Вернуться в ЮС "Дорога" Вернуться в содержание учебника
Параграф
2. Изменяем школу?
Прошлую встречу Вася Активистов, Федя Пессимистов и профессор Ю.С.Дорога завершили выводом: ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать. И именно от школьников и педагогов зависит, за какие дела ученическое самоуправление возьмётся.
Сегодня наши собеседники обсуждают в штабе Юниорского союза «Дорога» очень серьезный вопрос: какую роль может выполнять ученическое самоуправление в жизни школы.
Профессор Дорога: Коллеги, сегодня я предлагаю вам начать более глубоко разбираться в том, почему необходимо развивать ученическое самоуправление. Неужели без него никак не обойтись? К примеру, твоя школа, Федя. Хоть она и не может похвастаться успехами в самоуправлении, но детей-то она, я надеюсь, учит?
Федя Пессимистов: Еще как… Вчера весь вечер в публичной библиотеке проторчал, читал в разных энциклопедиях статьи про микробов. А куда деться - коллоквиум по биологии! Даже во дворе не поиграл. А вы говорите – самоуправление. Когда ж этим заниматься?
Вася Активистов: Во-во. Моя тётя как раз работает в этой библиотеке, так она говорит, что школьников теперь приходит туда даже больше, чем студентов. И как же, уважаемый профессор, убедить учителей, что детям нужно не только готовиться к урокам, но и иметь время на личные дела? Ведь хочется и в секции позаниматься, и с друзьями встретиться, и на школьном совете побывать…
Профессор Дорога: А вы знаете, как в подобной ситуации поступили школьники соседней Эстонии? Они стали поднимать эту проблему через органы ученического самоуправления. У них самоуправление в школах развивается уже восемь лет. За это время школьные советы по всей стране объединились и создали два больших союза ученических самоуправлений. Так вот. Представители этих союзов поставили вопрос о перегрузке школьников перед эстонским Министерством образования, разговаривали об этом с мэрами городов и лидерами партий.
Федя Пессимистов: И их слушали? Не может быть! У нас бы только поулыбались и… в общем, вежливо выставили бы.
Профессор Дорога: Почему-то, Федя, эстонские ребята не побоялись, что от них отмахнутся. В итоге министр социальных дел издал постановление о запрете перегрузок. Теперь на праздничные и выходные дни домашние задания в Эстонии вообще не задают. Определено, сколько времени ученик какого класса может тратить на подготовку уроков. Более того, для каждой возрастной ступени установлено… сколько должен весить портфель! Теперь, если учитель спрашивает эстонского школьника, почему он не принёс учебник, ученик может ответить примерно так: «Извините, господин учитель, но если бы я взял учебник по Вашему предмету, то вес моего портфеля превысил бы шесть килограмм. А мне в моём возрасте можно только пять.»
Федя Пессимистов: Да-а, а я как-то сказал училке, что учебник в портфель не влез. Потом не знал, какой кислотой вывести то, что она в дневнике написала. Из всех пробирок в кабинете химии дневник поливал - бесполезно!
Вася Активистов: Так, делаю вывод. Нам легче поливать дневник кислотой, чем решать спорные вопросы через самоуправление!
Федя Пессимистов: Можно сказать и наоборот: если в школе есть самоуправление, то дневники кислотой поливать не требуется!
Профессор Дорога: Федя, растёшь на глазах! Ты только что указал на очень важную мысль. Сейчас я её сформулирую. Роль ученического самоуправления заключается в том, чтобы изменить школу.
Федя Пессимистов: Чего-о-о???
Вася Активистов: Я, Федя, понял тебя так. В твой портфель не влезали учебники. Если бы в школе работало самоуправление, то ты смог бы поставить эту проблему перед администрацией, как это сделали ребята из Эстонии. И вы вместе с педагогами искали бы решение. Я думаю, вы бы его нашли. Ну, например, вместо шести уроков по разным предметам можно было бы поставить три «пары» в день. И тогда вместо шести учебников нужно было бы носить всего лишь три. Не было бы конфликта с учительницей и не пришлось бы поливать дневник кислотой.
Федя Пессимистов: И что из этого?
Профессор Дорога: А то, коллега, что школа в результате стала бы уже немного другой. Более удобной для учеников и учителей. Ведь учителям тоже не очень-то приятно ругаться и писать замечания.
Вася Активистов: Ну, это зависит от того, какой учитель. Кстати говоря, в нашей школе год назад ученический совет открыл правозащитную приёмную. Если учителя нарушали права учеников, то школьники могли прийти туда и попросить о помощи.
Федя Пессимистов: Это что за права такие они нарушали?
Вася Активистов: Например, однажды на уроке учитель ударил ученика линейкой. Тем самым он нарушил сразу несколько законов и прав ребёнка.
Федя Пессимистов: И что, в вашей правозащитной приёмной у детей стресс снимали, что ли? Наверное, гипнозом?
Вася Активистов: Пять баллов за шутку! Но, вообще-то, ребята в приёмной выясняли, как всё было на самом деле, смотрели в законы и говорили учителю, что он нарушил такие-то права ребенка. Как правило, учителя всё понимали и извинялись перед ребятами, которых они обидели. А если не понимали, то правозащитная приёмная обращалась к администрации школы.
Федя Пессимистов: Да, лихие у вас ребята. Они не боялись, что тот учитель, против которого они выступили, потом «срежет» их на экзамене?
Вася Активистов: Как гласит русская пословица, учителей бояться – в школу не ходить!
Профессор Дорога: А если без шуток, то ты, Федя, опять попал в точку. В той же Эстонии был такой случай, когда президент одного из школьных парламентов, ученица выпускного класса, подала на школу в суд. На экзамене ей поставили более низкие оценки, чем те, на которые она рассчитывала. По мнению этой девушки, школа таким образом «отомстила» за её активную деятельность в школьном самоуправлении.
Вася Активистов: У петрозаводских активистов так далеко отношения с педагогами не заходили, но «добрые советы» от некоторых учителей они получали. Мол, если ты будешь продолжать так же активно работать в школьном парламенте, то это скажется на твоей успеваемости. По-моему, это очень похоже на шантаж.
Профессор Дорога: И что же, ты, Василий, об этом думаешь? Почему не всех учителей радует активность ребят в школьной жизни?
Вася Активистов: Точного ответа я не знаю. Могу лишь предположить. По-моему, новое и необычное всегда встречает сопротивление. Некоторые учителя считают, что они во всём правы, потому что они – взрослые, а мы – дети. И думают, что если дети с ними спорят, то страдает их авторитет.
Федя Пессимистов: Они боятся, что мы совсем «разболтаемся», и им с нами будет не справиться.
Профессор Дорога: Так или иначе, для многих учителей непривычно, что ученики могут иметь в школьной жизни свой голос. Когда они сами были детьми, никаких прав в школе у них не было: как учитель скажет – так и надо поступать. Как говорится, тогда было другое время. А работать по-новому в наше время учителей никто не учил. Учителя не сразу привыкнут к тому, что теперь они управляют школой не одни, а вместе с учениками. И нужно, чтобы они увидели, что школьное самоуправление работает не против них, а в общих интересах детей и педагогов. Скажи-ка нам, Вася, не получалось ли так, что ваша правозащитная приёмная как раз работала против учителей?
Вася Активистов: Некоторые учителя так считали. А потом одна из учительниц пришла в правозащитную приёмную сама. Она сказала, что не может справиться с Кузей Лоботрясовым из седьмого «г». И заявила, что своими оскорблениями Кузя посягает на её честь и достоинство. Ребята из правозащитной приёмной нашли Кузю и объяснили ему, что он нарушает законы и устав школы. И сказали, что будут проверять, как этот Кузьма себя ведёт. Кузьма успокоился, а учительница потом выступала на педсовете и очень правозащитную приёмную хвалила.
Профессор Дорога: Федя, попробуй-ка обобщить, что изменилось в Васиной школе, когда школьный совет открыл правозащитную приёмную?
Федя Пессимистов: Учителя стали думать, стоит ли им законы нарушать. И ученики тоже.
Профессор Дорога: Сказано, конечно, сильно, но по смыслу – верно. Просто раньше в школе добивались своего силой. Силой авторитета, или физической силой, или просто наглостью. Ученик провинится, учитель на него накричит, и инцидент считается исчерпанным. А если ученик окажется более наглым, то учитель и сделать-то с ним ничего не может. Но после открытия приёмной в школе начала действовать другая сила – сила закона. Если ты считаешь, что твои права нарушили, то у тебя появляется возможность их защитить. Отношения в школе постепенно становятся более уважительными, потому что школьники и учителя начинают понимать не только свои, но и чужие права.
Вася Активистов: Значит, правозащитные приёмные – это один из примеров того, как школьное самоуправление может изменять школу к лучшему?
Профессор Дорога: Совершенно верно, коллега. Мне кажется, что у ребят «чувство нового» развито гораздо сильнее, чем у взрослых. Поэтому именно они могут сделать школу более современной. Судите сами. Родители приходят в школу редко, подчас только на собрания. Учителя очень заняты подготовкой к урокам, да и дома у них проблем хватает. И получается, что, кроме самих учеников, изменять жизнь в школе просто некому.
Вася Активистов: Только учеников кто-то должен учить, как это делать. Вот, например, правозащитные приёмные в школах Петрозаводска помог создать Юниорский союз «Дорога».
Профессор Дорога: На самом деле, сейчас существует очень много организаций, в которые школьники могут обратиться за советом и помощью. В конечном счёте, всё зависит от желания ребят. Вот ты, Федя, что решил: будешь ли ты изменять жизнь в своей школе или всё-таки не будешь, потому что есть шанс себе неприятности нажить?
Федя Пессимистов: И хочется, и колется…
Вася Активистов: Думай, Федя, думай!
Домашнее задание:
1. Подумай, какие проблемы твоей школы можно было бы решить с помощью ученического самоуправления. Предложи свой вариант решения одной из них.
2. Представь, что ты выступаешь на педсовете и убеждаешь учителей в том, что в вашей школе необходимо наладить ученическое самоуправление. Что бы ты сказал в этом выступлении?
Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
продолжение следует
© Д.В.Рогаткин
ОБСУЖДЕНИЕ ПАРАГРАФА 2
Добрый день, уважаемый Денис!
Я представляю Удмуртское региональное отделение общероссийской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ). В организации разработана программа "Школа гражданского общества", цель которой - привлечение детей, подростков, молодежи к активному участию в формировании гражданского общества и развитие в них необходимых для этого качеств, в проблемы, включенные в нее, входит и школьное самоуправление, поэтому мы очень рады, что нашли Вашу рассылку (скоро в Субскрибе появится и рассылка ДИМСИ).
На базе этой программ УдмРО ДИМСИ сейчас создает проект Информационного Молодежного Центра, он охватывает достаточно большой объем консультационных услуг, в него же входит "Совет школьного самоуправления" (рабочее название). Мы предполагаем раз в месяц (или неделю) собирать всех глав ШС (именно детей, чтобы информация доходила "снизу", т.к. это самый короткий путь), для предоставления им информации о проходящих конкурсах, акциях, семинарах, смотрах, лагерях. Нам кажется, что это будет реальная помощь ШС, т.к. в Ижевске оно развивается уже лет 7, и у многих возник "технологический стопор": что же еще можно делать? Кроме того, такой совет может способствовать взаимодействию школ, проведению совместных дел, ведь, чем лучше организована система взаимодействия, тем более значительное влияние оказывает ШС. Подразумевается проведение семинаров, посвященных этой проблеме, и не только, например, очень важны, по-нашему, практические навыки (организация мероприятий), т.к. зачастую команда самоуправленцев берут на себя функции педагогов-организаторов.
Теперь по концепции учебника - форма выбрана замечательная, но было бы здорово в конце параграфов помещать общие тезисы-выводы, неплохо бы поместить в учебник, приложения, например, базу типового договора (если ШС будет заключать его, например с "аппаратурщиками") или примерную Конституцию школы.
PS Нам бы хотелось получить Ваш учебник в количестве 6 экземпляров (мы работаем на 5 районов города - Индустриальный, Устиновский, Октябрьский, Ленинский, Первомайский и один в библиотеку Информационного Центра) заранее спасибо.
С уважением Ольга, Новожилова, вице-президент УдмРО ДИМСИ
____________
Спасибо Вам, Ольга, за столь подробный рассказ. Мы будем Вам благодарными, если Вы расскажете школьным активистам, с которыми будете работать, о нашей рассылке. Верим, что в Вашем регионе есть опыт, который был бы интересен всем. Рассылку ДИМСИ я также готов анонсировать здесь, если Вы дадите соответствующую информацию.
Что касается тезисов-выводов. Я, действительно, прихожу к тому, что в бумажной версии нужно будет выделить ключевые мысли. Как именно – надо думать.
Приложения я планирую сделать. Как минимум, там будут Положение об ученическом совете и выдержки из законов. Советуйте, что нужно еще. Сделаю всё возможное, чтобы учебники к Вам дошли. Тем более, что Ваша заявка – первая!
Всего доброго!
Денис
- - - - - - - - -
Добрый день всем!
Нам вновь пишут Алексей Иванов и Ольга Новожилова.
Давайте почитаем!
Денис
________
Письмо Алексей Иванова:
Еще раз здрасте!
Во-первых, мне хотелось бы выразить свое удивление по поводу программы "Педагог-организатор". Ведь на сайте есть только вводная часть и план работы. А где же материалы, по которым сейчас производиться работа? Просто хотелось бы все это почитать не только в виде плана.
Второе по поводу самоуправления. Может быть я действительно жду слишком много от первых учебника, но тогда встает другой вопрос. Если эти главы хотят рассказать о целях школьного самоуправления, то они должны быть в какой-то мере убедительными, что самоуправление школе надо. Но с другой стороны, ты Денис пишешь, что сначала нужно что-нибудь хорошее с помощью самоуправления сделать, чтобы все остальные увидели, загорелись и подхватили эти идеи. Что же, получается замкнутый круг или я чего-то не понимаю? Ведь сделать легитимный орган школьного самоуправления из своей команды не удастся. Ведь, действительно, есть ребята с которыми я активно работаю, они мне помогают в проведении праздников, организации походов и т.п. Но боюсь что из них не сделать совет школы, так как они не будут представлять все классы, а только свои, а из всех классов, боюсь, мне ребят не собрать. Может быть я написал не совсем понятно, но думаю суть ясна.
Ну а в-третьих ч присоединяюсь к предложению Ольги Новожиловой насчет учебника. Пока все.
С уважением, Иванов Алексей
__________
Знаешь, Алексей, я тоже был бы рад иметь в своём компьютере материалы по темам, запланированным в программе «Педагог-организатор». Увы, большинство – либо в какой-то литературе, либо просто в головах тех людей, которые ведут программу. Обобщить всё это пока просто нет никаких сил и возможностей.
По поводу легитимности. Мы будем говорить на страницах учебника о нескольких вариантах формирования школьного совета. Вариант представительства от классов имеет и плюсы, и минусы. В частности, в школе, где половина классов обозначены тремя веселыми буквами (ЗПР), эта схема попросту нереальна. Так вот. Твоя команда станет легитимной тогда, когда так или иначе получит соответствующие полномочия от учеников школы. Вариантов может быть масса: - избрание на школьной конференции - открытые выборы с бюллетенями, урнами, программами кандидатов - формирование ученического совета через некий творческий конкурс - и т.п. Когда ученическое самоуправление раскрутится, способы формирования совета можно будет менять. На стадии создания важно выбрать именно ту форму, которая позволит собрать работоспособную команду. И эту команду надо представлять еще до выборов – сама по себе в результате нехитрых процедур - «вдруг откуда ни возьмись» - она не появится.
Денис
_________
Письмо Ольги Новожиловой:
Добрый день, уважаемый Денис!
Огромное спасибо за столь быстрый отклик на нашу информацию.
Как я поняла, Вам было бы интересно узнать о деятельности ШС. Недавно (относительно, конечно, в сентябре) у нас прошел сбор актива "Лидер". В нем приняли участие около 300 человек, сформированных в отряды (всего 11). Первые 4 отряда были объединены в Центр Волонтеров, работающих по здоровом образу жизни, вторые 4 в Центр Детских Общественных Объединений, последние 3 в Центр Школьного Самоуправления. Выводы, сделанные организаторами: 1. В основном ШС охватывает досуговую часть школьной деятельности, в некоторых школах создано что-то Комсомольско-демократическое: шефство над отстающими, наказания за хулиганство, но в то же время создан суд по правам учителей и учеников, лишь маленькая часть смогла прибрать к рукам "политику" (например, имеют права голоса на совещаниях или могут принимать собственные локальные акты) 2. Большинство самоуправленческих команд держится на педагоге-организаторе или заместителе директора по воспитательной работе, то есть если уйдет держатель из школы, то и ШС развалится. Но было уже замечательно, когда ребята, пообщавшись с друг другом, стали заниматься обменом опыта, перенимать что-то друг от друга...
Еще даю ссылку на подписку о ДИМСИ краткую аннотацию Программа "DIMSINET" начинает свою работу. В скором времени будет организована электронная рассылка "Все о ДИМСИ", где мы будем рассказывать о деятельности ДИМСИ в регионах, давать полезную информацию.
Описание рассылки: Новости Общероссийской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ). Новости региональных отделений ДИМСИ (40 РО). ДИМСИ и власть: социальное партнерство. Социально значимая деятельность ДИМСИ: акции, программы, поле опеки. Досуг, наука и творчество в ДИМСИ: творческие мастерские, круглые столы, игры, фестивали, слеты и лагеря. ДИМСИ и СМИ: о нас пишут, публикации, литература. Подписаться на рассылку "Все о ДИМСИ" вы можете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/country.ru.dimsinews
С уважением Ольга Новожилова.
_____________
Спасибо за отклики Ольге и Алексею. Надеюсь, и остальные 220 подписчиков рассылки присоединятся к нашему разговору. ;-)
Всего доброго!
Денис
Вернуться в ЮС "Дорога" Вернуться в содержание учебника