Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России  

№ 133

Муров Антон

Архангельск

 

Права и свободы учащихся в учебных учреждениях

Школа – это счастливая пора в жизни любого современного человека. Для кого-то – это любимые учителя, для другого – это первые полученные знания в нашей нелегкой жизни, для третьего – это лучшие друзья, найденные в школе, а для кого-то – это первая любовь.

 Но, несомненно, каждый ученик сталкивался с проблемой нарушения своих прав и свобод в школе. Много различных событий происходит в жизни всех школьников, но вот такой банальный случай происходил, наверное, в каждом классе.

Идет урок, например, физики. Не очень интересная тема не увлекает ребят. Они сидят расслаблено, иногда переговариваясь друг с другом. Некоторые ученики внимательно воспринимают тему, но определенно не все. Один из учеников Вася, например, совсем не слушает учителя. Учитель делает Васе  одно замечание за другим, но Василий не реагирует. Тогда учитель в порыве злости называет Васю невнимательным болваном, олухом, идиотом (и это далеко не полный список, возможных оскорблений). Василий замолкает, но некоторое время спустя, начинает обсуждать инцидент с соседом по парте. Учитель снова замечает это,  и в этот раз, подойдя к Васе, несильно бьет его указкой, при этом говоря: «Ты совсем меня не уважаешь, веди себя правильно и не мешай мне!»

Как вам такой поворот событий? Возможно, учитель даже не обратил внимание на то, что оскорбил, унизил достоинство ребенка, ведь «дисциплина и знания превыше всего».

Проблема соблюдения прав ребенка в школе стоит очень остро в современной школе. Мы все понимаем, что дети, и особенно подростки, зачастую не могут спокойно сидеть на уроке. Причиной этому может быть и не очень интересная тема, и сложный предыдущий урок, и какое-либо значимое событие. Ученики начинают вести себя слишком активно и мешают проведению урока. Учитель начинает нервничать и волноваться из-за невнимательности ребят, он такой же человек, как и мы, поэтому вполне может не сдержаться от грубости. Да, школьник в данном случае тоже не прав, каждый может ошибаться, подросток особенно. Но никто не имеет право за нарушение дисциплины подвергать ребенка унижающим его достоинство оскорблениям, и тем более физическим наказаниям. Тем самым учитель подает своим ученикам плохой пример, нарушая право всех детей Российской Федерации на достоинство, личную неприкосновенность и защиту от психического насилия. Страдает неустойчивая психика ребенка. Ученик может сильно переживать, после того как учитель оскорбил его, назвав «плохим и некультурным человеком».

Во время учебы в школе дети, несомненно, считают учителей мудрыми и справедливыми. Дети прислушиваются к мнению взрослых. Вполне может развиться комплекс неполноценности, который в будущем может отрицательно повлиять на личную и общественную жизнь уже сформировавшегося человека. То есть одно неосторожное, необдуманно брошенное учителем  грубое слово губит человека.

Возможен и другой вариант. То, что сказал учитель, с легкостью может подхватить весь класс. Дразнилкам не будет конца, и все друзья могут отвернуться от ребенка. Это станет непоправимой ошибкой учителя.

Теперь о рукоприкладстве в школе. Некоторые педагоги учат своих учеников справедливости, доброте душевной, а сами, пусть и в порыве негодования, «журят», детей, походя, раздавая им подзатыльники и оплеухи. После такого «воспитания и обучения» этот ученик может стать объектом насмешек, и даже избиения со стороны своих одноклассников.

Я поинтересовался у ученика, с которым произошел такой случай:

- Как ты себя чувствовал, когда тебя ударил и оскорбил учитель?

- Было очень стыдно за то, что я разозлил учителя. Одновременно было обидно за то, что меня ударил и оскорбил учитель, а не кто-нибудь другой.

- А как ты считаешь, стоит ли поднимать эту тему в школе?

- Я не собираюсь протестовать, так как считаю, что все равно все уладится не в мою пользу. Более того, возможно, многие учителя станут относиться ко мне по-другому, предвзято.

Подобного мнения придерживаются многие из тех, кто испытал подобное унижение. Ученик понимает, что он нарушил нормы поведения и Устав школы, но за нарушение Устава не могут быть в наказание применены физические и психические формы насилия. Все знают, что в Конституции Российской Федерации закреплены права человека на неприкосновенность и достоинство личности, а также там сказано о получении прав от рождения. Это означает, что даже ребенок имеет права и особенно право на защиту от насилия.

Основной закон нашей страны – Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., почти 10 лет назад, гласит:

«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию» - так звучит статья 21 Конституции РФ. Но для точного понимания статьи нам надо знать, что такое достоинство.

Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство.

Из вышесказанного мы видим, что государство декларирует охрану  достоинства человека, а наши работники храма знаний грубо нарушают Основной Закон России.

Теперь обратимся к Федеральному Закону № 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка».

Согласно этому закону «педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты…в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка…» (п. 3 ст. 7).

Но много ли вы знаете примеров, когда учителя по-настоящему несли ответственность за унижение достоинства ученика, за психическое или хуже того физическое насилие над ним, ведь это никак не относится к воспитанию, образованию и тем более к охране здоровья и социальной защите ребенка!

Обратите внимание на пункт 1 статьи 9 вышеуказанного закона: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка». Это значит, что права ребенка не могут нарушаться ни одним работников сферы образования. Возможно, учителя не знают о существовании данного закона, но уважение к личности ребенка – это не только требование закона, но и моральный долг учителя – человека, взявшего на себя величайшую ответственность перед обществом за воспитание свободного, благородного, уважающего себя и других человека. К тому же, как нам известно, незнание закона не освобождает от ответственности!

Почему школьники не могут отстоять свое достоинство? Возможно, опасаются за судьбу своего аттестата, подчиняясь праву сильного? Возможно, не надеются на то, что они могут что-либо изменить? А много ли школьников знают, что все тот же Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» предоставляет право ученикам, начиная с 5 класса, «самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка» (п.3 ст.9).  А если ученики не согласны с решением администрации школы, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Более того, закон предоставляет ученикам право проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении школы, если выборными представителями обучающихся выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Необходимо помнить, что такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам. Может, настало время перестать сетовать на несправедливых учителей, обсуждая свои обиды в узком кругу друзей, и начать действовать, защищать себя, реализуя свои ученические и общегражданские права на свободу слова, мнений, собраний и объединений? Советы школы и советы старшеклассников могут внести существенный вклад в решение этой проблемы.

Мне кажется, что профессиональным психологам надо проводить работу с учителями. Каждый из нас подвергается стрессам ежедневно, но никто не подвергается им столь же часто, как учитель!!!

Лично я вижу частичное решение проблемы прав учеников в улучшении условий и оплаты труда учителей, систематической работе с ними психологов. Может быть, необходимо при приеме на работу проводить психологическое тестирование педагогов? Ведь учитель – это человек, в первую очередь, любящий детей и уважающий достоинство растущего человека и только во вторую очередь –знаток своего предмета. Униженные и оскорбленные в школе ученики, не смогут стать в будущем сильными, уверенными в себе и благородными людьми, они будут лишь умножать зло и насилие, поступая так, как когда-то с ними поступали учителя. Педагогам необходимо прививать уважение к правам и свободам человека не проведением бесед и чтением Конституции, а лишь их неукоснительным соблюдением по отношению к своим ученикам в первую очередь!


К списку работ