Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России  

№ 96

Кошко Мария

г. Вологда

 

Право свободы совести и вероисповедания

   

«Тот, кто готов ради временной безопасности

 отказаться от личной свободы,

 недостоин ни безопасности, ни свободы.»

Бенджамен Франклин

 

Преподаватель пришёл к нам в класс и сообщил, что у нас в школе будут проводиться уроки по новой дисциплине: «Христианство». Лекции по этой дисциплине будет читать священнослужитель. Нам сказали, чтобы пришли все, так как этот предмет включён в школьную программу. Преподаватель нам объяснил, что Управление образования Вологодской области и директор школы обязали детей изучать христианство, так как дети являются русскими. Но быть русским – не значит быть христианином. Ведь существует огромное множество религий.

 Например, если я являюсь сторонником религии, о которой говорила мне бабушка, которая привита мне с детства, и по моему мнения выражает все мои убеждения. С такими убеждениями у меня связано очень много хорошего, доброго и светлого. Я не могу и не хочу изучать другую религию.

Или я вообще являюсь атеистом. Я не верю в Бога или какую-то другую небесную силу. Я верю только в свои силы, в своё государство, которое защитит меня, если это необходимо. Мне не нужна никакая религия. Сегодня мне и так хорошо!

Но ведь в обоих случаях я являюсь гражданином России и участвую в жизни её людей. По своим личным убеждениям я отказалась ходить на уроки. Я поговорила с родителями, но они сказали, чтобы я пошла на эти уроки. «Что тебе, трудно, что ли? Не стоит портить отношения с учителями, ведь тебе аттестат получать».

Я обратилась к Конституции Российской Федерации. Мои родители посоветовали мне посещать уроки, так как в статье 43 главы 2 Конституции РФ в пункте 4 говорится о том, что «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие обеспечивают получения детьми общего образования». Но это не является решением моей проблемы.

В пункте 5 этой же статьи говорится о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Это положение Конституции можно расценить как возможность введения в государственные образовательные стандарты религиозных дисциплин. Но если мы обратимся к 28 статье главы 2 Конституции РФ, то увидим, что в ней сказано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Итак, мы видим, что одна статья, как ни странно, может противоречить другой статье Конституции РФ. Что же делать? Я обратилась к главе 1 Конституции РФ и нашла в ней статью 14 п.1, в которой говорится: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Больше в главе первой об образовании и свободе вероисповедания ничего не говорится, а это значит, что я могу использовать авторитет именно этой статьи. А теперь обратимся к статье 16  главе 1 Конституции РФ, в которой сказано, что «1. Положения настоящей главы Конституции составляют основу конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены, иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Вопрос решён. Я должна руководствоваться  главой 1 Конституции РФ статьёй 14.

Хорошо изучив Конституцию Российской Федерации – главный правовой акт – я убедилась в том, что я имею полное право не ходить на уроки, посвящённые религиозным темам. Осталось в этом убедить только учителей и родителей.

   Но это далеко не единственный случай, когда нарушаются права человека на свободу вероисповедания. За примером не нужно далеко ходить. Возьмём пример опять из школьной жизни. Преподаватель по истории вызвал ученика к доске. Ученик начал рассказывать тему, но не по учебнику, который дан учителем, а по другим материалам, предположим американских учёных – историков, так как он склоняется к их точке зрения и считает её правильной. Учитель же говорит, что ученик ответил на «2», потому что должен был рассказывать то, что написано в его школьном учебнике и то, что говорил ему преподаватель. Оценку «2» учитель мотивирует тем, что американцы, ввиду своей религии, неправильно понимают какие либо исторические события. Отсюда следует, что и ученик говорит неправильно. Это является ярко выраженным нарушением прав человека на свободу мысли и слова. Статья 29 п.1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Статья 29 п.3 Конституции РФ: «Никто не может быть убеждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Учитель не имеет права ставить «2» ученику, потому что он выразил свои личные мысли и убеждения, которые подтверждает другая научная литература.

Огромное количество нарушений прав человека мы можем видеть на улице, на работе, в средствах массовой информации.

Недавно я видела фильм, в котором явно были показаны нарушения прав человека. Фильм называется «Мусульманин», Владимира Хотиненко.

В нем рассказывается о том, как русский солдат, отвоевав в Афганистане несколько лет, возвращается на родину, в свою родную деревню. Но что-то случилось в сознании этого человека: он стал мусульманином. Вся деревня, его родные и друзья возненавидели его за это. Они избивали и унижали его. Жители деревни называли себя православными людьми, хотя каждый день пили и почти не работали. Работал только молодой солдат, вернувшийся из Афганистана. А с восходом или заходом солнца он уходил в поле и читал молитвы Аллаху. В фильме показана трагическая судьба молодого человека в российской «православной» пьяной, безверной деревне.

Мне не нравится мусульманская религия. Но как можно человека заставить думать как другие, отказаться от своих убеждений?! Я была поражена таким сюжетом и ещё раз убедилась в том, что большое количество нарушений прав человека связано с его религиозными убеждениями.

Мне стало очень интересно, как этот вопрос решается в других странах, и что главы других государств предпринимают для защиты прав человека, потому что в нашей стране защита прав человека – это обязанность президента.

Прочитала Конституцию Соединённых Штатов Америки 1787 года. О свободе религиозных убеждений здесь говорится в первой поправке к Конституции – в «Билле о правах». «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих её свободное вероисповедание».

Возвращаясь к моему первому примеру о введении в школьный учебный курс новых предметов, пропагандирующих какую-либо религию, я хочу сказать, что и в американских школах часто такое бывает. Но большая часть американских учащихся, не согласных с какой-либо религией, сразу отказались бы посещать занятия. При этом не возникло бы никаких споров с учителем и директором, так как ученик очень хорошо знает свои права. Почему? Да потому, что в американских школах очень хорошо преподаются различные вопросы права, в том числе и права человека.

В ФРГ же, например, школы разделяются на конфессиональные и неконфессиональные, то есть школы религиозные и нерелигиозные. «Без ущерба для права надзора государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин». Статья 7 п. 3 Конституции Германии 1990 года. Родители решают, в какую школу их ребёнок будет ходить, в соответствии с тем, к какой общине он принадлежит, или он будет ходить в неконфессиональную школу вообще.

Мы видим, что в ФРГ вопрос о свободе вероисповедания решается несколько по-другому, чем в России или США, но суть решения та же – обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Многие страны идут по пути обеспечения прав и свобод человека. Россия тоже идет по этому пути, но на практике еще многие проблемы остаются нерешенными.

Необходимо изучать права человека, чтобы грамотно уметь защищать их.


К списку работ