Параграф
12. Либо играем, либо заседаем!
Какими бывают системы ученического самоуправления? Ответ на этот вопрос поможет понять, какая модель самоуправления подойдёт каждой конкретной школе. Профессор и его юные друзья продолжают разговор, начатый на прошлой встрече.
Вася Активистов: Профессор, я знаю, с чего мы начнём! Помнится, Федя обещал рассказать своему директору об опыте самоуправления в Германии. Интересно, что из этого вышло?
Федя Пессимистов: Держись за стул! Директор решил создать Школьную Республику!
Вася Активистов: Что-что он решил создать?
Федя Пессимистов: Республику! Школьную!
Вася Активистов: Ого! Серьёзная заявка. Давай-ка рассказывай, как дело было!
Федя Пессимистов: Только я открыл рот про Германию, а он мне и говорит: «Феденька, голубчик, зачем же нам с тобой, русским людям, кивать на Запад? Этот опыт у нас всё равно не приживётся. А ведь есть наш, отечественный опыт, и он куда лучше заграничного! Вчера я был на конференции по самоуправлению, познакомился с новейшими разработками. Так вот, сейчас очень рекомендуют создавать Школьные Республики. Представь: ученики становятся гражданами Республики, принимают собственную Конституцию, создают школьные партии, выдвигают кандидатов в парламент, проводят предвыборную кампанию… Жизнь в школе сразу становится интересной! Президент подписывает указы, парламент принимает законы, а правительство их выполняет. Суд, само собой разумеется, судит. Полиция за порядком следит…»
Вася Активистов: И сажает нарушителей в тюрьму…
Федя Пессимистов: Погоди! Дальше директор вот что говорил: «Банк печатает собственные деньги Республики, и граждане их зарабатывают…»
Вася Активистов: Каким же трудом они зарабатывают?
Федя Пессимистов: Например, получил пятёрку – вот тебе пять долларов. Или, скажем, работаешь в правительстве – получай зарплату!
Вася Активистов: Ого! Наконец-то активность в школе будет приносить не только синяки и шишки, а еще и доход! В твёрдой валюте!
Федя Пессимистов: А тратят эти деньги так. Совершил какое-то нарушение – суд может приговорить тебя к штрафу. Или, скажем, Министерство культуры проводит дискотеку, а вход туда – за деньги.
Вася Активистов: Подкинь-ка своему директору свежую идею: пусть разрешит за те же деньги еще и хорошие оценки покупать!
Федя Пессимистов: Ага! Особенно на выпускных экзаменах! Короче говоря, настрой у директора – боевой. Самоуправление в Германии для него – не пример. «Мы, - говорит, - патриоты! Будем работать на основе наших, российских идей!»
Вася Активистов: Если он у вас такой поклонник отечественных традиций, что ж он тогда предпочёл выбрать именно Республику? Почему бы не Новгородское вече?
Федя Пессимистов: Значит, не было такого опыта в программе конференции! Вот посоветуют к истории обратиться – тогда и вече будет, и великие князья в школе объявятся… Глядишь, Чингисхана избирать будем!
Вася Активистов: Профессор, без Вашей помощи нам в этом маскараде не разобраться!
Профессор Дорога: А это вовсе не маскарад, коллега! Есть старое доброе слово – игра. Оно в данном случае гораздо более уместно.
Вася Активистов: Вы хотите сказать, профессор, что Федин директор хочет подменить самоуправление обычной игрой?
Профессор Дорога: Нет, я бы так не сказал. Дело в том, что системы школьного самоуправления можно разделить не только на многоэтажные и одноэтажные. Все они также делятся на игровые и неигровые. Примеры обычной, неигровой модели – самоуправление в Германских школах или, скажем, в той школе, где учишься ты, Василий. А вот Фёдор привёл нам типичный пример игровой модели.
Федя Пессимистов: Профессор, я понял, о чём мы сейчас будем говорить! Помните, на прошлой встрече мы выяснили, что у каждой модели есть и свои плюсы, и свои минусы? Вот их-то нам и нужно найти! Тогда я смогу объяснить своему директору, чем отличается Школьная Республика от обычного ученического совета. И он решит, что нашей школе подходит больше.
Вася Активистов: А ты ему так и скажи: «Никакого толка от этой Республики нет!» Ведь что получается? Вместо того, чтобы управлять школой, ученики просто играют! Однажды я слушал выступление активистов одной из таких школ. У них выборы в парламент полгода идут! Чтобы выявить самых достойных, они проводят несколько конкурсов, на которых кандидаты свои способности демонстрируют. Кто вышел в финал – тот и проходит в парламент! Потом еще полгода парламент дебатирует - обсуждает Кодекс чести, распределяет должности… А там и учебному году конец! Это ведь вовсе не самоуправление, а просто игра!
Профессор Дорога: Видишь ли коллега, весь ученый мир уже давно признал, что игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Ты привёл пример игры в школьный парламент. Разумеется, эта игра еще не дотягивает до уровня ученического самоуправления. И всё-таки, даже такая игра чему-то учит. Как ты думаешь, чему именно?
Вася Активистов: Наверное, она учит держаться на публике. Учит бороться за победу.
Федя Пессимистов: А когда в этом парламенте дискуссии начинаются, то его депутаты волей-неволей учатся думать, отстаивать свою точку зрения.
Профессор Дорога: Согласитесь, эти качества весьма ценны для школьных активистов! А значит, подобная игра может стать первым шагом к созданию неигрушечного, настоящего ученического самоуправления. Давайте-ка вернёмся к идее Школьной Республики, которую предлагает воплотить в реальность директор Фединой школы. Федя, чем же игра в Республику может помочь созданию самоуправления?
Федя Пессимистов: Тем, что она решает проблему пассивности. Ведь поиграть хочется всем, а в игре надо быть активным.
Профессор Дорога: Согласен! Для большинства учеников самоуправление – это что-то скучное и непонятное. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Значит, пригласить ребят поиграть – гораздо легче, чем предложить им войти в школьный актив. И, как ты верно заметил, активность – это одно из главных правил любой игры.
Вася Активистов: По крайней мере, то, что в этой Школьной Республике люди будут стремиться заработать как можно больше денег – это точно!
Федя Пессимистов: А деньги-то им будут платить за работу в парламенте, министерствах, суде, полиции – чем же это не школьное самоуправление?!
Вася Активистов: А тем, что всё это – игра! И органы эти будут работать ради игры, а не для того, чтобы дать возможность школьникам участвовать в управлении школой. К ним будут относиться, как к цирковой клоунаде!
Профессор Дорога: Твоё опасение, Василий, оправданно: часто именно так всё и происходит. Но, мне кажется, избежать этого вполне возможно. Если в правилах игры будет предусмотрено, что парламент имеет полномочия по решению школьных проблем, и такая активность парламента будет поощряться…
Федя Пессимистов: Деньгами!
Профессор Дорога: Да, деньгами или другими стимулами, которые заложены в той или иной игре. Так вот, в этом случае игра вполне может привлечь ребят к управлению школой.
Федя Пессимистов: Получается, что игра в Республику помогает выявить активных ребят и дать им первый опыт самоуправления!
Профессор Дорога: Да, игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно.
Вася Активистов: А я еще вот что понял: эта самая Школьная Республика может дать ребятам представление о том, как устроено государство. Чем парламент отличается от правительства, как проводятся выборы…
Профессор Дорога: Между прочим, это тоже очень важно. Кстати, в некоторых школах США во время президентских выборов специально организуют избирательные участки, и школьники голосуют за взрослых кандидатов в президенты. Потом подсчитываются результаты и объявляется, какому кандидату школа отдала предпочтение.
Федя Пессимистов: И зачем они это делают? Ведь школьники – это дети! Их голоса никак не влияют на итоги взрослых выборов.
Профессор Дорога: Зато дети обучаются демократическим процедурам. Когда они станут взрослыми и получат право голоса, участие в выборах будет для них уже вполне привычным делом.
Федя Пессимистов: Подвожу итог. Завтра я приду к директору и скажу, что идея Школьной Республики – хорошая. Это - игровая модель ученического самоуправления. Благодаря ей можно выявить активных ребят и привлечь их к решению школьных проблем.
Вася Активистов: Только эту игру нужно очень хорошо продумать! У неё должны быть такие правила, благодаря которым игра пойдёт по верному пути – станет не простым развлечением, а школой самоуправления.
Профессор Дорога: Конечно же, подготовка к подобной игре не ограничивается написанием правил. Проводить ролевые игры – это особое искусство.
Вася Активистов: Какие-какие игры?
Профессор Дорога: Ролевые. Это такие игры, в которых у игроков есть роли. В случае со Школьной Республикой, роли - это Президент, члены парламента, рядовые граждане Республики и так далее. Так вот, нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления. Существует теория ролевой игры – ролевое моделирование. Твоему директору самое время с ней познакомиться!
Вася Активистов: Профессор, Вы сказали, что игру необходимо вовремя завершить. Значит, игровые модели самоуправления не вечны, и могут существовать только короткое время?
Профессор Дорога: Да, только ограниченное время. Ведь каждая игра имеет своё начало и свой конец.
Федя Пессимистов: И сколько же может просуществовать Школьная Республика?
Профессор Дорога: Думаю, что максимальная длительность игры в условиях школы – не больше одного учебного года. Школьники расходятся на летние каникулы, и игра естественным образом завершается. Но для игры учебный год – это очень большой срок, и без грамотной организации его не выдержать! Поэтому я бы посоветовал твоему директору ограничить время проведения игры одной учебной четвертью.
Вася Активистов: А что будет, если Федин директор просто провозгласит Школьную Республику на веки вечные? По-моему, он еще не понимает, что Республика - это игра, которая должна выполнить свои задачи и закончиться!
Профессор Дорога: На практике, к сожалению, часто так и происходит. Завершается это тем, что игра затухает сама собой. Ребятам становится неинтересно зарабатывать бумажные деньги и подчиняться игровым правилам. Игра лишается своих движущих сил и останавливается.
Вася Активистов: И никакого самоуправления в этом случае в школе не появляется.
Федя Пессимистов: Значит, нужно специально планировать, когда и как игра завершится. И при этом вести её к результату – созданию постоянной, неигровой системы ученического самоуправления. Теперь я понял, что нужно объяснить нашему директору!
Профессор Дорога: А для будущих бесед с директором можешь иметь в виду, что есть в школе возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Это – начальная школа. Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальной школе может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.
Федя Пессимистов: Хорошо, на будущее учту. А когда же ты, Васечка, расскажешь мне то, что обещал в прошлый раз?
Вася Активистов: О том, чем школьный парламент отличается от школьного правительства? Если бы твой директор не заставил нас рассуждать о Школьной Республике, мы бы уже давно в этом разобрались!
Федя Пессимистов: Жизнь есть жизнь! Но в следующий раз наверняка всё пойдёт по плану. Так что готовься, Васечка!
Домашнее
задание:
1. Придумай свой вариант игровой модели ученического самоуправления. Обсуди его со своими товарищами по школе.
2. Какая модель – игровая или неигровая – более реальна в условиях твоей школы? Почему?
Мы ждём твоих ответов! Пиши нам по адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/
продолжение следует
© Д.В.Рогаткин