Вернуться в ЮС "Дорога"           Вернуться в содержание учебника


Юниорский союз "Дорога"

 
Учебник школьного ученического самоуправления

Послесловие

 Учебник не должен быть слишком толстым. Иначе его просто не дочитают до конца. Да и в портфель запихивать неудобно!

Поэтому мы прощаемся с Профессором и его юными друзьями Васей и Федей.

А на оставшихся страницах, Читатель, ты найдёшь материалы, которые помогут тебе в организации ученического самоуправления.

В добрый путь!

 

Приложения

Приложение 1. Правовые основы школьного ученического самоуправления в России

 Из Федерального закона
«Об образовании»
(N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

 
Из Федерального закона
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

 

 Из Типового положения об общеобразовательном учреждении

(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г.)

4. Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии…

71. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.

 

 

 

Приложение 2. Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления

 УТВЕРЖДЕНО
Советом школы
(школьной конференцией и др.)
"___" __________ 200__ г.

 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ  УЧЕНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

1.      Общие положения

1.1.  Ученический совет ("парламент", "правительство", "дума" и пр.; далее - ученический совет) является выборным органом ученического самоуправления школы (гимназии, лицея; далее - школы).

1.2.  Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

2.      Цели и задачи ученического совета

2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

2.2. Задачами деятельности ученического совета являются:

2.2.1.      Представление интересов учащихся в процессе управления школой;

2.2.2.      Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни;

2.2.3.      Защита прав учащихся;

 

3.            Функции ученического совета

Ученический совет:

3.1.   Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

3.2.      Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;

3.3.      Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;

 

4.            Права ученического совета

Ученический совет имеет право:

4.1.   Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;

4.2.      Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

4.3.      Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

4.4.      Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;

4.5.      Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

4.6.      Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

4.7.      Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;

4.8.      Проводить среди учащихся опросы и референдумы;

4.9.      Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;

4.10.  Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

4.11.  Организовывать работу общественных приёмных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;

4.12.  Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

4.13.  Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;

4.14.  Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

4.15.  Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;

4.16.  Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;

4.17.  Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учёта предложений ученического совета;

4.18.  Создавать печатные органы;

4.19.  Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;

4.20.  Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;

4.21.  Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;

4.22.  Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

4.23.  Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

4.24.  Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

4.25.  Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;

4.26.  Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

4.27.  Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

 

5. Порядок формирования и структура ученического совета

5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год;

5.2. В состав ученического совета учащимися 5-11 (вариант - 8-11) классов делегируется по одному представителю от класса;

            Другие варианты статьи  5.2.:

5.2. Состав ученического совета формируется учащимися 5-11 (вариант - 8-11) классов путём прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11 (вариант - 10-11) классов.

5.2. Состав ученического совета избирается школьной ученической конференцией;

 

5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета;

5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.

 

6.      Заключительные положения

6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).

 

Приложение 3. Пример положения об исполнительном органе ученического самоуправления.

 УТВЕРЖДЕНО

Школьной конференцией

"___" _____________ 200__ г.

 ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

1.      Общие положения

1.1.  Служба примирения является исполнительным органом школьного ученического самоуправления.

1.2.  Служба примирения действует на основании законодательства, устава школы и настоящего Положения.

 

2.      Цели и задачи службы примирения

2.1. Целью деятельности службы примирения является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций.

2.2. Основной задачей деятельности службы примирения является проведение программ примирения для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

 

3.      Принципы деятельности службы примирения

3.1.  Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

3.1.1.  Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон;

3.1.2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

3.1.3.  Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

 

4.      Порядок формирования службы примирения

4.1.  В состав службы примирения могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение по технологии восстановительного правосудия.

4.2.  Служба примирения самостоятельно организует свою работу, выбирает руководителей, устанавливает отношения с органами самоуправления и должностными лицами школы на принципах партнёрства.

4.3.  Требования к школьникам для вхождения в состав службы примирения, функции и обязательства сотрудников службы примирения, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами, принимаемыми службой примирения самостоятельно.

4.4.  Служба примирения может предлагать социальному педагогу, психологу и иным педагогическим работникам являться постоянными консультантами службы примирения.

 

5.      Права службы примирения

5.1.  Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

5.2.  Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия;

5.3.  Пользоваться, по согласованию с администрацией школы, постоянным помещением для сборов и проведения программ примирения;

5.4.  Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

5.5.  Направлять в органы самоуправления и администрацию школы предложения, связанные с проведением программ примирения, разрешением конфликтных и криминальных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов;

5.6.  Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении программ примирения;

5.7.  Привлекать психолога, социального педагога и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций;

5.8.  Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

5.9.  Самостоятельно устанавливать отношения с социальными службами и иными учреждениями и организациями для достижения общих целей;

5.10.        Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

 

6. Порядок работы службы примирения

6.1.Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения;

6.2.Служба примирения принимает решение возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости, о принятом решении информируются должностные лица школы;

6.3.Программа примирения начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе;

6.4.Во время проведения программы примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае, если служба примирения поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт школьных работников;

6.5.В случае, если программа примирения планируется на этапе дознания или следствия, о её проведении ставится в известность администрация школы и, при необходимости, проводится согласование с соответствующими органами внутренних дел. Согласие родителей на проведение программы в этом случае обязательно;

6.6.Переговоры с родителями и должностными лицами может проводить консультант службы примирения или иное лицо, уполномоченное службой примирения;

6.7.Программа примирения не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания;

6.8.Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы примирения в каждом отдельном случае;

6.9.Если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре;

6.10.        При необходимости, служба примирения передаёт копию примирительного договора администрации школы и ходатайствует о том, чтобы меры наказания не применялись;

6.11.        Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

 

7.      Организационная поддержка деятельности службы примирения

7.1.Службе примирения, по согласованию с администрацией школы, предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

7.2.Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

7.3.Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

7.4.Администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, проводит с педагогами разъяснительную работу, направленную на формирование конструктивного отношения к деятельности службы примирения.

7.5.Администрация школы содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

7.6.В случае, если программа примирения проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

 

8.      Заключительные положения

8.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2.Изменения в настоящее положение вносятся школьной конференцией.

  

 © Д.В.Рогаткин 


Вернуться в ЮС "Дорога"               Вернуться в содержание учебника