Послесловие
Учебник не должен быть слишком толстым. Иначе его просто не дочитают до конца. Да и в портфель запихивать неудобно!
Поэтому мы прощаемся с Профессором и его юными друзьями Васей и Федей.
А на оставшихся страницах, Читатель, ты найдёшь материалы, которые помогут тебе в организации ученического самоуправления.
В добрый путь!
Приложения
Приложение
1. Правовые
основы школьного ученического
самоуправления в России
Статья
35. Управление государственными и
муниципальными образовательными
учреждениями
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Статья
50. Права и социальная защита обучающихся,
воспитанников
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
3. Обучающиеся,
воспитанники образовательных учреждений,
за исключением дошкольных учреждений и
учреждений начального общего образования,
соответствующих им подразделений иных
образовательных учреждений вправе
самостоятельно или через своих выборных
представителей ходатайствовать перед
администрацией указанных учреждений о
проведении с участием выборных
представителей обучающихся,
воспитанников дисциплинарного
расследования деятельности работников
образовательных учреждений, нарушающих и
ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не
согласны с решением администрации
образовательного учреждения, они вправе
через своих выборных представителей
обратиться за содействием и помощью в
уполномоченные государственные органы.
Обучающиеся,
воспитанники указанных образовательных
учреждений могут проводить во внеучебное
время собрания и митинги по вопросам
защиты своих нарушенных прав.
Администрация образовательного
учреждения не вправе препятствовать
проведению таких собраний и митингов, в
том числе на территории и в помещении
образовательного учреждения, если
выборными представителями обучающихся,
воспитанников выполнены условия
проведения указанных собраний и митингов,
установленные уставом образовательного
учреждения. Такие собрания и митинги не
могут проводиться в нарушение
установленных законодательством
Российской Федерации требований
соблюдения общественного порядка и не
должны препятствовать образовательному и
воспитательному процессам.
4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Из
Типового положения об
общеобразовательном учреждении
(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г.)
4.
Деятельность общеобразовательного
учреждения основывается на принципах
демократии…
71.
Руководитель общеобразовательного
учреждения несет ответственность перед
обучающимся, их родителями (законными
представителями), государством, обществом
и учредителем за результаты своей
деятельности в соответствии с
функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором (контрактом)
и уставом общеобразовательного
учреждения.
Приложение
2. Типовое
положение о представительном органе
ученического самоуправления
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ
СОВЕТЕ
1.
Общие положения
1.1. Ученический совет ("парламент", "правительство", "дума" и пр.; далее - ученический совет) является выборным органом ученического самоуправления школы (гимназии, лицея; далее - школы).
1.2. Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
2.
Цели и задачи ученического совета
2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
2.2. Задачами деятельности ученического совета являются:
2.2.1. Представление интересов учащихся в процессе управления школой;
2.2.2. Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни;
2.2.3. Защита прав учащихся;
3.
Функции ученического совета
Ученический совет:
3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;
3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;
4.
Права ученического совета
Ученический совет имеет право:
4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;
4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
4.5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;
4.6. Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;
4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;
4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы;
4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;
4.10. Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
4.11. Организовывать работу общественных приёмных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;
4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;
4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;
4.14. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;
4.15. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;
4.16. Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;
4.17. Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учёта предложений ученического совета;
4.18. Создавать печатные органы;
4.19. Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;
4.20. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;
4.21. Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;
4.22. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
4.23. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
4.24. Вносить предложения в план воспитательной работы школы;
4.25. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;
4.26. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
5. Порядок формирования и структура
ученического совета
5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год;
5.2. В состав ученического совета учащимися 5-11 (вариант - 8-11) классов делегируется по одному представителю от класса;
Другие варианты статьи 5.2.:
5.2. Состав ученического совета формируется учащимися 5-11 (вариант - 8-11) классов путём прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11 (вариант - 10-11) классов.
5.2. Состав ученического совета избирается школьной ученической конференцией;
5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета;
5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.
6.
Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).
Приложение
3. Пример положения об исполнительном
органе ученического самоуправления.
УТВЕРЖДЕНО
"___"
_____________ 200__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ О
СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ
1.
Общие положения
1.1. Служба примирения является исполнительным органом школьного ученического самоуправления.
1.2. Служба примирения действует на основании законодательства, устава школы и настоящего Положения.
2.
Цели и задачи службы примирения
2.1. Целью деятельности службы примирения является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций.
2.2. Основной задачей деятельности службы примирения является проведение программ примирения для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
3.
Принципы деятельности службы
примирения
3.1.
Деятельность службы примирения
основана на методах восстановительного
правосудия и строится на следующих
принципах:
3.1.1.
Принцип добровольности,
предполагающий исключительно
добровольное участие в программе
примирения конфликтующих сторон;
3.1.2.
Принцип конфиденциальности,
предполагающий обязательство службы
примирения не разглашать полученные в
ходе программ сведения. Исключение
составляет информация о возможном
нанесении ущерба для жизни, здоровья и
безопасности;
3.1.3.
Принцип нейтральности, запрещающий
службе примирения принимать сторону
одного из участников конфликта.
Нейтральность предполагает, что служба
примирения не выясняет вопрос о
виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым
посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение.
4.
Порядок формирования службы
примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение по технологии восстановительного правосудия.
4.2. Служба примирения самостоятельно организует свою работу, выбирает руководителей, устанавливает отношения с органами самоуправления и должностными лицами школы на принципах партнёрства.
4.3. Требования к школьникам для вхождения в состав службы примирения, функции и обязательства сотрудников службы примирения, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами, принимаемыми службой примирения самостоятельно.
4.4. Служба примирения может предлагать социальному педагогу, психологу и иным педагогическим работникам являться постоянными консультантами службы примирения.
5.
Права службы примирения
5.1. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
5.2. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия;
5.3. Пользоваться, по согласованию с администрацией школы, постоянным помещением для сборов и проведения программ примирения;
5.4. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
5.5. Направлять в органы самоуправления и администрацию школы предложения, связанные с проведением программ примирения, разрешением конфликтных и криминальных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов;
5.6. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении программ примирения;
5.7. Привлекать психолога, социального педагога и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций;
5.8. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
5.9. Самостоятельно устанавливать отношения с социальными службами и иными учреждениями и организациями для достижения общих целей;
5.10. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
6. Порядок работы службы
примирения
6.1.Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения;
6.2.Служба примирения принимает решение возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости, о принятом решении информируются должностные лица школы;
6.3.Программа примирения начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе;
6.4.Во время проведения программы примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае, если служба примирения поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт школьных работников;
6.5.В случае, если программа примирения планируется на этапе дознания или следствия, о её проведении ставится в известность администрация школы и, при необходимости, проводится согласование с соответствующими органами внутренних дел. Согласие родителей на проведение программы в этом случае обязательно;
6.6.Переговоры с родителями и должностными лицами может проводить консультант службы примирения или иное лицо, уполномоченное службой примирения;
6.7.Программа примирения не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания;
6.8.Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы примирения в каждом отдельном случае;
6.9.Если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре;
6.10. При необходимости, служба примирения передаёт копию примирительного договора администрации школы и ходатайствует о том, чтобы меры наказания не применялись;
6.11. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
7.
Организационная поддержка
деятельности службы примирения
7.1.Службе
примирения, по согласованию с
администрацией школы, предоставляется
помещение для сборов и проведения
примирительных программ, а также
возможность использовать иные ресурсы
школы, такие как оборудование, оргтехника,
канцелярские принадлежности, средства
информации и другие.
7.2.Должностные
лица школы оказывают службе примирения
содействие в распространении информации о
деятельности службы среди педагогов и
школьников.
7.3.Служба
примирения имеет право пользоваться
услугами психолога, социального педагога
и других специалистов школы.
7.4.Администрация
школы обеспечивает невмешательство
должностных лиц школы в процесс
урегулирования конфликта на период работы
с этим конфликтом службы примирения,
проводит с педагогами разъяснительную
работу, направленную на формирование
конструктивного отношения к деятельности
службы примирения.
7.5.Администрация
школы содействует службе примирения в
налаживании взаимодействия с социальными
службами и другими организациями.
7.6.В
случае, если программа примирения
проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация
школы может ходатайствовать о приобщении
к материалам дела примирительного
договора, а также иных документов в
качестве материалов, характеризующих
личность обвиняемого, подтверждающих
добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на
заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
8.
Заключительные положения
8.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
8.2.Изменения в настоящее положение вносятся школьной конференцией.
© Д.В.Рогаткин