Вернуться в ЮС "Дорога" Вернуться в содержание учебника
Предисловие
Дорогой Читатель!
В своей жизни тебе наверняка пришлось прочитать немало учебников. А если ты – не взрослый человек, у которого школьные годы давно остались в прошлом, а ученик или учитель, то ты держишь в руках учебники почти каждый день.
Учебников стало так много, что теперь они с трудом вмещаются в школьный портфель. Авторы этих умных книг изо всех сил стараются передать свои знания школьникам, чтобы они выросли грамотными людьми.
И всё-таки, среди учебников по математике, биологии, литературе и другим предметам нет одного очень важного учебника. Его-то мы и начинаем писать и приглашаем тебя, Читатель, стать одним из его авторов.
Ты удивлён? Считаешь, что учебники должны писать не «простые люди», а учёные, которые много лет «грызут гранит наук»?
Дело в том, что мы хотим написать не совсем обычный учебник. Он не поможет тебе получить пятёрку и не спасёт от заслуженной двойки. Но в школьной жизни он пригодится наверняка. Особенно если ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе менялась к лучшему.
Итак, мы собираемся написать
УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Возможно, слово «самоуправление» тебе уже хорошо знакомо. Это значит, что в твоей школе работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Наверняка у твоей школы есть интересный опыт, которым ты сможешь поделиться с читателями. Мы напечатаем твоё письмо, и тогда ты станешь одним из авторов нашего учебника.
А может быть и так. Ты впервые слышишь о том, что в школе ученики могут заниматься каким-то там «самоуправлением». Что ж, не беда: если тебе станет интересно, то ты сможешь отвечать на наши вопросы и выполнять задания. Этим ты поможешь нам узнать, как относятся к идее самоуправления в твоей школе.
Итак, берём бумагу, ручку…
Нет, нет, стоп! Давай-ка сначала познакомимся.
Этот учебник вместе с вами, Читателями, будем создавать мы – детская общественная организация Юниорский союз «Дорога». Наша организация объединяет активную молодёжь Петрозаводска, которая своими силами хочет изменять к лучшему жизнь в нашем городе. Школьное самоуправление стало для нас одним из самых интересных направлений работы два года назад. За эти два года мы провели учёбы и лагеря школьных активистов. Наши ребята создали советы ученического самоуправления в нескольких школах города. Мы организовали работу школьных правозащитных приёмных, которые занимались защитой прав учеников. Мы пробовали, ошибались и находили решения. Этим опытом мы готовы поделиться с вами.
Наш учебник мы будем публиковать на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»:
Присылать нам свои заметки вы можете по электронному адресу doroga@karelia.ru или обычной почтой: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога».
А теперь, дорогой Читатель, позволь представить тех, с кем тебе предстоит общаться на страницах нашего учебника. Итак…
Главный специалист по ученическому самоуправлению, доктор школьных наук, профессор Ю.С.Дорога.
-
Здравствуйте, уважаемый
профессор! Позвольте начать наше
знакомство с вопроса: что заставило Вас
посвятить свою научную карьеру теме
ученического самоуправления?
- Видите ли, мне очень хочется, чтобы школа не отставала от времени. Сегодня наши дети учатся в школе, а завтра они станут взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы добиться жизненного успеха, человеку требуются не только знания, но и умение быть лидером. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли школа сможет идти «в ногу со временем».
- Но, позвольте… - скажут наши читатели, среди которых есть и учителя. – Вы говорите очень странные вещи! Все знают, что главное для школы – качество образования. «В ногу со временем» идут, в первую очередь, те школы, которые смогли стать лицеями и гимназиями. В них работают лучшие учителя и учатся лучшие ученики. И им абсолютно безразлично, есть в их школе ученическое самоуправление или нет.
- В том-то и беда, что многие до сих пор путают качество образования и качество обучения. Уже почти десять лет действует Закон об образовании, который трактует образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Но, к сожалению, многие школы до сих пор не сняли со своих стен старый лозунг «Учиться, учиться и учиться!» Я вспоминаю забавный случай, который произошёл в одном из петрозаводских лицеев. Совет ученического самоуправления этого лицея решил организовать турнир по школьному КВН. Администрация лицея дала своё согласие на проведение этого мероприятия, и команды старшеклассников начали готовить «фирменные шутки». И вдруг за несколько дней до турнира завуч лицея заявил: «КВН отменяется!» - «Почему?» - изумились активисты. – «Потому что мы – Лицей! Для нас главное – учёба! Ваш КВН будет мешать лицеистам учиться и приведет к снижению уровня оценок за полугодие.» Активистам осталось только развести руками. Мне кажется, что в подобных школах ребят могут научить успешно сдавать экзамены, но никогда не смогут подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни. Представьте себе человека, который стоит на оживлённом перекрёстке с чемоданом знаний и не знает, куда ему пойти. Стоит он и думает: «Я закончил престижный лицей, мне дали столько знаний… Но какой опыт есть у меня за плечами, кроме опыта выполнения домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог – моя? И, если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?..» Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. И роль в этом ученического самоуправления…
- Самоуправления, самоуправления… Вас, докторов-профессоров, хлебом не корми, дай только побормотать себе под нос что-нибудь шибко умное…
- Стоп-стоп-стоп! В наш разговор вклинился второй собеседник – Федор Пессимистов. Он учится в одной из петрозаводских школ, знает школьную жизнь, что называется, не понаслышке, и поэтому его мнение для нас будет особенно интересным. Ну, Федя, раз уж ты перебил нашего уважаемого профессора, теперь высказывайся! С чем ты хотел поспорить?
- А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук, там не учитесь. Вам хорошо умные слова здесь говорить. А ко мне вот вчера подошла Мариванна, наша классная, и говорит: после седьмого урока иди к завучу. Я пошёл. Там собрали по одному человеку из каждого класса и говорят: «Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по всем классам объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…
- Ха-ха-ха! Ну ты, Федя, насмешил! Ой, извините, здрассте!
-
Здравствуй, здравствуй, Василий.
Вы уже догадались, что пришёл наш третий
собеседник. Это Вася Активистов. Он тоже –
петрозаводский школьник, но, в отличие от
Феди, в ученическом самоуправлении Василий
участвует давно и активно. Как говорится,
опытный кадр. Что же, Вася, так насмешило
тебя в грустном рассказе Феди Пессимистова?
-
Да то, что у нас в школе была очень
похожая ситуация. Только развивалась она с
точностью до наоборот. Начнём с того, что
депутатов в наш школьный совет
выбирали сами ребята, а не «посылали»
учителя. Так вот, однажды к нам обратились
старшеклассники. Они пожаловались на то,
что им запрещают курить в туалете, а другого
места для курения в школе нет. Не курить
совсем они не могут, потому что, извините, со
второго класса привыкли. Школьный совет
решил, что с этим надо что-то делать, и
предложил директору оборудовать в школе
место для курения. Директор велел завхозу
открыть черный ход и поставить у крыльца
мусорницы. Теперь у курильщиков есть место
для курения, и им больше не надо прятаться
по туалетам. А всем остальным не приходится
дышать табачным дымом. И никто ни от кого не
бегает.
-
Какой вывод, уважаемый профессор
Ю.С.Дорога, Вы делаете из Фединого рассказа?
-
Вывод прост - Федя считает
самоуправлением то, что вовсе им не
является. Какое же это самоуправление?
Завуч собрал детей, назначенных учителями,
и они, как в «старые добрые времена», якобы
от имени школьников «проштамповали»
готовое решение. К сожалению, такое «самоуправление»
в наших школах – не редкость. И одна из
причин этого состоит в том, что ни взрослых,
ни ребят не учат, как наладить в школе не
формальное, а настоящее ученическое
самоуправление. Для того, чтобы восполнить
этот пробел, и нужен учебник, первую
страницу которого мы вместе с вами, друзья,
уже написали.
Вот, Читатель, мы с тобой и познакомились с персонажами, с которыми нам предстоит вести разговор об ученическом самоуправлении.
В конце параграфа, как и положено в учебнике, ты найдёшь задание. Мы будем рады, если ты захочешь его выполнить и пришлёшь нам письмо о том, что у тебя получилось.
Домашнее
задание:
1. Узнай, есть ли в твоей школе ученическое самоуправление.
2. Расскажи об ученическом самоуправлении твоей школы. Как называется орган ученического самоуправления, как он избирается, что он делает? Как к его работе относятся ученики и учителя?
3. Обсуди со своими друзьями и знакомыми этот материал нашего учебника. Расскажи, как они отнеслись к прочитанному. Что вызвало интерес? Что осталось непонятным? Какие возникли вопросы?
продолжение следует
© Д.В.Рогаткин
Обсуждение Предисловия
Письмо первое:
________________
Здравствуйте,
меня зовут Гаврилов Сергей. Я учусь в 11 А
классе гимназии 1579 города Москвы. Хочу
сказать, что вы немного зря написали про
курение, так как с 1 января курить в
общественных местах (школы, больницы и т.д.)
запрещается. Это официальный
государственный указ.
В
нашей школе существует Совет Школьного
Самоуправления с сентября этого года. Я
являюсь его президентом. Все к нему
относятся резко положительно, учителя в том
числе. Только все они хотят чего-то для себя
конкретного, а не то что нужно ученикам.
Поэтому реальные действия и решения
перекрываются администрацией школы. Но всё
же мы занимаемся принятием решений по ряду
важных школьных дел.
Хотелось
бы побольше конкретики, а именно: как должен
работать орган уч. самоуправления, какие
функции должен выполнять ( конкретно
примеры), и как общаться с администрацией
школы?
спасибо
________________
Это
тебе, Сергей, спасибо – за оперативный
отклик и желание участвовать в работе.
О
курении. Если я правильно понимаю, то ты
имеешь в виду новый закон, который
ограничивает табакокурение. Но вся штука в
том, что и до этого закона курить в школах
было нельзя, и открыть место курения
официально было невозможно – это не
разрешали органы санэпиднадзора. Некоторые
школы Петрозаводска обращались с запросами
и получали из этих самых органов
официальные запреты на открытие «курилок».
Но ведь запрет проблему не решает. Да,
кстати: лично я не курю ;-)
Ситуации,
о которых я написал в предисловии учебника,
действительно происходили в двух школах
Петрозаводска.
В
одной из них администрация собрала
школьный совет и убедила проголосовать за
запрет курения в школе. Далее, ссылаясь на
школьный парламент, педагоги начали «гонять»
и наказывать курильщиков. Те, в свою очередь,
начали «гонять» членов парламента. По сути,
администрация банально «использовала»
школьное самоуправление, чтобы камни
кидали не в директора школы, а в ученический
парламент. Ведь это чисто административный
вопрос: курить в школе и так нельзя, никакой
дополнительный запрет школьного
парламента для прояснения этого вопроса не
нужен. Была ли решена таким способом
пресловутая «проблема курения»? Конечно,
нет! Решена только проблема администрации -
назначить кого-то виновным за репрессии
против курильщиков. Никакого
конструктивного выхода предложено не было.
Причина проста: администрация не хотела
реально обсуждать проблему и искать выход
из ситуации, а была настроена «проштамповать»
готовое решение руками учеников. Понятно,
что, если бы орган самоуправления в этой
школе не был бы формальным, он не позволил
бы так с собой обращаться.
В
другой школе старшеклассники через
школьное правительство поставили вопрос о
месте для курения, которое им и было
выделено на крыльце на заднем дворе школы.
Здесь школьное правительство решило
реальную проблему: некурящие больше не
дышат табачным дымом в туалетах,
администрация больше не «гоняет» смолящих
в неположенных местах курильщиков,
курильщики получают официальное место для
курения. Администрация школы могла
сослаться на СЭС и сказать «извините», но
предпочла проблему решать.
Мне
рассказывали, как в одной американской
школе ученики обошли запрет на курение. Они
приезжают в школу на машинах. Курить нельзя
ни в здании, ни на территории. Но автомобиль
– это частная собственность, которая, как
известно, неприкосновенна. Школьники
выходят на улицу, садятся в свои автомобили
и там курят. Администрации школы остаётся
только развести руками.
Маленькое
«лирическое отступление».
На
мой взгляд, если орган школьного
самоуправления будет позволять вешать себе
лапшу на уши, то он не решит ни одной
школьной проблемы. В стране написано так
много бумажек, что в них можно легко утопить
любой вопрос. Суть в том, чтобы заставить
администрацию по-иному реагировать на
требования учеников: не бумажками
прикрываться, а действительно решать
проблемы.
В
некоторых школах Петрозаводска дошло до
того, что школьным КВН-командам в своих же
школах не дают залы для репетиций. Как же:
зал только что отремонтирован, надо его
беречь!
Школьное
самоуправление должно напомнить некоторым
педагогам, что школа придумана для детей,
поэтому директор должен действовать в их
интересах.
Сергей
пишет, что администрация в его школе не
всегда идёт навстречу школьному совету, но,
всё-таки, что-то получается. Может быть,
расскажешь подробнее? А что касается «конкретики»
о механизмах работы школьного совета, то
она будет, но чуть позже. Примерный план
учебника таков: сначала мы разбираемся,
зачем развивать ученическое
самоуправление (уровень целей), затем
говорим о нормативно-правовой базе, после
этого – о том, как создать ученическое
самоуправление в школе, и только затем – о
структурах школьных советов, направлениях
деятельности и технологиях работы.
И
очень хотелось бы, чтобы учебник пополнился
и опытом твоей школы, Сергей!
Второе
письмо:
_________________
Доброго времени суток!
Начать
свое письмо мне бы хотелось с благодарности.
Просто-таки ОГРОМНОЕ
СПАСИБО (слова
«огромное спасибо» в оригинале были
напечатаны шрифтом огромного размера – Д.Р.)
за то, что вы подняли тему школьного
самоуправления. Насколько эта тема важна
именно сейчас, мне трудно выразить. Она
просто необходима для нормального
функционирования любой школы, в том числе
гимназий и лицеев. Сам я работаю в обычной
средней школе № 26 г. Москвы старшим вожатым.
У нас в школе "есть" так называемый
совет школы, но он существует более на
бумаге, нежели в реальности. За прошлый
учебный год он не собирался ни разу, за этот
год, благодаря моим (не буду скромничать)
усилиям он собрался уже два раза. Но это
были весьма формальные собрания. Ребята
просто не заинтересованы в работе этого
органа школьного самоуправления. Поэтому у
нас в школе практически не идет внешкольная
жизнь: нет походов, КВНов, праздников и т.п.,
потому что просто некому их организовывать.
Это просто крик души! Мне, как старшему
вожатому, в этой школе делать просто нечего,
ибо моя основная функция - организация
внеклассной жизни школы, просто не
задействована. Вот такая проблема...
Посоветуйте, как убедить школьников в том,
что школьное самоуправление нужно в первую
очередь им самим, для того, чтобы их
школьная жизнь стала ярче и насыщенней. На
этом прощаюсь, всего доброго.
_______________
Уважаемый
коллега!
Спасибо
за тёплые слова.
Вы
спрашиваете, как убедить школьников в
необходимости самоуправления.
У
меня есть два ответа:
Первый
– пригласите их стать подписчиками этой
рассылки ;-)
И
обсуждайте вместе то, что прочитали.
Может
быть, после этого Вам не понадобится их ни в
чём убеждать, потому что и их, и Ваши
представления о школьном самоуправлении
станут другими…
А
второй ответ таков.
Помимо
того, что я возглавляю детскую общественную
организацию Юниорский союз «Дорога», я
также работаю методистом Детско-юношеского
центра Петрозаводска. Сейчас вместе с
коллегами мы ведём программу «Педагог-организатор».
Мы начали регулярно собирать вместе
педагогов-организаторов и старших вожатых
школ города и учить их новым воспитательным
технологиям.
Если
хотите, зайдите на сайт Детско-юношеского
центра и прочитайте эту программу:
Дело
в том, что, по нашему мнению, школьные
педагоги-воспитатели должны не «осуществлять
функции» - проводить праздники и пр., а
решать воспитательные проблемы. То есть
нужно увидеть, на решение какой проблемы
направлена твоя работа, поставить перед
собой цель и спроектировать деятельность,
которая приводит тебя к результату.
Какие проблемы может решать школьное самоуправление – об этом мы поведем речь в первых параграфах учебника.
Денис
Рогаткин
Вернуться в ЮС "Дорога" Вернуться в содержание учебника