт 16). Это означает, что
летняя практика может быть для вас
обязательной только в том случае, если
она включена в образовательную
программу по какому-либо предмету.
Просите показать вам образовательную
программу, где написано: летняя
практика, столько-то часов. Если этого
нет – свободны. Вопрос о дежурстве
несколько сложнее. Дело в том, что тот
же самый закон «Об образовании»
говорит, что обязанности учащихся
устанавливает устав школы. И учащиеся
обязаны устав выполнять. А за грубое и
неоднократное нарушение устава ученик
может быть исключён из школы, начиная с
возраста 14 лет. Поэтому нужно
посмотреть в устав школы (а он должен
быть вывешен в школе на видном месте –
сделать это обязывает администрацию
школы закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»),
и если там есть обязанность учащихся
дежурить, то придётся дежурить. Или
найти себе другую школу, где у учеников
такой обязанности нет. Но это – формальный
ответ. А ответ по существу
заключается в том, что подобные вопросы,
как правило, возникают в тех школах, где
решения принимают авторитарно, без
участия самоуправления. Цепочка такова: в
школе есть проблема уборки классов (или
охраны вещей в гардеробе, или еще там
чего-то… я не знаю, какое именно
дежурство имеет в виду Виктор). Вместо
того, чтобы эту проблему обсудить
вместе, администрация принимает
решение сама: так, с завтрашнего дня, с
пятого по одиннадцатый класс, в красных
повязках и пр. (об этом очень ярко писал
Евгений Криштафович, загляните в архив
нашей рассылки на сервере Субскрайб ру).
У учеников это вызывает непонимание,
протест, возникает институт
надзирателей, осведомителей и прочие
прелести советского строя. По сути же, нет
проблемы дежурств. Есть проблема
уборки классов (или чего-то там еще, для
разгребания чего и придумали дежурства).
Вот эту-то проблему и нужно обсудить
вместе – администрации и
самоуправлению учеников, педагогов и
родителей. И найти приемлемое решение.
Вполне возможно, что дежурство
окажется лучшим вариантом, чем оплата
уборщицы (или кого там…) из своего
кармана. А может, вылезет решение, о
котором никто до этого обсуждения и не
подозревал – всё может быть. Итак, дело в том,
каким путём решаются школьные проблемы. Мне кажется,
продвинутой будет такая позиция
учеников: использовать свои права и не
позволять делать с собой всё, что
вздумается администрации школы (ставить
на дежурства, выводить на площадь с
красными флагами и т.п.), но
одновременно предлагать администрации
школы конструктивный диалог –
готовность вместе искать решения
школьных проблем, используя своё право
на участие в управлении школой. Проще: «То, что вы нам
приказываете, мы делать не будем,
потому что мы не обязаны это делать (если
этой обязанности нет в уставе школы). Но
мы готовы на равных обсудить волнующую
вас проблему и поискать решение.» |
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |