Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»  

Северо-западный регион России  

№ 100

Карабон Алексей

Архангельская область,

Онежский район,

ст. Малошуйка

 

Права и свободы человека – высшая ценность жизни

 

«Чтобы стать свободным,

нужно подчиняться закону»

 

У идеи прав человека достаточно длительная предыстория. Её истоки прослеживаются в глубокой древности. Представления о человеческой свободе, личной независимости, из которых впоследствии выросла теория прав человека, существовали, по-видимому, в течение всей истории цивилизации.

Интерес к идее прав человека прослеживается и в средневековье. Самый известный в этом смысле документ – это Английская хартия вольностей 1215 года.

Реально идеология прав человека стала вырисовываться в конце 18 века.

В её основу легла теория естественного права. В этой связи уместно вспомнить труды английского философа 17 века Джона Локка и его работу «Два трактата о правлении».

В своём современном виде теория прав человека сложилась после второй мировой войны, после принятия Всеобщей Декларации прав человека. Она была принята на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года. В центре внимания Декларации находятся жизнь человека, его права и свободы. Положения Декларации были развиты в двух основополагающих пактах, принятых в 1966 году.

В международном праве есть ещё один важный документ – Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод 1950 года.

Все эти документы должны ориентироваться на идеи Декларации. Во всех этих договорах содержатся положения, раскрывающие современную концепцию прав человека.

У каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Свобода должна в идеале существовать для всех и во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Она никогда не бывает абсолютной. Ведь полная свобода для одного человека неизбежно будет пусть небольшим, но ограничением свободы для окружающих.

Надо, однако, всё время помнить, что введение демократических свобод как в одной отдельно взятой стране, так и во всём мире создаёт лишь условия для лучшей духовной самореализации человека, для достижения подлинной внутренней свободы, но не заменяет подобную высшую свободу. Она достижима только для  очень немногих людей на Земле.

Сейчас мы добились соблюдения в России основных демократических свобод, а приоритет прав человека заложен в действующую Конституцию Российского Федерации. Мы теперь куда больше свободны от власти государства, чем при тоталитарном режиме, когда власть пыталась контролировать всю нашу жизнь. Разумеется, полностью от государства человек не может быть свободен.

Люди обладают естественными, неотъемлемыми, вытекающими из самой природы человека правами и свободами.

Государство – на службе у человека, оно призвано защищать эти права. В правах человека выражаются возможности его действий  в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной, личной.

Чем шире эти права, тем свободнее личность.

Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом своё развитие и развитие общества.

В то же время, каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определённые обязанности. Гражданин должен соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей.

И, конечно, долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества.

Права человека, разумеется, подлежат ограничениям. Личность, в свою очередь, тоже соглашается на определённые ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Оно применяет к гражданину, не выполняющему свои обязанности, различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Так, в Декларации ООН о правах человека подчёркивается, что права в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов.

Человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на неё. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается  в одностороннюю привилегию.

К сожалению, сейчас во всём мире идёт несоблюдение прав человека. Результатом этого являются кровопролитные войны. А нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей – это нарушение его свободы.

Ещё немецкий философ И. Кант в своём категорическом императиве права писал: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Но были и есть люди, которые борются за права других людей. Борцам за подлинную свободу свойствен нравственный максимализм, что отталкивает от них толпу, в сравнении с ними отчётливо чувствующую свою неполноценность.

Таким подвижником был, в частности, академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Он нередко оставался в одиночестве, но права и свободы человека ставил превыше всего.

Он получил Нобелевскую премию мира, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Сахаров не побоялся открыто, перед всем миром заявить, что уровень жизни советских людей крайне низок, а уровень свободы граждан СССР даже ниже, чем в других социалистических странах (теперь уже бывших социалистических).

В октябре 2003 года иранский адвокат Ширин Эбади получила Нобелевскую премию мира за свою деятельность по защите прав человека и демократии в Иране.

Она стала первой женщиной-мусульманкой, получившей премию и борющейся за соблюдение прав беженцев, женщин и детей в своей стране. Борцы за права человека, пусть на миллиметр, но приблизили мир к свободе.

Однако обеспечить эти основополагающие свободы для всех народов земли – дело очень трудное и вряд ли выполнимое в обозримом будущем. Свободу нельзя принести силой, на иноземных штыках.

Для торжества дела свободы необходимо, прежде всего, просвещение населения, что будет способствовать медленным, но верным переменам во внутреннем устройстве недемократических государств. Попытки решить проблему свободу человека другими путями могут привести к кровопролитию и укреплению репрессивных режимов.

Сейчас, в новом тысячелетии, оглядываясь назад на завершившийся 20 век, можно увидеть, сколь мучительным, порой трагическим и кровавым для России был поиск пути в новую цивилизацию.

России предстоит пройти немалый путь к открытому демократическому обществу, к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 


К списку работ