Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России  

№ 195

Востриков Павел

Лицей Народной Дипломатии

Республика Коми,

Город Сыктывкар

 

Достоинство

 

Утро. Василий завтракает со своими родителями и смотрит телевизор. Где-то по телевизору он услышал слово Достоинство. Вроде слово как слово, но вот только что же оно значит?

- Мам, что такое достоинство?

- Спроси у папы, он в этом лучше разбирается.

- Папа, знаешь, что такое достоинство?

- Знаешь, Вася, я хочу, чтобы из тебя вырос хороший человек, умеющий как смотреть, так и действовать. Думаю, ты сам легко поймёшь, что такое Достоинство.

- Понятно, папа. Мам, а по-твоему, что это такое?

- Я думаю, достоинство, это когда человек может назвать себя человеком.

- А когда он не может назвать себя человеком?

- Когда ущемлено его личное достоинство. А ущемлено оно может быть отношением окружающих к тебе.… Всё, сынок, в школу пора.

Вася долго думал об этом, никак не мог понять, что слово достоинство значит для него. Он ещё очень много раз подходил к папе, но отец отвечал лишь «Смотри…» И Вася смотрел, думал и смотрел.

- Выходит, достоинство, - думал Вася, - это отношение окружающих к тебе, как говорила мама. А если нет вокруг тебя людей и никто к тебе никак и не относится, выходит, в такой ситуации назвать себя человеком я не могу. Могу! Значит, мама была не права. Тогда что же это за слово-то такое – достоинство?

«Смотри повнимательнее,» – вспомнились слова папы.

Ответ пришёл, откуда Вася его совсем не ожидал.

На одном из уроков учитель прочёл оценки за контрольную, и практически все написали хорошо. Васин друг – отличник – к сожалению, написал на два. Учитель сказал, что Колина работа худшая и что с такими оценками гимназический класс ему точно не грозит. Все смеялись над ним. А он и внимания на это не обратил. Сидит себе и что-то калякает в тетради. Вася очень удивился его отношению к этой ситуации и подошёл после уроков к однокласснику.

- Скажи, - начал разговор Вася, - когда над тобой все смеялись на алгебре, разве это не задело твоё достоинство, разве ты не переживал после этого?

- Переживал, конечно, но не настолько, чтобы я краснел или расстраивался. Я – Человек и я выше этого, ведь достоинство – это прежде всего ощущение самого себя в обществе или  же наедине с самим собой.

Вася был в восторге. Наконец он узнал, что же всё-таки такое Достоинство.

Вася подошёл к отцу и рассказал ему эту историю.

- Ну, и какие выводы ты сделаешь? – спросил папа.

- Достоинство, отец, это отношение тебя ко всем и, в то же время, к самому себе.… Эти два фактора достоинства очень различны, но нельзя сказать, что они не влияют друг на друга совсем. В этой ситуации поступил неправильно учитель, высмеяв и унизив моего друга. Он просто нарушил права Коли как человека, покушался на неприкосновенное. Учитель покушался на Достоинство. В этой ситуации Коля поступил неправильно, сделав вид, что его не касаются слова учителя. Надо было, как минимум подойти к учителю после и разобраться в  данной ситуации...

 

Вася сделал правильные выводы из данной ситуации и хорошо разобрался в том, что такое Достоинство. В дальнейшие годы вряд ли он позволит, кому-то нарушить свои права или покуситься на его Достоинство. Ведь это такая штука, которую нельзя объяснить, и каждый должен сделать собственные выводы, опираясь на опыт собственной жизни. Папа правильно поступил, дав сыну возможность самому понять и почувствовать эту ситуацию…


К списку работ