-
- Параграф 4. Повторение пройденного, или
работа над ошибками.
-
- Новая
встреча в штабе Юниорского союза «Дорога»
началась с чтения писем. Первые параграфы
нашего учебника не оставили читателей
равнодушными, и они тоже решили
высказаться.
-
- Профессор
Дорога: Ну-с, открываю первый
конверт. Нам пишет учёный с характерной
фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам,
господа, поглубже? В научном мире уже
сформировалась новая точка зрения на
обсуждаемую проблему. Она такова:
ученическое самоуправление в школе
просто невозможно! Ученики никогда не
смогут самостоятельно управлять школой.
Они ведь еще не взрослые и сознательные
граждане - у них просто нет необходимого
опыта! В школе может существовать только со-управление,
но никак не самоуправление.»
-
- Федя
Пессимистов: Это что ж получается,
наш учебник выкидывать надо? Оказывается,
и не бывает самоуправления вовсе...
-
- Вася
Активистов: А «со-управление»,
значит, бывает? По-моему, его еще больше не
бывает! По крайней мере, я нигде его не
видел, а словцо это узнал только что из
письма умного Ученого... ой, наоборот,
ученого Умнова.
-
- Профессор
Дорога: Да, Вася, среди умного
нашего брата учёного немало таких,
которые всё время придумывают новые
слова. Их и сами-то ученые не успевают
выучить, не то что простые школьники.
-
- Федя
Пессимистов: Надеюсь, билет на
экзамене по этому самому «со-управлению»
я не вытащу?
-
- Профессор
Дорога: Думаю, вряд ли. Могу
предположить, что словечко это появилось
вот как. Прочитал кто-то, вроде господина
Умнова, слова «ученическое
самоуправление» и подумал: «Это означает,
что ученики сами управляют всем и вся». И
охватил ученого тихий ужас: бедная школа,
что же с ней будет-то! Призадумался
труженик науки и через минуту воскликнул:
«Эврика! Со-управление – вот спасение
человечества!»
-
- Вася
Активистов: А потом ребята придут
к директору и скажут: «Хотим
самоуправление наладить». Посмотрит он
на них с хитрым прищуром и ответит: «В
школе, дети, самоуправления не бывает.
Бывает только со-управление. Последний,
так сказать, писк науки. Так что, извините,
не получится: надо идти в ногу со временем!»
-
- Федя
Пессимистов: А наша Мариванна
прочитала первые параграфы и сказала,
очень так выразительно: «Такого
самоуправления нашей школе не надо!»
Видите, без всякого со-управления
обошлась!
-
- Вася
Активистов: Она, наверное, саму
себя так называет - «Наша Школа». Нам на
истории рассказывали про одного короля,
который тоже так шутил. Проснётся, бывало,
в хорошем настроении, соберет всех
придворных, залезет на трон и объявит: «Государство
– это я!»
-
- Федя
Пессимистов: Ага, Людовик. Не
помню только, который по номеру. Слушай,
так мы что, - вроде придворных, получается?
-
- Вася
Активистов: А режим, при котором
живут некоторые школы, называется «учительская монархия»! Давай,
брат Фёдор, запатентуем!
-
- Профессор
Дорога: Что-то, коллеги, вы
сегодня слишком много шутите!
-
- Федя
Пессимистов: Обождите, профессор,
главные шутки еще впереди. Вот завуч наша
сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас
самоуправление было, но только ученики-то
у нас – все пассивные. Они на это не
пойдут».
-
- Вася
Активистов: Классная отмазка,
посильнее «со-управления» раз в десять!
-
- Профессор
Дорога: Между прочим, многие
педагоги говорят это совершенно искренне.
Для них это – серьезная проблема.
-
- Федя
Пессимистов: Даже две. Первая –
как за первые пять лет учебы превратить
нормального человека в «дисциплинированного
ученика». А вторая – как за оставшиеся
пять лет не дать ему превратиться обратно.
-
- Вася
Активистов: В одной из школ
нашего города учится Маша, моя знакомая.
Она тоже что-то подобное говорила, мол,
никто у нас ничего не хочет, все пассивные…
Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась… А
потом собрала такой школьный совет, что
школа аж затрещала!
-
- Профессор
Дорога: Коллеги, хватит резвиться!
Давайте вернёмся к письмам. Нам пишет
школьник Николай Неформалов: «Как только
ученики пролезут в школьный парламент,
они сразу начнут «надувать щеки», и, в
конце концов, превратятся в законченных
бюрократов. А наша Родина и так стонет от
засилья бюрократии. Зачем же создавать
бюрократические структуры еще и в школе?
Все вопросы нужно решать неформально.
Хочешь провести в школе праздник –
подойди к директору и обо всём договорись.
Недоволен учителем – опять же иди к
директору. И увидишь, что без
самоуправления всё решается гораздо
проще.»
-
- Вася
Активистов: А что делать, если
директор не хочет идти тебе навстречу?
Или ты – на встречу с директором?
-
- Федя
Пессимистов: Тогда утешай себя
тем, что директор – тоже враг бюрократии!
Не позволяет ученикам по парламентам
рассиживать и щеки надувать!
-
- Профессор
Дорога: У нас как раз есть письмо
от директора. «Выражу мнение большинства
моих коллег. – пишет твердым учительским
почерком Анна Петровна Строгая. - Школа –
это учебное заведение. Главное в ней –
учебный процесс. Не случайно при входе в
нашу школу детей встречают два больших
плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник
– лицо ученика». Учебным процессом
должен руководить опытный взрослый
человек - директор, и никакой
самодеятельности здесь быть не может.
Внеклассную же работу может и должно
выполнять школьное самоуправление. Но
только так, чтобы это ни в коем случае не
мешало учебе.»
-
- Федя
Пессимистов: Так мы ведь, вроде,
уже договорились, что школа должна не
знания давать, а к жизни готовить…
-
- Вася
Активистов: А Анна Петровна
считает, что «готовить к жизни» и «давать
знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я
встречал людей, которые рассуждают в
таком духе: «Быть готовым к жизни –
значит, уметь преодолевать трудности.
Поэтому какая разница, чему учить!
Главное, чтобы учиться было трудно.»
Вот так!
-
- Профессор
Дорога: Так вот. Анна Петровна
советует школьникам: не вмешивайтесь в
учебный процесс, а внеклассная работа –
ваша. Принимаем это предложение?
-
- Федя
Пессимистов: Сначала «со-управление»,
теперь «учебный процесс»… Вы сначала
покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы
поняли, где он начинается, а где –
заканчивается!
-
- Вася
Активистов: Начинается первым
звонком, а заканчивается – последним.
Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать –
процесс закончен, результат на лице!
-
- Федя
Пессимистов: У-у-у…
-
- Вася
Активистов: А если серьезно, то
недавно мы встречались с ребятами из
Юниорского союза «Дорога», которые
выпускают детскую правозащитную газету «Школа
– территория закона». Они там много
интересного про этот «учебный процесс»
пишут. В одной из школ на уроке
учительница ставит на стол бутылку пепси-колы
и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь
класс слюнки пускает, но процесс идёт! В
другой школе учительница учит детей
сидеть прямо: кто над партой нагнулся -
хрясть линейкой по спине! Еще была статья
про трудовика: он уже три месяца ничего
нового не объясняет. Даёт парням одно и то
же задание, а сам вытачивает на станке
резаки для резьбы по дереву. Выточит – и
продаёт своим же ученикам. Они даже
посчитали, сколько он на этом
зарабатывает. Ребят, которые обо всём
этом написали, классная руководительница
весь урок пропесочивала!
-
- Федя
Пессимистов: Интересно, а какую
тему она в журнал записала?
-
- Вася
Активистов: Так и записала: «проработка»!
Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно
же, что положено, то и записала. И сказала:
«Параграф, который мы с вами не прошли из-за
этих хулиганов, прочитаете дома. На
следующем уроке напишем самостоятельную
работу».
-
- Профессор
Дорога: Интересно, что сказала бы
об этом Анна Петровна Строгая?
-
- Вася
Активистов: Она бы сказала
примерно так: «Эти юнцы своей желтой
прессой оскорбили тысячи учителей нашей
страны, которые из последних сил, за
нищенскую зарплату стараются дать детям
знания!»
-
- Федя
Пессимистов: Выходит, если
зарплата маленькая, то можно делать с
учениками, что тебе вздумается?
-
- Вася
Активистов: И при этом говорить,
что самоуправление ни в коем случае не
должно в это вмешиваться!
-
- Профессор
Дорога: Василий подсказал нам
очень важную мысль. Давайте мы посоветуем
Анне Петровне и другим директорам не
бояться, что ученическое самоуправление
помешает учебному процессу. Наоборот,
учебный процесс можно сделать более
качественным, если директор будет на
самоуправление опираться. Ведь что
происходит в школе, в которой
ученического самоуправления нет?
Директор в большинстве случаев не знает,
что происходит за закрытыми дверьми
класса: учат там детей или занимаются чем-то
другим. Многие учителя в такой школе не
понимают, что они работают не для самих
себя, а для детей и поэтому, извините,
халтурят. А ученики вынуждены со всем
смириться, потому что любые споры с
учителями немедленно сказываются на их
оценках. Ученическое самоуправление
может эту ситуацию в корне изменить:
качество учебного процесса будут
контролировать сами школьники. Если
директор действительно хочет дать детям
хорошее образование, то он не может не
прислушиваться к мнению школьного совета.
Предположим, Совет говорит, что Марья
Петровна не должна вместо объяснения
новой темы устраивать детям проработку.
Умный директор в ответ на это непременно
воскликнет: «Кошмар!» - и сделает так,
чтобы в следующий раз учитель не путал
урок с «беседой по душам».
-
- Федя
Пессимистов: Умный директор? А
что, директора бывают и не очень…
-
- Вася
Активистов: Фёдор! Как такое
могло прийти тебе в голову! Ты чуть не
обидел всех директоров Вселенной!
-
- Федя
Пессимистов: Хорошо, что наш
директор сейчас меня не слышит!
-
- Профессор
Дорога: Нет, коллега, наоборот:
это очень плохо, что директор тебя не
слышит! Ученическое самоуправление еще и
тем ценно, что оно помогает педагогам и
школьникам наладить диалог, понять друг
друга. Ведь и те, и другие часто друг
другом недовольны. Они, действительно,
порой друг друга не слышат, хотя
встречаются каждый день. А площадки, на
которой они могли бы договариваться, у
них нет. Если и те, и другие будут иметь
возможность выяснять отношения
цивилизованно, то педагогам не придётся
применять силу, а ученикам – писать на
партах про учителей нехорошие слова.
-
- Вася
Активистов: Значит, ученическое
самоуправление помогает создать такую
площадку для переговоров?
-
- Профессор
Дорога: Если, конечно, это именно
то самоуправление, которое позволяет
ученикам влиять на решение реальных
школьных проблем.
-
- Домашнее
задание:
- 1.
Сталкивался ли ты с мнением, что
ученическое самоуправление в школе
развивать не нужно? Как это мнение
обосновывалось? Что ты можешь возразить?
-
- Мы ждём твоих ответов по
адресу: 185035, город Петрозаводск, пр.
Ленина 38, центр содействия занятости
молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если
у тебя есть доступ к электронной почте,
пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
-
- Читай материалы нашего учебника и
письма читателей на интернет-сайте
Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/
продолжение
следует
© Д.В.Рогаткин
ОБСУЖДЕНИЕ
ПАРАГРАФА 4
Доброй "Дороги", уважаемый
Денис!
- По поводу
соуправления, многие развиваются именно
по такой схеме, поэтому рекомендую
вписать в цели-задачи Учебника, прогресс
уже действующих систем от
самоуправления к соуправлению.
- По поводу
неформальщины, учебного процесса, мне
кажется, что ШС не стоит предавать
функции карательного органа. У нас,
например, случались такие случаи:
увольте его из Совета/Думы/Парламента,
он прогуливает уроки/не делает ДЗ/дерзит/и т.д,
на что учитель получает резонный
ответ: он Вам не нужен, а для школы
приносит пользу.
Еще несколько слов о параграфе.
У Вас употреблен термин (для меня это
термин) - "ХАЛТУРИТ". Халтурить -
значит не верить в то, что делаешь. Может,
каким-то образом обыграть это определение
с учителями.
Также у меня есть еще один
принцип: жизнь - это движение, просто кто-то
шевелит мозгами, а кто-то хлопает ушами. ШС
можно также поделить на хлопающих и
шевелящихся, над этим тоже стоит
задуматься.
С уважением,
Ольга Новожилова.
PS о нашем семинаре: вот это
точно была полная халтура для взрослых,
пришли в одну школу толпы учителей,
распросила Совет об их текущей
деятельности, планах на будущее, при чем
большинство это делало только ради "отвязаться",
потом Совет разогнали и семинар
продолжался для учителей. Школьников не
привлекали, учителя не заинтересованы,
кому это было нужно?
___________________
Добрый день, Ольга и все
подписчики!
Оказывается, так называемое «соуправление»
прижилось не только у нас в Карелии!
Наверное, это вот «со-…» похоже
на заразную болезнь. У нас в Петрозаводске
целый Дворец творчества заразился. Они
вообще не могут ни одного слова без
приставки «со» сказать. У них не
творчество, а «сотворчество», не
управление, а «соуправление». Правда, со
сменой руководства, кажется, болезнь
понемногу отступает. ;-)
Но, видимо, вылечились еще не до
конца. Сейчас как раз Дворцу творчества в
нашем городе и поручена работа с школьным
самоуправлением. Пришла после этой «работы»
как-то к нам девочка-активист одной из школ,
и мы с ней начали беседовать. И она на N-ной
минуте разговора заявляет, что в школе не
может быть самоуправления, а должно быть «соуправление».
Вот из этого разговора и появился диалог в
учебнике про это самое «соуправление».
Я могу только еще раз повторить
свою позицию. На мой взгляд, термин «соуправление»
прижился из-за непонимания слова «самоуправление».
Реконструирую ход мысли «соуправленцев».
«Самоуправление? Нет, невозможно!
Школьники не могут управлять сами, без
взрослых! Пусть лучше будет со-управление,
такое вот совместное управление, когда мы
будем управлять школой вместе!»
Позвольте, но то, о чём вы
говорите, - это и есть самоуправление.
Откройте Закон об образовании: там чётко
сказано, что управление школой
основывается на принципах единоначалия и
самоуправления. Формами самоуправления
являются: совет
образовательного учреждения,
попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и другие формы.
Участвовать в управлении образовательным
учреждением имеют право сами обучающиеся,
их родители и педагоги.
Значит:
-
«самоуправление»
не означает, что власть в школе отдана «на
откуп» ученикам
-
у каждого органа
самоуправления – свои полномочия
-
так или иначе,
устав школы должен определить механизмы,
которые делают реальным право учеников,
учителей и родителей на участие в
управлением школой. Наиболее типичная
форма – членство в совете школы (на
практике, высшем органе самоуправления)
представителей органов ученического,
родительского и педагогического
самоуправления. Например, в совет школы
входят по 3 представителя от ученического
парламента, родительского комитета и
педагогического совета.
-
при этом никакие
органы самоуправления не могут «оттяпать»
те полномочия, которые принадлежат
директору школы и учредителю ( для
муниципальных школ, которых большинство –
администрация города).
Есть ли у
кого-нибудь после этой выкладки доводы в
пользу того, что самоуправление нужно
заменить «соуправлением»? Если есть –
поделитесь, пожалуйста!
Денис
Рогаткин
doroga@karelia.ru
_______________
Привет,
Денис!
Я, как
человек, в своё время набивший много шишек
на теме УСУ в своей родной гимназии, а
также время от времени продолжающий
наступать на те же грабли, занимаясь
образовательными проектами ныне, не могу
оставаться безучастным к разразившейся в
нашей рассылке в последнее время
дискуссии вокруг со- и самоуправления.
Давайте чуть-чуть, хотя бы на мгновение,
для пользы общего дела перейдём в
обсуждении темы Ученического
самоуправления из теоретической
плоскости в практическую.
Во-первых
я не понимаю, откуда берётся утверждение,
что самоуправление ставит себе целью
отдать школу на откуп ученикам (т.е.
заполучить её)? Кто будет что отбирать и у
кого? Сразу 3 вопроса, на которые я бы хотел,
получить ответ. Кто? Что? И у кого?
Школой
управляет директор? Спорно! Потому что
директором управляют чиновники отдела
образования муниципалитета, коими, в свою
очередь, командуют городские/областные
власти, находящиеся в прямом подчинении у
министерства образования субъекта
Федерации, робко глядящего в глаза
Минпросу РФ. Я ничего не переврал? А уж
Минпрос РФ - одно из звеньев цепи
федерального правительства, которое в
свою очередь подотчётно Федеральному
собранию РФ. Точно не помню, какую роль
играет в этой связи институт президента,
но подозреваю - не последнюю. А кто король?
Кто имеет право стукнуть каблуком, и все
слуги обязаны расстелиться перед ним в
шёлковый ковёр? НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, который
содержит и Минпрос РФ, и Министерства в
субъектах федерации, и муниципальные/городские/областные
отделы образования и т.д. и т.п. Из его денег,
между прочим, достаётся на хлеб с маслом и
президенту. А налогоплательщик имеет
детей, которые хотят получить образование.
Причём не какое-нибудь, а качественное.
Поэтому ученик является заказчиком всей
этой сложной системы, которую взрослые
дяди и тёти, на шикарных тачках с мигалками
в Москве или на УАЗиках в селе "Большие
Херы" Нижнемухосранской губернии,
привыкли называть - народным образованием.
А поэтому его надо слушать и, что
характерно, слышать! Ученики не будут
забирать себе всю административную власть
в школе, потому что за её осуществление
головой и некоторыми другими интимными
частями тела отвечают директор, завучи и
прочий обслуживающий персонал, чьи услуги
ЗАКАЗЫВАЮТСЯ и ОПЛАЧИВАЮТСЯ.
Весь мой
предыдущий спич очень сложен и витиеват,
поэтому попробую объяснить свою идею на
аналогах. Итак: у вас дома проблемы с
санузлом. Течёт всё от кухни до ванны с
джакузи. А в сортире всплыло всё, что
должно всплывать в такой ситуации. Ваши
действия? Звоним друзьям человека - в
ЖЕК. Оттуда откомандировывают сантехника,
который, с чемоданчиком наперевес, спешит
к нам, утопающим в собственных
экскрементах, оказать помощь. После того,
как вода откачена, хозяева высушены, а
товарищ из ЖЕКа принимается устанавливать
новый санузел, вы, в предвкушении того, что
придётся раскошеливаться, пытаетесь
контролировать процесс, дабы
удостовериться, что за свои деньги вы
получите такой сортир, пребывание в
котором станет сказкой на долгие годы. И
крутитесь возле задней комнаты и
сантехника с вопросами, пожеланиями и т.д.
Таким образом в Вашем лице мы видим некое
подобие Туалетно-коммунального
самоуправления. Но вы же не рвёте у
сантехника гаечный ключ с криком: "Я тут босс - Я ВСЁ СДЕЛАЮ САМ!".
Вы лишь высказываете пожелания, на что
имеете полное право, раз уж платите.
В школе
то же самое! Единственная разница - сортир
маленький, а школа - большая.
Таково
моё мнение, которое я отстаиваю на
передовой образовательных форумов, перед
напыщенными педагогами и директорами,
чиновниками министерства образования и
его подструктур.
Кстати,
Российские коллеги из г. Ханты-Мансийска
пригласили меня в конце марта с семинаром
по самоуправлению отправиться в Россию.
Может с кем-нибудь из читателей рассылки
удастся там встретиться? В любом случае,
наши семинары можно было бы провести и в
любом другом городе. Главное, чтобы
принимающая сторона взяла на себя
необходимые административные хлопоты.
С
уважением,
Евгений
Криштафович
Союз
Ученических самоуправлений "Открытая
Республика"
Эстония
www.hot.ee/avliit
Вернуться
в ЮС "Дорога" Вернуться
в содержание учебника