Вернуться к содержанию раздела                     Вернуться к содержанию странички


 

Образовательная программа "Мы и общество"

 

Разработана Юниорским союзом "Дорога"

 

Утверждена и реализуется

в Детско-юношеском центре города Петрозаводска

 

Уровень экспертизы

Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности.

Программа утверждена Методическим советом Детско-юношеского центра и реализуется в ДЮЦ с 2001/2002 учебного года.

 

Программно – методическое обеспечение

Программа предусматривает создание для подростков 8-18 лет развивающей среды посредством включения в деятельность Юниорского Союза " Дорога " - разновозрастного детского объединения, построенного на принципах самоорганизации и активного взаимодействия с социумом.

Настоящая программа разработана на основе анализа деятельности неформальных детских объединений страны в период 50-90-х годов, таких как коммунарские (посткоммунарские) и юнкоровские отряды, внешкольные пионерские объединения (ГПШ, ЛПА), структур «третьего сектора», практики работы петрозаводской городской детской общественной организации Юниорский Союз « Дорога ».

 

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из основных задач образовательного процесса является социализация детей и подростков. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей, организацией досуга и отдыха, не менее важным следует признать создание поля социального творчества, наличие которого позволяет решать задачи формирования у подростков аппарата самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых ценностных ориентаций. Отсутствие целенаправленной, педагогически грамотно организованной работы по социализации школьников, как правило, влечет за собой серьезные последствия: дезориентацию молодых людей в условиях быстро меняющегося социума (неумение проектировать и организовывать самостоятельную деятельность, строить коммуникацию с партнерами по деятельности, осваивать необходимые для организации новой деятельности знания и умения, найти применение накопленным знаниям и умениям в изменившихся условиях), вытеснение из подростковой субкультуры социально-позитивных моделей поведения, размывание границ этической нормы.

Целью настоящей программы является обучение детей и подростков технологиям, знаниям и умениям, необходимым для ведения социально-творческой деятельности как важной составляющей процесса социализации личности.

Воспитательной целью программы является содействие формированию нового поколения граждан демократического общества.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.    Обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.

2.    Обучение проектированию и организации деятельности: целеполагание, планирование, организация, анализ достигнутых результатов.

3.   Обучение социально-позитивным моделям поведения: рефлексия, этическое самоопределение, социальная активность.

4.   Обучение экологическим моделям поведения: правила поведения на природе, основы экологической безопасности, деятельность в естественной экосреде, освоение понятия природосообразности.

5.   Обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, правового положения граждан общества, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование.

6.   Обучение сопутствующим основной деятельности умениям

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Важнейшими особенностями психологии подросткового возраста, которые учитываются в данной программе, являются:

·   потребность подростка в самоутверждении в качестве самостоятельной личности, в построении ситуации «взрослых» отношений с окружающими

·   приоритетное значение референтной группы сверстников для формирования системы ценностей подростка

Как правило, стремление подростков к самоутверждению во «взрослом качестве» приводит их в различные дворовые команды, молодежные группировки и т. п., формы самореализации и культивируемые этические ценности в которых носят зачастую асоциальный характер. Для того, чтобы стать реальной альтернативой подобным «объединениям», создаваемая группа должна учитывать возрастные особенности и предлагать формы самореализации, привлекательные для участников-подростков.

При создании программы мы исходили из базовой схемы, иллюстрирующей воспитательный процесс в рамках коммунарской методики:

 

Ключевым методом коммунарства является организация социально-значимой деятельности самоуправляемого коллектива. Ребёнок приходит в коммунарские системы с мотивацией на участие в альтруистической деятельности, которую ведёт группа. Вступление в объединение осознаётся ребёнком не как средство получения некого образовательного продукта (знаний, умений, навыков), а как способ участия в общем деле, в общей работе, значимость которой в глазах детей достаточно высока. Организация этой общей работы строится на принципах самоуправления с обязательной ответственностью каждого члена группы за достижение результата. Благодаря этому, в группе в наибольшей степени ценятся деловые качества личности. Появляется потребность в групповой «саморегуляции» - группа предъявляет высокие требования к деловым и нравственным качествам своих членов. Возникает феномен «воспитательного коллектива», при котором дети становятся субъектами воспитания.

Учебные группы в рамках программы выступают как первичные группы объединения, как правило, разновозрастные по составу. Организация деятельности объединения и групп строится на основе коллективного планирования по методике коллективной организаторской деятельности. Характер деятельности группы может варьироваться от коллективной творческой активности до реализации социальных проектов – в зависимости от возрастных параметров, целевых установок и других качественных характеристик объединения.

Образовательный потенциал объединения основывается на постоянной потребности группы в новых знаниях для развития своей деятельности. К примеру, чтобы организовать палаточный лагерь, необходимо, как минимум, освоить базовые умения в области туризма. В данной ситуации программа «Туризм» вызывает высокий интерес участников, поскольку соответствующие умения необходимы для организации групповой деятельности, спланированной самими детьми.

Реализуется традиционный постулат «теория плюс практика», но в рамках этой программы новые знания выступают в качестве инструмента организации практической деятельности коллектива. Вследствие этого, удельный вес практики заметно возрастает.

Важным элементом воспитательной системы объединения является принцип ранжирования статуса участников. Предусматриваются три возможных статусных типа подростка в объединении (с возможностью изменения статуса в зависимости от самоопределения обучаемого):

·    «гость»: знакомится с объединением, осваивает его традиции, допускается к участию в делах объединения на основе данного им обязательства выполнять основные  правила.

·    «участник»: участвует во всех делах объединения, выполняет основные правила: «1) быть доброжелательным по отношению к окружающим; 2) участвовать в самообслуживании; 3) соблюдать технику безопасности». «Участником» объединения может быть зарегистрирован «гость», научившийся выполнять основные правила. Регистрация производится командиром объединения по просьбе «гостя».

·    «юниор» (член объединения): способен брать на себя ответственность за объединение, заслуживает доверия других его членов. В юниоры может быть принят «участник» решением руководящего органа Юниорского союза « Дорога ». Юниор обладает правом участия в принятии решений объединения.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

·      Освоение обучающих программ

Обучающие программы планируются и реализуются в связи с необходимостью освоения знаний и умений для организации деятельности объединения (отряда). В соответствии со спецификой работы отряда, педагог осуществляет тематическое планирование на основе данной образовательной программы, определяет обязательные программы и программы для изучения по выбору.

 

·      Коллективная социально-творческая деятельность

Коллективная социально-творческая деятельность в рамках программы включает: игровую, творческую, спортивно-туристическую, социально-значимую деятельность (в том числе организаторскую). Данные виды деятельности планируются объединением на основе свободного выбора в зависимости от этапа формирования группы и потребностей участников.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            К концу первого года обучения:

·      освоение основных правил объединения, переход к статусному типу «участника»

·      освоение базовых принципов коллективно-групповой деятельности

·      освоение правил поведения на природе, основ экологической деятельности

·      знакомство с возможностями информационных систем

·      личностный рост в коммуникативной сфере, организаторских навыках, культурно-эстетической сфере; начало формирования способности к рефлексии, этическому самоопределению

·      освоение обучающих программ в соответствии с планом образовательной деятельности объединения

 

            К концу второго года обучения:

·      самоопределение по отношению к социально-этическим ценностям объединения и самостоятельный выбор типа статуса («участник», «член объединения»)

·      освоение организаторских навыков, необходимых для участия в проведении социально-значимых программ

·      освоение и практическое использование при организации деятельности сетевых ресурсов

·      освоение базовых знаний о социуме и его институтах

·      освоение не менее одной обучающей программы

 

К концу третьего года обучения:

·      выработка способности к рефлексии, этическому самоопределению в социально-позитивном ключе

·      способность к проектированию и организации самостоятельной и групповой деятельности, анализу результатов

·      освоение способов эффективного взаимодействия с социальными структурами при ведении деятельности, ориентирования в социально-правовом пространстве

·      освоение способов самообразования и самоподготовки к ведению новой деятельности

 

            Механизм оценки результатов:

·      освоения обучающих программ: посредством сдачи зачетов, в ходе игр-соревнований, при применении знаний на практике

·      роста организаторских умений: по результатам участия в управлении группой и организации мероприятий, проектов и программ - на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов

·      личностного роста: на основе изменения статусного типа участника, по результатам тестирования, на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов

 

Тематическое планирование

Программа основана на принципе вариативности, позволяющем гибко выстраивать образовательный маршрут детского объединения (учебной группы). В соответствии с решениями объединения, принятыми в процессе коллективного планирования, педагогом составляются перспективные и календарные планы образовательной деятельности, соответствующие нормативам педагогической нагрузки – учебно-тематический план на учебный год, планы работы на учебную четверть, месяц и пр.

При этом педагог руководствуется утвержденным для выбора набором тем и объёмом часов на их изучение, предусмотренным тематическим планированием настоящей программы. Время, отведенное на изучение каждой темы, определяется, исходя из особенностей контингента, возраста обучаемых, объёма учебной нагрузки.

В силу специфики деятельности объединения, возможно повторное использование тем, предусмотренных учебно-тематическим планированием, во второй и третий год обучения, при этом материал изучается более глубоко, с изменением позиции обучаемых:

·        1 год обучения – знакомство с темой

·        2 год обучения – использование знаний в социально-значимой деятельности

·        3 год обучения – использование знаний в организаторской работе

Исходя из специфики программы, предусматривающей большой объём деятельности в интенсивных формах (выездные сборы, лагеря, походы и пр.), допускаемый объём учебной нагрузки может достигать 9 учебных часов в неделю в группах каждого года обучения.

В соответствии с действующими нормативами и Уставом ДЮЦ, возможно проведение занятий по звеньям, работы в рамках программы со сменным, переменным, смешанным контингентом обучающихся.

Возможность выбора обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса, делает возможным сочетание методов коллективной организаторской деятельности и учебно-тематического планирования.

           

Содержание учебно-тематического планирования:

 

Раздел 1. Самообеспечение.

 

Тема 1. Азы туризма. 28-64 часа.*

            Занятие 1. Снаряжение туриста. Установка палаток, обращение со спальными мешками, укладка рюкзака, личное снаряжение туриста.

            Занятие 2. Установка стоянки. Выбор места для стоянки, элементы стоянки, правила заготовки дров, виды костров, натягивание тента.

            Занятие 3. Ориентирование на местности. Чтение туристической карты, ориентирование по компасу и карте, ориентирование без компаса.

            Занятие 4. Туристический поход.

           

            Тема 2. Основы доврачебной помощи. 8 часов.

  Занятие 1. Повреждения мягких тканей. Доврачебная помощь при артериальных и венозных кровотечениях.

            Занятие 2. Доврачебная помощь при вывихах и переломах, способы транспортировки.

            Занятие 3. Доврачебная помощь при обморожениях и ожогах.

            Занятие 4. Доврачебная помощь при змеиных укусах, обнаружении впившихся клещей, отравлении, обмороке, солнечном ударе.

 

            Тема 3. Походная кухня. 6-12 часов.

            Занятие 1. Походный завтрак. Приготовление каши, какао, чая. Правила организации приема пищи в походе.

            Занятие 2. Походный обед. Приготовление супа.

            Занятие 3. Походный ужин. Приготовление каши, макарон, картошки.

 

            Тема 4. Безопасность. 4-8 часов. 

            Занятие 1. Меры безопасности в палаточном лагере. Безопасность при приготовлении пищи, при работе с инструментами, при движении на маршруте, при нахождении на стоянке.

            Занятие 2. Действия при возникновении экстремальных ситуаций на природе. Действия при лесных пожарах, безопасность на льду, спасение утопающих.

 

          Раздел 2.  Коллективная творческая деятельность.

 

            Тема 5. Коллективное планирование. 8-14 часов.

            Занятие 1. Метод коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы.

            Занятие 2. Коллективное планирование: практическое занятие.

 

            Тема 6. Коллективная организаторская деятельность. 22-84 часа.

            Занятие 1. Методика коллективной организаторской деятельности.

            Занятие 2. Практика коллективной организаторской деятельности: мероприятия, акции, программы.

 

            Тема 7. Лагерный сбор. 34-68 часов.

            Занятие 1. Методика организации лагерного сбора.

            Занятие 2. Лагерный сбор: практика.

 

         Раздел 3. Социальная активность

 

            Тема 8. Права учащихся. 8-26 часов.

            Занятие 1. Законодательство Российской Федерации о правах учащихся.

            Занятие 2. Механизмы защиты прав учащихся.

            Занятие 3. Методика организации деятельности по защите прав учащихся.

 

            Тема 9. Социальное проектирование. 16-56 часов.

            Занятие 1. Технология социального проектирования.

            Занятие 2. Ресурсное обеспечение социальных проектов.

            Занятие 3. Создание социальных проектов: практическое занятие.

 

            Тема 10. Детские и молодёжные движения. 4-8 часов.

Занятие 1. История детского и молодёжного движения России.

Занятие 2. Детские и молодёжные движения России и Карелии в начале 21 века.

 

Тема 11. «Третий сектор». 12-20 часов.

Занятие 1. Место «третьего сектора» в современном обществе.

            Занятие 2. Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность организаций «третьего сектора».

            Занятие 3. Организационное развитие некоммерческой организации.

 

            Тема 12. Проблемы государственного устройства России. 8-14 часов.

            Занятие 1. Федеральный уровень государственной власти: проблемы и тенденции.

            Занятие 2. Региональный уровень государственной власти: проблемы и тенденции. Конституционное устройство Карелии.

            Занятие 3. Местное самоуправление. Устав города Петрозаводска.

 

            Тема 13. Ученическое самоуправление.  10-18 часов.

            Занятие 1. Миссия ученического самоуправления.

            Занятие 2. Современные модели детского самоуправления.

Занятие 3. Правовые основы школьного и ученического самоуправления.

Занятие 4. Технологии создания органов ученического самоуправления.

Занятие 5. Структура органа ученического самоуправления.

 

            Тема 14. Лидерство. 18-36 часов.

            Занятие 1. Теория лидерства.

            Занятие 2. Лидерский тренинг.

            Занятие 3. Методика работы с группой.

 

            Тема 15. Компьютерная грамотность. 27-61 часов.

            Занятие 1. Текстовой редактор.

            Занятие 2. Графический редактор.

            Занятие 3. Интернет и электронная почта.

Занятие 4. Веб-дизайн.

Занятие 5. Компьютерная вёрстка газеты.

 

            Тема 16. Видеосъёмка. 16-36 часов.

            Занятие 1. Операторское искусство.

            Занятие 2. Видеомонтаж.

            Занятие 3. Тележурналистика.

 

            Тема 17. Права человека в современном мире. 20-87 часов.

            Занятие 1. Принципы толерантности.

            Занятие 2. Концепция прав человека.

            Занятие 3. Права «первого и второго поколений».

            Занятие 4. Механизмы защиты прав человека.

 

             ПРИМЕР УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕДАГОГА на учебный год

№ пп

Тематика занятий

Количество часов на 1 группу

(6 час./нед)

Время изучения

1

Тема 5. Коллективное планирование деятельности объединения

12

В течение года, первые занятия в каждой четверти

2

Тема 6. Коллективная организаторская деятельность (мероприятия, акции и проекты – по отдельному плану)

 

80

 

 

В течение года

3

Обучающие программы Раздела 1:

·        Тема 1. "Азы туризма"

·        Тема 4. "Безопасность"

·        Тема 3. "Походная кухня"

·        Тема 2. "Доврачебная помощь"

40  

14

10

6

10

В течение года

4

Обучающие программы по выбору объединения:

·        Тема 13. Ученическое самоуправление.

·        Тема 8. Права учащихся.

20  

10

10

В течение года

5

Тема 7. Лагерный сбор (выездные сборы по отдельному плану).

 

64

 

В каникулярный период

 

ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

216

 

 

Учебно–методический комплекс, дидактическое обеспечение, информационно-техническое и материально-техническое обеспечение

Требования к педагогическому составу: владение методикой коллективной творческой деятельности, знание принципов организации и развития детского коллектива, возрастной психологии, способность строить отношения с объединением на началах партнерства, владение знаниями и умениями в рамках обязательных обучающих программ.

Для реализации данной программы в ДЮЦ создана учебно-материальная база на основе партнёрства со структурами образовательного пространства.

Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий, оборудование (туристическое снаряжение, видеокамеры). Имеется возможность доступа к компьютерной технике. Для организации выездных мероприятий используется загородная база Детско-юношеского центра.

Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный в рамках коммунарской педагогики, а также собственная методическая база Юниорского союза « Дорога », включая:

·        сборник «Школьное ученическое самоуправление»

·        сборник «Образование в сфере прав человека в школе»

·        сборник «Молодёжи о правах человека»

·        сборник «Знакомство с правами человека. Курс ролевых игр»

·        сборник «Право на участие в управлении школой. Что может самоуправление?»

·        сборники «Права человека в современном мире»

·        сборник «Школа – территория закона»

·        материалы веб-сайта Юниорского союза « Дорога »

Для программ и проектов привлекается финансирование местного, регионального бюджета, а также средства международных молодёжных проектов.

 



* Здесь и далее указано расчетное количество часов на один учебный год. Данное количество часов возможно использовать повторно в последующие учебные годы.

 


Вернуться к содержанию раздела                     Вернуться к содержанию странички