Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый)
Профессор Дорога, Федя Пессимистов и Вася Активистов продолжили на новой встрече разговор о проектировании системы ученического самоуправления школы. На этот раз им предстоит разобраться в том, какими бывают постоянно действующие органы самоуправления.
Федя Пессимистов: Ну что, Васечка, рассказывай, что обещал – чем отличаются друг от друга школьный парламент и школьное правительство! Теперь не отвертишься!
Вася Активистов: Погоди-погоди! А как же продолжение истории с твоим директором? Вернее, с его гениальной идеей создания Школьной Республики. Чем всё закончилось-то?
Федя Пессимистов: Чем закончилось? Двоечниками и хулиганами!
Вася Активистов: Ого! Неужели игра в Республику так быстро развалила все школьные устои?
Федя Пессимистов: Пока еще нет! Просто директор всецело погрузился в подготовку совещания по вопросам дисциплины и успеваемости. В нашу школу скоро придёт много разных «шишек», и мы должны оказаться на высоте. Так что сейчас ему – уже не до Республики.
Вася Активистов: Да, тяжёлая у директоров жизнь!
Федя Пессимистов: Еще бы! Указаний много, а директор – один!
Вася Активистов: И девиз у него – «Если не я, то кто же?» Бегает из угла в угол и пытается успеть всё сразу. А на самое-то главное времени и не остаётся!
Профессор Дорога: Заметь, Василий, что та же беда часто постигает и системы ученического самоуправления. Когда непонятно, какие задачи у того или иного органа самоуправления, работа превращается в безрезультатную беготню. Поэтому нужно выбрать такую модель, которая будет работоспособной в условиях конкретной школы.
Федя Пессимистов: Вот и объясните мне, что моей школе подойдёт лучше – парламент или правительство!
Вася Активистов: Так, перевожу твой крик души на понятный язык. Какими бывают постоянно действующие органы самоуправления и чем они отличаются друг от друга – вот в чём твой вопрос!
Федя Пессимистов: Как хорошо, когда люди понимают тебя с полуслова! Между прочим, Васечка, я тоже кое-что понимаю! Например, что органы самоуправления бывают исполнительными и представительными! Профессор как-то об этом упоминал. Только в чём между ними разница…
Вася Активистов: Это, брат Фёдор, очень просто. Представительными называют те органы самоуправления, которым ученики дали право представлять их интересы. Они могут выступать от имени учеников при решении школьных вопросов. А исполнительные органы – это те, которым поручена какая-то конкретная работа. Например, проводить школьные праздники.
Федя Пессимистов: По-моему, это напоминает принцип разделения властей. Мы его недавно проходили. «В любой демократической стране, - говорил наш историк, - есть три самостоятельных ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. У каждой ветви – своя работа. Законы может принимать только парламент, судить – только суд, а управлять – только правительство. Понятно, дети?»
Вася Активистов: Понятно, Фёдор Фёдорович! И что же из этого следует?
Федя Пессимистов: А то, что я, кажется, догадался, в чем отличие школьного парламента от школьного правительства! Парламент – это представительный орган, а правительство – исполнительный!
Вася Активистов: Да? А вот я, Федечка, недавно слушал выступление одной очень авторитетной тётеньки из Министерства образования. Даю краткий пересказ: «Дети, не будьте бюрократами! Нельзя в стенах школы бездумно копировать взрослую жизнь. Детство – это особый мир! Не губите его чиновничьим формализмом! Вы еще успеете стать депутатами, министрами и президентами. А сейчас, пока вы учитесь, пусть у вас будет как можно больше возможностей для творчества. Ни в коем случае не загоняйте себя в узкие рамки!»
Федя Пессимистов: Не речь, а просто песня! Только о чём она, я так и не понял!
Вася Активистов: Для нашего разговора из этой «песни» можно взять вот какой вывод: никто не обязывает ученическое самоуправление копировать устройство взрослого государства. Значит, для некоторых систем принцип разделения властей подойдёт, а в других он будет лишним. И орган ученического самоуправления под названием «школьное правительство» вполне может выполнять как представительные, так и исполнительные функции.
Профессор Дорога: Особенно в том случае, если речь идёт об одноэтажной системе. Небольшой команде активистов лучше объединиться в один ученический совет, который будет представлять интересы учеников в управлении школой и одновременно вести конкретную работу, которая ему по силам.
Федя Пессимистов: Значит, принцип разделения властей могут позволить себе только многоэтажные системы?
Вася Активистов: Причём далеко не все!
Федя Пессимистов: Получается, что разделение властей – это не главное. Тогда на какое же отличие парламента от правительства ты намекал?
Вася Активистов: Дело в том, что постоянно действующие органы самоуправления устроены по-разному. Когда мы обсуждали это на городском сборе активистов, то выделили три модели. И дали им условные названия: парламент, правительство и актив.
Федя Пессимистов: Так вот в чём дело! Ну, давай, выкладывай ваше ноу-хау!
Вася Активистов: Начнём с парламента. Первое, что отличает парламент – это большое количество депутатов. В среднем - человек пятьдесят.
Федя Пессимистов: О-го-го!
Вася Активистов: Верно, Федя, такому количеству людей наладить работу о-го-го как непросто! Поэтому парламент выбирает из своего состава небольшой руководящий орган. Например, президиум. Этот президиум и ведет каждодневную текущую работу, а парламент созывается для принятия самых важных решений. Обычно – не чаще одного раза в месяц.
Федя Пессимистов: И к чему столько сложностей? Не легче ли сразу создать президиум без всякого парламента?
Вася Активистов: Разумеется, легче! Только, если большого парламента не будет, то не будет и многих плюсов. Не догадываешься, каких?
Федя Пессимистов: Догадываюсь! Большой парламент смотрится солиднее! Не то, что какой-то там малюсенький президиум. Мимо него не пройдёшь!
Вася Активистов: Еще бы! Одно дело, когда семеро смелых права качают, а другое – целый парламент!
Профессор Дорога: А может быть, не в этом суть? Согласитесь: в идеале, ученическое самоуправление должно представлять интересы школьников – выражать не частное мнение нескольких активистов, а общую позицию учеников. И чем больше ребят войдёт в орган самоуправления, тем лучше он с этой задачей справится.
Федя Пессимистов: Это почему же?
Вася Активистов: Да потому, что это будет уже настоящий «глас народа»! Одно дело – семеро активистов, которые давно стали лучшими друзьями и имеют свой, особый взгляд на вещи. А другое – ребята, которые живут проблемами обычного школьника. В каждом классе их – абсолютное большинство. И в парламент придут именно они.
Федя Пессимистов: Значит, сила парламента в том, что он точно отражает позицию учеников? Так сказать, является рупором народных масс!
Вася Активистов: Вот именно! Представь: собрались семеро активистов и приняли решение от имени тысячи школьников. Посмотрит на это Сидор Петрович и улыбнётся: «Чудаки вы, ребята! Вас – семеро, а учеников в школе - в 150 раз больше! Откуда вам знать, что они думают? Вот поэтому ваша резолюция для меня - филькина грамота!» А если решение принял парламент, в котором уже не семь, а пятьдесят школьников, то делать нечего: придётся директору согласиться, что позиция парламента – это и есть мнение учеников его школы.
Федя Пессимистов: Итак, парламент не оторван от народа – это его первый плюс. А какие еще?
Вася Активистов: Сейчас расскажу про второй. Мы уже усвоили, что парламент избирает координирующий орган - президиум. В этот президиум могут войти руководители направлений работы – назовём их председателями комитетов школьного парламента. Так вот, у такого президиума гораздо больше шансов хорошо наладить работу, чем у маленького ученического совета, избранного школьниками напрямую.
Федя Пессимистов: С чего это ты так решил?
Вася Активистов: Суди сам! Кого чаще всего избирают школьники во всякие советы?
Федя Пессимистов: Самых тихих и послушных девочек!
Вася Активистов: Ага! Вечных старост! А еще бывает, что избирают какого-нибудь Кузю Лоботрясова – как говорится, «по приколу». Что из этого получается - понятно.
Федя Пессимистов: Абсолютно понятно! «Старосты» сидят на заседании совета и под диктовку завуча всё записывают. А депутат Лоботрясов один раз покажется, и поминай, как звали!
Вася Активистов: Как ты думаешь, почему школьники выбирают именно таких представителей?
Федя Пессимистов: А вот почему: они не понимают, что им предлагают. И рассуждают примерно так: «Какая польза от этого совета? Одни заседания, пустая трата времени.» Вот и реагируют по принципу «только бы не меня».
Вася Активистов: Верно заметил! Как это ни печально, но активистам трудно «достучаться до каждого». А вот добиться понимания у парламента – вполне реально. Зачем необходимо самоуправление, как оно будет работать и что требуется от его лидеров – это парламент поймёт гораздо лучше, чем все ученики школы.
Федя Пессимистов: Еще бы! Ведь люди-то в парламент придут продвинутые!
Вася Активистов: И им вполне под силу оценить, кто больше готов для работы в президиуме – Кузя Лоботрясов или Петя Рифмоплётов.
Профессор Дорога: Иными словами, парламент предложит более строгий отбор лидеров ученического самоуправления. И значит, шансы на то, что в президиум попадут случайные люди, будут гораздо меньше.
Вася Активистов: Но это, профессор, еще не всё! Бывает и так, что человек, которого выбрали в президиум, по каким-то причинам «не тянет». Например, приходит он и заявляет: «Я решил, что мне нужно больше времени тратить на учёбу, и поэтому не могу заниматься работой в самоуправлении». В этом случае парламент может быстро заменить этого активиста на другого депутата парламента, который уже в чём-то себя проявил. Если бы члены президиума напрямую избирались учениками, то это было бы невозможно.
Федя Пессимистов: Я понял! Решается проблема «мёртвых душ» в руководстве ученического самоуправления.
Профессор Дорога: Давайте, коллеги, обратим внимание еще на одну деталь. Система «парламент» позволяет формализовать ученический актив…
Федя Пессимистов: Что-что позволяет? Парализовать актив!?
Профессор Дорога: Нет, Федя, не парализовать, а формализовать. Это значит, что школьным активом считаются именно те ребята, которые избраны в парламент.
Федя Пессимистов: Ну, и при чём тут Ваш формализм?
Профессор Дорога: Формализм, Федя, тут вообще ни при чём! Дело в другом. Парламент - это уже не неформальная группа активистов-добровольцев, а формальная структура. В данном случае, выражение «формальная структура» означает, что у парламента есть своё место в управлении школой, собственные полномочия и правила работы, которые закреплены в школьных документах. Например, в положении о парламенте.
Федя Пессимистов: И что хорошего в том, что актив парали… то есть, формализован?
Вася Активистов: Да хотя бы то, что лидеры будут знать, на кого они могут опереться! Вместо того, чтобы искать по всей школе желающих помочь в работе, можно использовать силы членов парламента.
Федя Пессимистов: То есть, всякие комитеты, министерства или штабы можно комплектовать из самих депутатов парламента?
Вася Активистов: Совершенно верно!
Профессор Дорога: При этом активисты становятся не просто добровольцами. Если ты избран в парламент, то у тебя, как у депутата, появляются определенные полномочия. Например, ты можешь голосовать, когда парламент принимает решения. Можешь избирать членов президиума или выдвинуть в него свою кандидатуру. Это значит, что активисты получают в системе самоуправления довольно высокий статус: они могут не только предложить свою помощь в работе, но и серьезно влиять на то, какую политику самоуправление будет проводить. Если бы такого статуса у активистов не было, то они не смогли бы контролировать работу президиума и решать, чем ему нужно заняться. Вот в чём смысл формализации актива!
Федя Пессимистов: Круто! Бедный активист превращается из золушки… в кого?
Вася Активистов: В принца с туфелькой! Ходит по парламенту и примеряет её: кому подойдёт – того и в президиум!
Федя Пессимистов: А если туфелька стала не по размеру – отправляйся обратно! Мне нравится! Слушай-ка, Васька, что же у нас получается: у парламента одни плюсы? А как же минусы?
Вася Активистов: А минусы – это обратная сторона плюсов! Помнишь, мы говорили, что парламент точно отражает мнения учеников? Вроде бы, это здорово. Но ведь одна из главных проблем состоит как раз в том, что у большинства учеников собственного мнения-то и нет! «Не трогайте меня, и больше мне ничего не надо.» Представили себе такой парламент?
Федя Пессимистов: Да, знакомая картина…
Профессор Дорога: В такой ситуации главной задачей на первых порах будет работа с самим парламентом. Ребят нужно научить быть депутатами. Между прочим, в некоторых американских школах подобные парламенты начали создавать еще в семидесятых годах. Это называлось работой по демократизации школы. Учеников в парламенте было подавляющее большинство, но также него входили и представители педагогов. Парламент мог обсудить любой вопрос школьной жизни и принять по нему решение, обязательное к исполнению директором. Если директор был с этим решением не согласен, он имел право наложить вето и возвратить вопрос в парламент для повторного обсуждения. Оказалось, что научить парламент плодотворно работать - не так-то просто. Для руководства парламентом специально подбирался педагог. Он и вёл заседания. Методом проб и ошибок добивались, чтобы заседания не были скучными и приводили к разумным решениям.
Вася Активистов: Не знаю, как в Америке, но у нас в таком подходе есть большая опасность. Если депутаты не будут подготовлены к работе в ученическом самоуправлении, то администрация школы начнет из парламента веревки вить! Скажем, директору школы не нравятся действия президиума. Он приходит в парламент, толкает зажигательную речь, и депутаты дружно этот президиум переизбирают.
Профессор Дорога: Ты говоришь о том, что слабым парламентом легко манипулировать. Если это начнёт происходить, тут-то и сбудется Федина оговорка про «парализацию актива». Еще раз подчеркнём: парламенту необходимы понимание и помощь администрации школы. Другими словами, парламент – довольно энергоёмкая модель, и самостоятельно «держать» её ученикам, в большинстве случаев, не под силу.
Вася Активистов: Кроме того, парламент довольно неповоротлив. Когда требуется принять важное решение срочно, парламент просто-напросто трудно собрать – хотя бы потому, что в нём много народа.
Федя Пессимистов: И правда! А ведь нужно не только собрать, но и объяснить депутатам ситуацию так, чтобы они всё поняли. Теперь я даже не знаю, что всё-таки перевешивает: минусы или плюсы…
Профессор Дорога: Общего ответа на этот вопрос нет. Нужно открыть двери конкретной школы – например, твоей – зайти и изучить ситуацию. Вполне возможно, что в этой школе парламенту самое место. А, может быть, лучше подойдёт другой орган ученического самоуправления.
Федя Пессимистов: Например, правительство?
Вася Активистов: Вполне может быть. Вот о нём мы и поговорим в следующий раз!
Домашнее задание:
1. Начерти схему, которая показывает, как устроена модель «парламент». Объясни с её помощью материал этого параграфа своим друзьям.
2. Заполни таблицу «Плюсы и минусы парламента». Попытайся кратко и чётко сформулировать плюсы и минусы, названные в этом параграфе. Если ты видишь и другие плюсы и минусы, также запиши их в таблицу.
Мы ждём твоих ответов по адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/
продолжение следует
© Д.В.Рогаткин