Параграф
6. Активисты, объединяйтесь!
Какие нормы закона могут оказать помощь в работе ученического самоуправления? Обсуждению этого вопроса Вася Активистов, Федя Пессимистов и профессор Дорога посвятили очередную беседу в штабе Юниорского союза «Дорога».
Профессор Дорога: Если помните, коллеги, на прошлой встрече мы с вами разбирались в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Вася Активистов: Прекрасно помним! Там сказано о том, какие права есть у выборных представителей учеников. А значит – и у ученического самоуправления.
Профессор Дорога: В этом законе есть еще одна полезная для нас с вами статья. В ней говорится об общественных объединениях.
Федя Пессимистов: А зачем они нам нужны, эти самые объединения?
Профессор Дорога: Сейчас объясню. У граждан есть право создавать общественные объединения и участвовать в их работе. Это называется правом на объединение. Для чего такие объединения нужны – это, Федя, решают сами люди. Представь: в городе есть много любителей шахмат. Они могут собраться вместе и создать общественное объединение – шахматный клуб.
Федя Пессимистов: А без общественного объединения, что ли, в шахматы играть нельзя?
Профессор Дорога: Конечно, можно! Но эти шахматисты не просто хотят играть для своего удовольствия. Они намерены серьезно развивать шахматный спорт. Им нужно иметь собственное помещение, издавать газету, проводить престижные шахматные турниры. Для того, чтобы всё это получилось, им и необходима своя организация.
Вася Активистов: Значит, общественное объединение даёт людям больше возможностей?
Профессор Дорога: Точно! Дело в том, что общественное объединение, в отличие от простой компании друзей, может обзавестись собственной печатью, открыть счёт в банке, взять в аренду помещение и даже принять людей на работу. В общем, пользоваться всеми правами, которые есть у юридических лиц.
Федя Пессимистов: Понятно! Всё, как в настоящей конторе!
Профессор Дорога: Только эту, как ты говоришь, контору, создаёт не государство, а простые граждане.
Вася Активистов: А кто же тогда будет за всё это платить?
Профессор Дорога: Это забота самого общественного объединения. Оно может работать за счёт членских взносов. Может найти спонсоров. Может выиграть грант. А может и зарабатывать платными услугами.
Федя Пессимистов: Профессор, Вы намекаете, что пора школьным советам платные услуги вводить? Например, консультации для учителей на тему «Что делать с вредными учениками», да?
Профессор Дорога: Нет, Федя. Ваше общественное объединение само будет решать, какие права использовать, а какие - «держать про запас».
Вася
Активистов: Ага!
Из Ваших слов следует, что школьники могут
иметь своё общественное объединение?
Профессор
Дорога: Могут. Хотите угадать,
с какого возраста?
Федя
Пессимистов: Я думаю, с
четырнадцати лет. Получил паспорт – вот и
иди, объединяйся!
Профессор
Дорога: Это,
коллега, глубочайшее заблуждение! И, к
сожалению, очень распространённое. На
самом деле, по закону «Об общественных
объединениях», членами и участниками
детских общественных объединений могут
быть граждане, достигшие возраста восьми
лет.
Вася
Активистов: Ого!
В общественном объединении могут быть
даже второклассники?!
Профессор
Дорога: При одном условии –
если они найдут взрослых, которые
согласятся стать его учредителями.
Федя
Пессимистов: Стоп-стоп-стоп! Я
что-то не понял: кто такие учредители?
Профессор
Дорога: Это те, кто учреждает,
то есть создаёт общественное объединение.
Закон «Об общественных объединениях»
говорит, что учредителями общественных
объединений могут быть люди, достигшие 18
лет. Их должно быть не менее трёх человек.
Федя
Пессимистов: Значит,
без взрослых общественное объединение не
создать?
Профессор
Дорога: Кроме
того, общественное объединение может
получить права юридического лица только в
том случае, если взрослые избраны в его
руководящие органы.
Федя
Пессимистов: Ну вот, здрассте…
И зачем только это придумали!
Профессор
Дорога: Видишь ли, Федя,
руководить общественным объединением
очень непросто. Чего стоят одни только
финансовые вопросы: нужно открыть счет в
банке, правильно вести бухгалтерские
документы, вовремя платить налоги. И таких
вопросов – множество! Для того, чтобы все
эти вопросы решать, вам и нужны взрослые,
которые согласны серьезно этим заниматься.
Федя
Пессимистов:
Да, получается, что без взрослых и
вправду не обойтись.
Профессор
Дорога: При этом они не
обязательно должны быть учителями. Это
могут быть, к примеру, родители или
выпускники школы, которые хотят
поддержать вашу работу.
Вася Активистов: Профессор, а при чём же здесь самоуправление?
Профессор Дорога: А при том, что ваши активисты могут создать общественное объединение, которое будет ученическому самоуправлению помогать. Это объединение, например, может быть создано в форме общественной организации.
Вася Активистов: Как Юниорский союз «Дорога» - это ведь тоже общественная организация!
Федя Пессимистов: Только нашу организацию мы назовём по-другому. Например, «Союз активистов такой-то школы»!
Профессор Дорога: Вполне подходящее название! И тогда ученический совет будет органом самоуправления, а союз активистов – общественной организацией, помогающей развитию самоуправления в школе. При этом одни и те же люди могут быть и в совете, и в союзе активистов.
Федя Пессимистов: Профессор, честное слово - белиберда какая-то! Зачем одним и тем же людям быть и там, и там?
Вася Активистов: Федя, ну что тут непонятного? С директором школы ты разговариваешь, как президент школьного парламента, а со спонсорами - как член общественной организации.
Федя Пессимистов: А почему я не могу со спонсорами разговаривать, как президент? По-моему это даже солиднее! «Алло, это спонсор? С Вами сейчас будет говорить президент…»
Вася Активистов: И короткие гудки в трубке. Не выйдет, Федечка!
Федя Пессимистов: Это почему же не выйдет, Васечка?
Вася Активистов: Да потому, что счёт в банке открыт не у парламента, а у общественной организации!
Федя
Пессимистов:
Эх, такая идея была!
Профессор Дорога: Ты, Федя, раньше времени не расстраивайся. Вы можете руководителя своей общественной организации тоже назвать президентом. Станешь ты президентом союза активистов своей школы и придёшь к директору договор о сотрудничестве подписывать.
Вася Активистов: Значит, наша организация сможет заключить с директором школы договор?
Профессор Дорога: Не с директором, а со школой. Вы – два равноправных юридических лица: школа и общественная организация.
Федя Пессимистов: Ага, наконец-то мы на равных будем!
Профессор Дорога: С одной поправкой, Федя: при обоюдном согласии. Администрации нужно показать, что сотрудничество с вашей организацией будет ей выгодно.
Федя Пессимистов: Какая же от нас может быть выгода?
Вася Активистов: Элементарно, Федя! Открываем счёт в банке, и нам туда перечисляют кучу денег…
Федя Пессимистов: Кто тебе деньги-то перечислять будет? Где ты найдёшь таких ненормальных?!
Вася Активистов: Федя, больше оптимизма! О спонсорах мы уже договорились. Еще - пару-тройку грантов выиграем. Мэрию потрясём – пусть молодёжь поддерживает! И купим школе… ну, скажем, компьютерный класс!
Федя Пессимистов: Ничего себе, замахнулся!
Вася Активистов: Запомни, Федя: мечтать - не вредно! Так вот, эти компьютеры будут нашими, а не директорскими. Если ученический совет станет ему не нужен – просто перейдём со своими компьютерами в другую школу. Тогда директор подумает, теряет он что-то или нет.
Профессор Дорога: Конечно, у активистов ученического самоуправления появятся возможности привлекать дополнительные средства на свою деятельность, если они создадут своё общественное объединение. И от этого станет лучше школе. Но, думаю, не только это должно заинтересовать директора школы в сотрудничестве. Если, конечно, он понимает всё то, о чём мы говорили на прошлых встречах.
Федя Пессимистов: А если не понимает?
Профессор Дорога: Что ж, бывает и такое. Вот на этот случай вам и пригодится закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Открываем. Статья 9, пункт 2: «Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений».
Вася Активистов: Значит, директор не может запретить нам создавать общественное объединение?
Профессор Дорога: Не может. Но может сказать примерно так: «Дети, я вам не запрещаю создавать организацию. Создавайте, но только вне школы.»
Федя Пессимистов: И что мы можем на это ему ответить?
Профессор
Дорога: Во-первых, вы можете ему
объяснить, что создавать в школах детские
и молодёжные общественные объединения
советует само Министерство образования
России. Оно даже разработало по этому
вопросу специальные рекомендации. Найдите
их в журнале «Внешкольник» № 7-8 за 2000 год и
дайте почитать вашему директору. А, во-вторых,
постановлением
Правительства России № 196 от 19 марта 2001
года утверждено Типовое положение об
образовательном учреждении. В этом
положении говорится, как должна работать
школа и что должно быть написано в её
уставе. Пункт 9 этого положения гласит: «По
инициативе детей в общеобразовательном
учреждении могут создаваться детские
общественные объединения.»
Федя Пессимистов: А он ответит: «Могут создаваться, а могут и не создаваться!»
Профессор Дорога: Не исключено. У школьников есть право создать общественное объединение, но директор не обязан предоставлять для его работы территорию своей школы.
Вася Активистов: Но ведь это – не только его школа, но и наша! И мы можем ставить этот вопрос через ученическое самоуправление.
Федя Пессимистов: Профессор, а может ли само ученическое самоуправление стать общественным объединением? Например, может ли школьный парламент стать общественной организацией?
Профессор Дорога: Нет, Федя, это разные вещи. Слушай внимательно. Школьный парламент – это орган ученического самоуправления. Он даёт возможность ученикам участвовать в управлении своей школой. Полномочия этому парламенту даёт…
Вася Активистов: Устав школы!
Профессор Дорога: Верно! И каждый ученик может выбирать в этот парламент депутатов. А если бы парламент стал общественной организацией…
Вася Активистов: То туда бы уже никого не избирали! Туда вступали бы те, кто желает быть членами парламента.
Профессор Дорога: И сам парламент решал бы, кого принимать, а кого – нет. Значит, этот парламент уже не избирается школьниками. Он уже от них не зависит – представляет не всех учеников, а только тех, кто в него вступил.
Федя Пессимистов: А если бы в парламент вступили все ученики школы? Тогда он представлял бы всех!
Профессор Дорога: Хорошо, давай поиграем в «а если». Представь себе такую ситуацию. Все ученики «добровольно и с песнями» вступили в общественную организацию под названием «Школьный парламент». Администрация школы ностальгически прослезилась…
Федя Пессимистов: Как-как прослезилась?
Вася Активистов: Ностальгически! Ностальгия – то есть, тоска по прошлым временам.
Профессор Дорога: Так вот, со слезами умиления администрация школы подписывает с парламентом договор и передаёт ему права, которые раньше были у органа ученического самоуправления. Получается такая картина: теперь школьник может реализовать своё право участвовать в управлении школой только в том случае, если он будет членом общественной организации. Вот это и есть мина замедленного действия! Через несколько дней после массового вступления в школьный парламент эйфория проходит…
Федя Пессимистов: Кто-то проходит?
Вася Активистов: Не кто, а что! Эйфория – это когда люди кайф ловят. Только ловят они его – на пустом месте. Радоваться-то им, если разобраться, нечего.
Профессор Дорога: Да. Проходит первый восторг, и наш старый знакомый Николай Неформалов пишет заявление о выходе из организации. И как теперь он может участвовать в управлении школой? Получается, что никак! Директор не вправе ему сказать: ты, Николай, сможешь участвовать в управлении школой только тогда, когда снова станешь членом парламента. Это будет означать, что школа принуждает ребенка к участию в работе общественного объединения. А это закон категорически запрещает. Ситуация – безвыходная.
Федя Пессимистов: И что же тогда делать?
Профессор Дорога: Поставить всё на свои места. Сделать так, чтобы в школе был орган ученического самоуправления, который участвует в решении школьных вопросов от имени всех учеников. А в общественную организацию смогут объединиться те, кто хочет делать какое-то общее дело. Например, развивать самоуправление. Но путать ученическое самоуправление и общественное объединение не стоит.
Федя Пессимистов: Я понял! Общественное объединение может делать самоуправление более сильным, но не может его подменять.
Профессор Дорога: Абсолютно верно!
Домашнее
задание:
1. Деятельность каких общественных объединений тебе известна? Какие сильные стороны работы этих объединений можно использовать в работе ученического самоуправления?
2. Расскажи активистам своей школы о том, что вы можете создать общественное объединение. Напиши нам, как они отнеслись к материалу этого параграфа.
Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/
продолжение следует
© Д.В.Рогаткин
Здравствуйте,
Денис.
Я
- Быкадорова Светлана Алексеевна. Я
являюсь администратором проекта
"Питерская
школа"(http://shkola.spb.ru). Это некоммерческий
проект, реализуемый веб-студией
"Грин-Дизайн"
(http://greendesign.ru).У нас размещено много
материалов,
интересных
для всех, кто связан со школой: родителей,
учителей, методистов,
ребят.
Кроме того,
у нас
предоставлен бесплатный
хостинг для
школ
Петербурга.
Ребята одной
из школ
обсуждали вопросы
самоуправления.
Пересылаю
Вам статью из школьной газеты 207 школы СПб.
Надеемся
на дальнейшее сотрудничество.
Всего
наилучшего,
Светлана
Быкадорова
Самоуправление:
быть или не быть?
Уже давно
в нашей
школе встает
вопрос о
введении ученического
самоуправления.
Ну и,
конечно же,
мне захотелось
узнать мнения
учителей и учеников
по этому поводу. Был проведен опрос среди
учеников
7-10 классов. В
результате выяснилось, что поголовное
большинство (99
процентов) считает
ученическое самоуправление необходимым в
школьной
жизни. Причины
этого разные: от "хочу власти, хочу сам
все решать" до
желания" построить
демократию с ученическим лицом" (интересно,
что же
из этого
получится).
Предметом конфликта,
по мнению тех
же учащихся, стал вопрос о формах
сотрудничества
ученического самоуправления
с администрацией.
Большинство опрошенных
согласно с тем,
что они не должны решать все
сами, никак
не согласовывая
решения со взрослыми. Но в то же время,
никто не
хочет сидеть в стороне, складывая все
на учителей, и только
делать вид,
что они
принимают участие
в работе
ученического
самоуправления. Многие собираются работать
активно, при этом все хотят
генерировать идеи,
заниматься связями с общественностью,
и, на худой
конец, обрабатывать
информацию. Нашлось
несколько чудаков, готовых
давать советы.
Если анализировать
ответы отдельных
классов то
перед нами
вырисовывается такая
картина: девятые
классы боятся
диктатуры со
стороны одиннадцатых
классов, не принимая в расчет то, что в
будущем
сентябре последние
уже будут
гордо именовать
себя выпускниками, а
потому, при всем
желании, не смогут быть диктаторами.
Восьмые классы
предполагают, что самоуправление - это
неплохо, но они
не понимают,
о чем
конкретно идет речь. На всякий случай они
готовы
приять активное
участие во
всем, куда
пригласят (получается такая
своеобразная партия
"Дай порулить").
Седьмые классы, неразборчиво
слышавшие коридорные разговоры про то, что
ученики скоро
перейдут на
самоуправление,
самовоспитание и
САМООБУЧЕНИЕ очень
довольны, но активом себя не видят,
поскольку плохо
понимают, кто же все это им позволит.
Мы опросили
еще и
одиннадцатиклассников.
Хотя они
уже и не будут
принимать участия
в работе
ученического самоуправления, у них
есть
большой опыт
школьной жизни.
Из них
44% считают, что ученическое
самоуправление
нужно, 36%
- самоуправление
не нужно, 20% не
дали
однозначного ответа.
Вопросы, решаемые ученическим
самоуправлением, по
мнению одиннадцатиклассников,
могли бы быть такими:
T время перемен
T количество выходных
T проведение внеклассных мероприятий
T составление расписания
T определение дней проведения
контрольных
T выбор учебников.
Из всего
выше перечисленного,
на мой
взгляд, абсурдными
являются
вопросы, связанные
с переменами,
количеством выходных и учебниками
(так как
первые две
проблемы решаются не в школе, а
государством, а
учебники лучше выбирать учителям, так
как им, наверное, все-таки виднее).
Отрицательно настроенные
одиннадцатиклассники считают, что:
T ''эти полномочия приведут либо к
анархии, либо к дедовщине''
T ''все перессорятся.- А так все решаем
не мы, и обижаться не на кого''
T ''ученическое самоуправление будет
только время отнимать''.
Ну а многие вполне довольны тем, что
есть сейчас.
Теперь обратимся
к учителям.
Их я
спросила о
минусах и
плюсах
ученического самоуправления.
Ольга Николаевна
(учительница литературы) видит в этом только
плюсы,
так как,
на ее
взгляд "самоуправление
развивает организаторские
способности у
детей". Но важно,
чтобы учителя
не были
в этом
задействованы,
"иначе преподаватели
будут еще
больше уставать,
злиться, а,
как следствие,
из-за всего этого качество уроков
будет
намного хуже".
Екатерина Борисовна
(учительница русского языка и литературы)
считает,
что идея
с ученическим самоуправлением может
оказаться удачной, если
лидерами будут
толковые ребята.
Идея, по
ее мнению,
хорошая, но
реализовать ее
сложно, так
как существует
опасность превращения
последствий этой
затеи в
полную анархию. Чтобы этого не
случилось,
необходимо четко
определить сферу
правления, задачи
и состав
ученического самоуправления.
Елена Владимировна
(учительница английского языка)
относится к этой
затее положительно.
Оказывается, в нашей 207-ой уже был проведен
такой
опыт в
95-96 годах,
когда старшеклассники присутствовали
на
конференции учителей
и администрации.
Сергей Владимирович (учитель физики)
выразил свою мысль коротко и ясно:
"У настоящего
самоуправления минусов нет,
но построить
такое
самоуправление
очень сложно.
А у
"игрушечного" самоуправления, к
которому всё
обычно и сводится, нет плюсов". Мне
кажется, попробовать
стоит, так
как любой
опыт, будь
он удачным
или нет,
полезен.
Возможность неудачи,
конечно, есть.
Но, как
говорится, кто
не
рискует, тот
не пьет шампанского.
Гурова
Ирина 10Т http://207.shkola.spb.ru/school/kstaty/a8.html
_____________
Здравствуйте,
Денис.
Вам
опять пишет Елена из общественной
организации, "которая берут на себя
задачу
помогать развитию школьного
самоуправления" (см. письмо от
12.02
Елена <cunami_ngo@pochtamt.ru>). О нашей
организации - КРМОО
"ЦУНАМИ"
(Калининградская Региональная Молодежная
Общественная
Организация
"Центр Уникальных Независимых
Актуальных Независимых
Инициатив")
скажу лишь несколько слов (если
заинтересует могу и
больше).
Главная
цель (миссия) организации - поддержка
действий
и
инициатив молодежи, направленных на
создание условий для
развития
гражданского общества в нашей стране, на
формирование
активной
гражданской позиции и "хорошего"
чувства патриотизма.
Образовались
мы не так давно - 10.09.2001, "зеленые" еще.
В
ближайшее время мы хотели бы провести
несколько тренингов для
школьников,
чтобы помочь им оценить важность
школьного самоуправления.
И
здесь мы столкнулись с проблемой при
проведении анкетирования, которое помогло
бы
выявить
школьников, наиболее заинтересованных и
обладающих
лидерскими
качествами. Как нам кажется, для начала
следует выявить
лидеров,
а уже через них будет проще работать с
основной массой, может
мы
ошибаемся, но, я еще раз повторю - в этой
сфере мы новички.
Так
вот, не могли бы Вы или кто-нибудь через
рассылку порекомендовать
какие
вопросы следует включить в анкету,
или может быть какие-нибудь
ситуации
и т.д. Мы будем Вам очень признательны.
Заранее
благодарны!
________________
Добрый день, Елена!
Что-то подобное мне знакомо: со всеми школьниками проводится анкетирование, после которого получают приглашение участвовать в чем-либо лишь некоторые из них. Смысл этого прост: повысить престиж мероприятия. Раз туда берут не всех («могут и не взять!!!»), то туда больше хочется попасть. С этой точки зрения, сами вопросы анкеты не имеют значения. Вы будете руководствоваться при отборе кандидатов собственной интуицией. Можете выяснить их ценности, опыт общественной активности и пр. Как минимум, по уровню ответов вы сможете судить о зрелости анкетируемых личностей, то есть повысить качественный состав участников. Но природа лидерства – сложнее. Лидерство выявляется в процессе человеческого общения, деятельности, и вряд ли здесь чем-то поможет анкета. Как минимум, нужны ситуации командного тренинга.
К нам в прошлом году через серию мероприятий приходили ребята, которых направили администрации школ, а они либо оставались, либо уходили. В общем, стихийно формировался круг активистов на уровне города. Так что – давайте вместе ждать советов подписчиков. И расскажите потом, к чему вы пришли и что получилось в итоге.
Какова, кстати, программа вашего тренинга?
Успехов!
Денис
Вернуться в ЮС "Дорога" Вернуться в содержание учебника