Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника


Юниорский союз "Дорога"

Учебник школьного ученического самоуправления
Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.

 

Новая встреча в штабе Юниорского союза «Дорога» началась с чтения писем. Первые параграфы нашего учебника не оставили читателей равнодушными, и они тоже решили высказаться.
 
Профессор Дорога: Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет учёный с характерной фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам, господа, поглубже? В научном мире уже сформировалась новая точка зрения на обсуждаемую проблему. Она такова: ученическое самоуправление в школе просто невозможно! Ученики никогда не смогут самостоятельно управлять школой. Они ведь еще не взрослые и сознательные граждане - у них просто нет необходимого опыта! В школе может существовать только со-управление, но никак не самоуправление.»
 
Федя Пессимистов: Это что ж получается, наш учебник выкидывать надо? Оказывается, и не бывает самоуправления вовсе...
 
Вася Активистов: А «со-управление», значит, бывает? По-моему, его еще больше не бывает! По крайней мере, я нигде его не видел, а словцо это узнал только что из письма умного Ученого... ой, наоборот, ученого Умнова.
 
Профессор Дорога: Да, Вася, среди умного нашего брата учёного немало таких, которые всё время придумывают новые слова. Их и сами-то ученые не успевают выучить, не то что простые школьники.
 
Федя Пессимистов: Надеюсь, билет на экзамене по этому самому «со-управлению» я не вытащу?
 
Профессор Дорога: Думаю, вряд ли. Могу предположить, что словечко это появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое самоуправление» и подумал: «Это означает, что ученики сами управляют всем и вся». И охватил ученого тихий ужас: бедная школа, что же с ней будет-то! Призадумался труженик науки и через минуту воскликнул: «Эврика! Со-управление – вот спасение человечества!»
 
Вася Активистов: А потом ребята придут к директору и скажут: «Хотим самоуправление наладить». Посмотрит он на них с хитрым прищуром и ответит: «В школе, дети, самоуправления не бывает. Бывает только со-управление. Последний, так сказать, писк науки. Так что, извините, не получится: надо идти в ногу со временем!»
 
Федя Пессимистов: А наша Мариванна прочитала первые параграфы и сказала, очень так выразительно: «Такого самоуправления нашей школе не надо!» Видите, без всякого со-управления обошлась!
 
Вася Активистов: Она, наверное, саму себя так называет - «Наша Школа». Нам на истории рассказывали про одного короля, который тоже так шутил. Проснётся, бывало, в хорошем настроении, соберет всех придворных, залезет на трон и объявит: «Государство – это я!»
 
Федя Пессимистов: Ага, Людовик. Не помню только, который по номеру. Слушай, так мы что, - вроде придворных, получается?
 
Вася Активистов: А режим, при котором живут некоторые школы, называется  «учительская монархия»! Давай, брат Фёдор, запатентуем!
 
Профессор Дорога: Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много шутите!
 
Федя Пессимистов: Обождите, профессор, главные шутки еще впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас самоуправление было, но только ученики-то у нас – все пассивные. Они на это не пойдут».
 
Вася Активистов: Классная отмазка, посильнее «со-управления» раз в десять!
 
Профессор Дорога: Между прочим, многие педагоги говорят это совершенно искренне. Для них это – серьезная проблема.
 
Федя Пессимистов: Даже две. Первая – как за первые пять лет учебы превратить нормального человека в «дисциплинированного ученика». А вторая – как за оставшиеся пять лет не дать ему превратиться обратно.
 
Вася Активистов: В одной из школ нашего города учится Маша, моя знакомая. Она тоже что-то подобное говорила, мол, никто у нас ничего не хочет, все пассивные… Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась… А потом собрала такой школьный совет, что школа аж затрещала!
 
Профессор Дорога: Коллеги, хватит резвиться! Давайте вернёмся к письмам. Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как только ученики пролезут в школьный парламент, они сразу начнут «надувать щеки», и, в конце концов, превратятся в законченных бюрократов. А наша Родина и так стонет от засилья бюрократии. Зачем же создавать бюрократические структуры еще и в школе? Все вопросы нужно решать неформально. Хочешь провести в школе праздник – подойди к директору и обо всём договорись. Недоволен учителем – опять же иди к директору. И увидишь, что без самоуправления всё решается гораздо проще.»
 
Вася Активистов: А что делать, если директор не хочет идти тебе навстречу? Или ты – на встречу с директором?
 
Федя Пессимистов: Тогда утешай себя тем, что директор – тоже враг бюрократии! Не позволяет ученикам по парламентам рассиживать и щеки надувать!
 
Профессор Дорога: У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу мнение большинства моих коллег. – пишет твердым учительским почерком Анна Петровна Строгая. - Школа – это учебное заведение. Главное в ней – учебный процесс. Не случайно при входе в нашу школу детей встречают два больших плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник – лицо ученика». Учебным процессом должен руководить опытный взрослый человек - директор, и никакой самодеятельности здесь быть не может. Внеклассную же работу может и должно выполнять школьное самоуправление. Но только так, чтобы это ни в коем случае не мешало учебе.»
 
Федя Пессимистов: Так мы ведь, вроде, уже договорились, что школа должна не знания давать, а к жизни готовить…
 
Вася Активистов: А Анна Петровна считает, что «готовить к жизни» и «давать знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я встречал людей, которые рассуждают в таком духе: «Быть готовым к жизни – значит, уметь преодолевать трудности. Поэтому какая разница, чему учить! Главное, чтобы учиться было трудно.» Вот так!
 
Профессор Дорога: Так вот. Анна Петровна советует школьникам: не вмешивайтесь в учебный процесс, а внеклассная работа – ваша. Принимаем это предложение?
 
Федя Пессимистов: Сначала «со-управление», теперь «учебный процесс»… Вы сначала покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы поняли, где он начинается, а где – заканчивается!
 
Вася Активистов: Начинается первым звонком, а заканчивается – последним. Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать – процесс закончен, результат на лице!
 
Федя Пессимистов: У-у-у…
 
Вася Активистов: А если серьезно, то недавно мы встречались с ребятами из Юниорского союза «Дорога», которые выпускают детскую правозащитную газету «Школа – территория закона». Они там много интересного про этот «учебный процесс» пишут. В одной из школ на уроке учительница ставит на стол бутылку пепси-колы и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идёт! В другой школе учительница учит детей сидеть прямо: кто над партой нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще была статья про трудовика: он уже три месяца ничего нового не объясняет. Даёт парням одно и то же задание, а сам вытачивает на станке резаки для резьбы по дереву. Выточит – и продаёт своим же ученикам. Они даже посчитали, сколько он на этом зарабатывает. Ребят, которые обо всём этом написали, классная руководительница весь урок пропесочивала!
 
Федя Пессимистов: Интересно, а какую тему она в журнал записала?
 
Вася Активистов: Так и записала: «проработка»! Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно же, что положено, то и записала. И сказала: «Параграф, который мы с вами не прошли из-за этих хулиганов, прочитаете дома. На следующем уроке напишем самостоятельную работу».
 
Профессор Дорога: Интересно, что сказала бы об этом Анна Петровна Строгая?
 
Вася Активистов: Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы своей желтой прессой оскорбили тысячи учителей нашей страны, которые из последних сил, за нищенскую зарплату стараются дать детям знания!»
 
Федя Пессимистов: Выходит, если зарплата маленькая, то можно делать с учениками, что тебе вздумается?
 
Вася Активистов: И при этом говорить, что самоуправление ни в коем случае не должно в это вмешиваться!
 
Профессор Дорога: Василий подсказал нам очень важную мысль. Давайте мы посоветуем Анне Петровне и другим директорам не бояться, что ученическое самоуправление помешает учебному процессу. Наоборот, учебный процесс можно сделать более качественным, если директор будет на самоуправление опираться. Ведь что происходит в школе, в которой ученического самоуправления нет? Директор в большинстве случаев не знает, что происходит за закрытыми дверьми класса: учат там детей или занимаются чем-то другим. Многие учителя в такой школе не понимают, что они работают не для самих себя, а для детей и поэтому, извините, халтурят. А ученики вынуждены со всем смириться, потому что любые споры с учителями немедленно сказываются на их оценках. Ученическое самоуправление может эту ситуацию в корне изменить: качество учебного процесса будут контролировать сами школьники. Если директор действительно хочет дать детям хорошее образование, то он не может не прислушиваться к мнению школьного совета. Предположим, Совет говорит, что Марья Петровна не должна вместо объяснения новой темы устраивать детям проработку. Умный директор в ответ на это непременно воскликнет: «Кошмар!» - и сделает так, чтобы в следующий раз учитель не путал урок с «беседой по душам».
 
Федя Пессимистов: Умный директор? А что, директора бывают и не очень…
 
Вася Активистов: Фёдор! Как такое могло прийти тебе в голову! Ты чуть не обидел всех директоров Вселенной!
 
Федя Пессимистов: Хорошо, что наш директор сейчас меня не слышит!
 
Профессор Дорога: Нет, коллега, наоборот: это очень плохо, что директор тебя не слышит! Ученическое самоуправление еще и тем ценно, что оно помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Ведь и те, и другие часто друг другом недовольны. Они, действительно, порой друг друга не слышат, хотя встречаются каждый день. А площадки, на которой они могли бы договариваться, у них нет. Если и те, и другие будут иметь возможность выяснять отношения цивилизованно, то педагогам не придётся применять силу, а ученикам – писать на партах про учителей нехорошие слова.
 
Вася Активистов: Значит, ученическое самоуправление помогает создать такую площадку для переговоров?
 
Профессор Дорога: Если, конечно, это именно то самоуправление, которое позволяет ученикам влиять на решение реальных школьных проблем.
 
Домашнее задание:
1.      Сталкивался ли ты с мнением, что ученическое самоуправление в школе развивать не нужно? Как это мнение обосновывалось? Что ты можешь возразить?
 
Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
 
Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/

продолжение следует

 © Д.В.Рогаткин


ОБСУЖДЕНИЕ ПАРАГРАФА 4

Доброй "Дороги", уважаемый Денис!

  1. По поводу соуправления, многие развиваются именно по такой схеме, поэтому рекомендую вписать в цели-задачи Учебника, прогресс уже действующих систем от самоуправления к соуправлению.
  2. По поводу неформальщины, учебного процесса, мне кажется, что ШС не стоит предавать функции карательного органа. У нас, например, случались такие случаи: увольте его из Совета/Думы/Парламента, он прогуливает уроки/не делает ДЗ/дерзит/и т.д, на  что учитель получает резонный ответ: он Вам не нужен, а для школы приносит пользу.

Еще несколько слов о параграфе. У Вас употреблен термин (для меня это термин) - "ХАЛТУРИТ". Халтурить - значит не верить в то, что делаешь. Может, каким-то образом обыграть это определение с учителями.

Также у меня есть еще один принцип: жизнь - это движение, просто кто-то шевелит мозгами, а кто-то хлопает ушами. ШС можно также поделить на хлопающих и шевелящихся, над этим тоже стоит задуматься.

С уважением, Ольга Новожилова.

PS о нашем семинаре: вот это точно была полная халтура для взрослых, пришли в одну школу толпы учителей, распросила Совет об их текущей деятельности, планах на будущее, при чем большинство это делало только ради "отвязаться", потом Совет разогнали и семинар продолжался для учителей. Школьников не привлекали, учителя не заинтересованы, кому это было нужно?

___________________

Добрый день, Ольга и все подписчики!

Оказывается, так называемое «соуправление» прижилось не только у нас в Карелии!

Наверное, это вот «со-…» похоже на заразную болезнь. У нас в Петрозаводске целый Дворец творчества заразился. Они вообще не могут ни одного слова без приставки «со» сказать. У них не творчество, а «сотворчество», не управление, а «соуправление». Правда, со сменой руководства, кажется, болезнь понемногу отступает.  ;-)

Но, видимо, вылечились еще не до конца. Сейчас как раз Дворцу творчества в нашем городе и поручена работа с школьным самоуправлением. Пришла после этой «работы» как-то к нам девочка-активист одной из школ, и мы с ней начали беседовать. И она на N-ной минуте разговора заявляет, что в школе не может быть самоуправления, а должно быть «соуправление». Вот из этого разговора и появился диалог в учебнике про это самое «соуправление».

Я могу только еще раз повторить свою позицию. На мой взгляд, термин «соуправление» прижился из-за непонимания слова «самоуправление».

Реконструирую ход мысли «соуправленцев». «Самоуправление? Нет, невозможно! Школьники не могут управлять сами, без взрослых! Пусть лучше будет со-управление, такое вот совместное управление, когда мы будем управлять школой вместе!»

Позвольте, но то, о чём вы говорите, - это и есть самоуправление. Откройте Закон об образовании: там чётко сказано, что управление школой основывается на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются: совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Участвовать в управлении образовательным учреждением имеют право сами обучающиеся, их родители и педагоги.

Значит:

-         «самоуправление» не означает, что власть в школе отдана «на откуп» ученикам

-         у каждого органа самоуправления – свои полномочия

-         так или иначе, устав школы должен определить механизмы, которые делают реальным право учеников, учителей и родителей на участие в управлением школой. Наиболее типичная форма – членство в совете школы (на практике, высшем органе самоуправления) представителей органов ученического, родительского и педагогического самоуправления. Например, в совет школы входят по 3 представителя от ученического парламента, родительского комитета и педагогического совета.

-         при этом никакие органы самоуправления не могут «оттяпать» те полномочия, которые принадлежат директору школы и учредителю ( для муниципальных школ, которых большинство – администрация города).

Есть ли у кого-нибудь после этой выкладки доводы в пользу того, что самоуправление нужно заменить «соуправлением»? Если есть – поделитесь, пожалуйста!

Денис Рогаткин

doroga@karelia.ru

_______________

Привет, Денис!

Я, как человек, в своё время набивший много шишек на теме УСУ в своей родной гимназии, а также время от времени продолжающий наступать на те же грабли, занимаясь образовательными проектами ныне, не могу оставаться безучастным к разразившейся в нашей рассылке в последнее время дискуссии вокруг со- и самоуправления. Давайте чуть-чуть, хотя бы на мгновение, для пользы общего дела перейдём в обсуждении темы Ученического самоуправления из теоретической плоскости в практическую.

Во-первых я не понимаю, откуда берётся утверждение, что самоуправление ставит себе целью отдать школу на откуп ученикам (т.е. заполучить её)? Кто будет что отбирать и у кого? Сразу 3 вопроса, на которые я бы хотел, получить ответ. Кто? Что? И у кого?

Школой управляет директор? Спорно! Потому что директором управляют чиновники отдела образования муниципалитета, коими, в свою очередь, командуют городские/областные власти, находящиеся в прямом подчинении у министерства образования субъекта Федерации, робко глядящего в глаза Минпросу РФ. Я ничего не переврал? А уж Минпрос РФ - одно из звеньев цепи федерального правительства, которое в свою очередь подотчётно Федеральному собранию РФ. Точно не помню, какую роль играет в этой связи институт президента, но подозреваю - не последнюю. А кто король? Кто имеет право стукнуть каблуком, и все слуги обязаны расстелиться перед ним в шёлковый ковёр? НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, который содержит и Минпрос РФ, и Министерства в субъектах федерации, и муниципальные/городские/областные отделы образования и т.д. и т.п. Из его денег, между прочим, достаётся на хлеб с маслом и президенту. А налогоплательщик имеет детей, которые хотят получить образование. Причём не какое-нибудь, а качественное. Поэтому ученик является заказчиком всей этой сложной системы, которую взрослые дяди и тёти, на шикарных тачках с мигалками в Москве или на УАЗиках в селе "Большие Херы" Нижнемухосранской губернии, привыкли называть - народным образованием. А поэтому его надо слушать и, что характерно, слышать! Ученики не будут забирать себе всю административную власть в школе, потому что за её осуществление головой и некоторыми другими интимными частями тела отвечают директор, завучи и прочий обслуживающий персонал, чьи услуги ЗАКАЗЫВАЮТСЯ и ОПЛАЧИВАЮТСЯ.

Весь мой предыдущий спич очень сложен и витиеват, поэтому попробую объяснить свою идею на аналогах. Итак: у вас дома проблемы с санузлом. Течёт всё от кухни до ванны с джакузи. А в сортире всплыло всё, что должно всплывать в такой ситуации. Ваши действия? Звоним друзьям человека - в ЖЕК. Оттуда откомандировывают сантехника, который, с чемоданчиком наперевес, спешит к нам, утопающим в собственных экскрементах, оказать помощь. После того, как вода откачена, хозяева высушены, а товарищ из ЖЕКа принимается устанавливать новый санузел, вы, в предвкушении того, что придётся раскошеливаться, пытаетесь контролировать процесс, дабы удостовериться, что за свои деньги вы получите такой сортир, пребывание в котором станет сказкой на долгие годы. И крутитесь возле задней комнаты и сантехника с вопросами, пожеланиями и т.д. Таким образом в Вашем лице мы видим некое подобие Туалетно-коммунального самоуправления. Но вы же не рвёте у сантехника гаечный ключ с криком: "Я тут босс - Я ВСЁ СДЕЛАЮ САМ!". Вы лишь высказываете пожелания, на что имеете полное право, раз уж платите.

В школе то же самое! Единственная разница - сортир маленький, а школа - большая.

Таково моё мнение, которое я отстаиваю на передовой образовательных форумов, перед напыщенными педагогами и директорами, чиновниками министерства образования и его подструктур.

Кстати, Российские коллеги из г. Ханты-Мансийска пригласили меня в конце марта с семинаром по самоуправлению отправиться в Россию. Может с кем-нибудь из читателей рассылки удастся там встретиться? В любом случае, наши семинары можно было бы провести и в любом другом городе. Главное, чтобы принимающая сторона взяла на себя необходимые административные хлопоты.

С уважением,

Евгений Криштафович

Союз Ученических самоуправлений "Открытая Республика"

Эстония

www.hot.ee/avliit


Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника