Вернуться к содержанию странички Вернуться в Городской школьный совет
cпециальный выпуск для
взрослых, №1 ноябрь 2000 г.
***
Уважаемые
взрослые!
С
сентября 2000 года школьные активисты
осуществляют проект «Защита прав детей и
правовое просвещение в городской системе
школьного самоуправления». Главная цель
проекта – внести вклад в становление в
школе правовых отношений.
Зададимся
вопросом: возможно ли построить правовое
государство, не обучая детей жизни в таком
государстве? Ответ очевиден: невозможно.
Рискнём утверждать: никогда в нашей стране
не будет построено правовое государство,
пока наша школа не станет территорией
закона.
Школа
– территория закона… Какой смысл мы
вкладываем в эти слова? Прежде всего –
переход «от права силы
- к силе
права».
Несколько
поколений учеников, учителей и родителей
усвоило, что порядки в школе (городе, стране…)
устанавливает тот, кто сильнее: директор,
учителя, «неформальные лидеры» и т.п.
Остальные – подчиняются.
Мы
хотим, чтобы порядки в школе, городе и
стране устанавливал закон. Чтобы каждый
человек, связанный с школой, знал свои права
и имел возможность их защитить. Чтобы
каждый, кто не выполняет свои обязанности,
нёс за это ответственность.
Часто
ребята слышат от учителей: «Вы сначала
научитесь выполнять свои обязанности, а уже
потом говорите о своих правах». Так
взрослые люди могут одной фразой «отменить»
права ребёнка, данные ему от рождения и
закреплённые законами страны. Как же такие
педагоги собираются доказать детям, что они
не вправе точно так же «отменить»
выполнение ими своих обязанностей?
Наше
взрослое сознание сопротивляется
проникновению в школу духа закона. Мы
возмущаемся, когда школьные правозащитные
приёмные требуют от учителей не нарушать
права учеников. «Это ведь нетактично!» Для
нас непоколебимость собственного
авторитета зачастую оказывается выше «каких-то
там» норм права.
Каждый
учитель, каждая школа ежедневно делает
выбор между силой
и правом.
Мы – на стороне права, и приглашаем Вас в
союзники.
Денис Рогаткин,
координатор
юниорского союза «Дорога», руководитель
проекта
обращение
Городского школьного совета
Уважаемые ребята, учителя и
родители!
Мы все хотим, чтобы жизнь в
нашей школе и в нашем городе стала лучше.
Добиться этого можно только вместе. Если
ребята не захотят наравне с учителями и
родителями быть хозяевами своей школы, она
никогда не станет для них Вторым Домом.
Как сделать так, чтобы
ученики начали участвовать в жизни школы? В
жизни города? Наш ответ – нужно помочь
ребятам наладить работу ученического
самоуправления.
В марте этого года был
создан Городской школьный совет. Все
желающие школы избрали в него своих
депутатов. Теперь ГШС от имени школьников
ставит перед городской властью вопросы, от
решения которых зависит наша жизнь.
С сентября активисты
городского школьного самоуправления стали
налаживать работу советов ученического
самоуправления школ. Сделаны лишь первые
шаги, но уже есть результаты. В школе № 34
ребята открыли правозащитную приёмную, и
теперь есть кому улаживать конфликты и
защищать права учеников и учителей. В 29
школе активно работает шефская комиссия
школьного правительства – проводится
множество интересных дел для малышей. В
университетском лицее появилась
аналитическая комиссия, которая предлагает
администрации лицея свои решения школьных
проблем. В финно-угорской школе
организаторский центр ученического совета
стал инициатором новых школьных праздников.
О своих достижениях в создании системы
ученического самоуправления могут
рассказать школы №№ 2, 3, 11, 13, 20, 27, 46, школа
искусств № 1, гимназия № 17, лицей № 40.
Почему же школьное
самоуправление развивается не во всех
школах? Что мешает половине школ города
избрать своих депутатов в городской
школьный совет, привлекать
старшеклассников к городским программам
учёбы активистов?
Причин можно найти много, но
главная – это боязнь что-либо менять.
Школьники думают, что от них ничего не
зависит, и живут по принципу “от звонка до
звонка”. Учителя же часто говорят, что дети
в школе должны учиться, а не заниматься
посторонними делами. А родителей в первую
очередь интересуют оценки и качество
преподавания.
Мы просим Вас сделать
первый шаг. Школьников – поверить, что вы
многое можете сделать своими силами, но для
этого активистам нужно собраться вместе и
стать единой командой. Учителей – понять,
что если ребята не будут учиться управлять
школой, пусть даже на своих ошибках, то
через несколько лет им будет поздно учиться
управлять страной, а за каждую ошибку
придётся платить. Родителей –
интересоваться не только успехами детей в
учёбе, но и их успехами в жизни.
В организации работы ученического
самоуправления городской актив готов
помочь каждой школе. Вы можете связаться с
нами по телефону 76-20-05 ежедневно в 18 часов.
*
* *
Постановка проблемы
В
Альтернативном Докладе российских НПО в
Комитет ООН по правам ребёнка (октябрь 1998 г.)
указывается:
"VII-3)
К пункту 109. В стране нет эффективной
системы защиты личности и человеческого
достоинства учащихся от унижения со
стороны представителей администрации или
учителя. По результатам независимых
опросов (данные Государственного комитета
по делам молодежи, представленные на
Парламентских слушаниях в 1996 г.), 22%
школьников подвергаются психологическому
и примерно 16% - физическому насилию со
стороны учителей."
"III-8)
К пунктам 43-45. На практике в
большинстве российских учебных заведений,
не говоря уже о домах ребенка и интернатах,
нет никакого эффективного механизма для
осуществления декларированных принципов
уважения человеческого достоинства и
свободы выражения мнений и убеждений; право
учащихся участвовать в школьном
самоуправлении, провозглашенное в Законе,
также не реализуется. Учащиеся и их
родители находятся в полной и ничем не
ограниченной зависимости от школьной
администрации. Большинство школ и других
учебных заведений не знакомят детей с
основными документами по правам ребенка, в
том числе и с Конвенцией."
Нормы,
гарантирующие соблюдение прав детей,
воспринимаются как декларативные прежде
всего по той причине, что дети не видят
реальных путей для защиты своих прав.
Проблемами,
в решение которых вносит вклад данный
проект, являются: а) соблюдение прав
человека в школе; б) осознание детьми своих
прав и способов их зашиты; в) информирование
общественности о ситуации с правами детей.
Цели проекта
1.
Защита прав детей в школе и за её
пределами силами самих детей;
2.
Повышение уровня правовой
культуры школьников, привлечение
подростков к правозащитной деятельности.
Подход к
решению проблем прав детей в школе,
предлагаемый данным проектом, заключается
в создании механизма защиты прав
школьников, действующего за счёт
добровольческих усилий самих детей. Таким
образом, дети из страдающей стороны
становятся субъектом правозащитной
деятельности. Включение детей в
правозащитную деятельность повысит
востребованность со стороны детской среды
правовых знаний, распространение которых
будет содействовать повышению правовой
культуры школьников и в перспективе -
правовой культуры общества.
Задачи проекта и
обоснование их актуальности
1.
Правовое просвещение
школьников - активистов детского
самоуправления в рамках образовательной
программы "Дети-правозащитники".
Для функционирования в рамках проекта
детской правозащитной сети, необходима
определенная правовая подготовка
волонтёров сети. Применение полученных
активистами школьного самоуправления
знаний в практической деятельности детских
правозащитных приёмных будет как
содействовать распространению этих знаний,
так и обеспечит неформальный интерес
обучаемых к образовательной программе.
2.
Организация городской
детской правозащитной сети на базе
структур самоуправления школьников.
Детская правозащитная сеть будет
являться единственным на сегодняшний день
механизмом защиты прав ребенка в школе.
Помимо этого, деятельность детской
правозащитной сети будет способствовать
распространению понимания о роли
общественной активности в защите прав и
свобод личности.
3.
Привлечение общественного
внимания к проблеме соблюдения прав детей,
общественный контроль за действиями
государственных структур в этом вопросе.
Решение
проблем детей не стало требованием, которое
общество выдвигает власти. Для решения
проблем детства необходимо формирование
общественного мнения, создание систем
общественного контроля за действиями
государственных структур в этом вопросе.
Механизмы реализации проекта
Задача 1.
Правовое просвещение школьников -
активистов детского самоуправления в
рамках образовательной программы "Дети-правозащитники".
К участию в программе привлекаются
школьники, избранные депутатами Городского
школьного совета, а также активисты
школьных органов детского самоуправления.
Программа реализуется в течении года в
режиме ежемесячных учебных сессий, а также
с организацией летнего лагеря по программе.
К разработке тематических планов и
проведению занятий привлекаются
специалисты в области права, а также
руководители городских структур,
деятельность которых связана с
обеспечением прав детей.
Задача
2. Организация городской детской
правозащитной сети на базе структур
самоуправления школьников.
В рамках проекта предполагается
создание на базе городской структуры
школьного самоуправления детской
правозащитной системы. Элементы системы:
·
детские общественные приёмные
по правам детей в школах. Организуются
депутатами городского школьного совета и
активистами школьного самоуправления,
обучаемыми по программе "Дети-правозащитники".
В задачи приемных не входит оказание
юридической помощи: принимаются заявления
от ребят о нарушении их прав и организуется
работа по поступившим заявлениям. При этом
вопрос может быть урегулирован на уровне
Администрации школы через школьный орган
самоуправления, либо - при отсутствии
возможностей к разрешению ситуации внутри
школы - передан на рассмотрение
правозащитной комиссии Городского
школьного совета. Организация работы
приёмных планируется по мере готовности
школьных активистов в течении первого
полугодия реализации проекта.
·
правозащитная комиссия
городского школьного совета. Рассматривает
факты нарушения прав детей, направляет
депутатские запросы в органы местного
самоуправления по выявленным фактам и
проблемам, выносит вопросы по теме прав
ребенка на сессии Городского школьного
совета, информирует Администрацию города и
общественность о ситуации с правами
человека в школе.
·
юридическая служба городской
правозащитной сети. Предусматривается
работа юриста для консультирования
участников детской правозащитной системы,
оказания юридической помощи в сложных
конфликтных ситуациях, проведения
юридических консультаций для детей и их
родителей по направлениям детских
общественных приёмных.
Задача 3. Привлечение
общественного внимания к проблеме
соблюдения прав детей, общественный
контроль за действиями государственных
структур в этом вопросе.
Будет организовано издание вестника
"Школа - территория закона". В вестнике
получат отражение факты нарушения прав
детей, зафиксированные детскими
общественными приёмными, будет обобщаться
ситуация с соблюдением прав детей в школах
по итогам года и доводиться до сведения
родителей и городской Администрации. Также
будет освещаться деятельность
Администрации города и школьных
администраций по соблюдению прав детей,
принимаемые ими меры по выявленным фактам.
Вопросы о соблюдении прав детей будут рассматриваться на сессиях Городского школьного совета с освещением в средствах массовой информации и принятием рекомендаций для Главы местного самоуправления.
Фрагменты
из газеты "Школа
-
территория
закона"
№1
и
№2,
воспроизведённые
в полиграфической версии,
здесь
не приводятся.
ШКОЛА
И ЗАКОН
Из Федерального закона от 24
июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации"
Статья 9.
Меры по защите прав ребенка при
осуществлении деятельности в области его
образования и воспитания
1.
При осуществлении деятельности в области
образования и воспитания ребенка в семье,
образовательном учреждении, специальном
учебно-воспитательном учреждении или ином
оказывающем соответствующие услуги
учреждении не могут ущемляться права
ребенка.
3.
Обучающиеся, воспитанники образовательных
учреждений, за исключением дошкольных
учреждений и учреждений начального общего
образования, соответствующих им
подразделений иных образовательных
учреждений вправе самостоятельно или через
своих выборных представителей
ходатайствовать перед администрацией
указанных учреждений о проведении с
участием выборных представителей
обучающихся, воспитанников
дисциплинарного расследования
деятельности работников образовательных
учреждений, нарушающих и ущемляющих права
ребенка.
Если обучающиеся,
воспитанники не согласны с решением
администрации образовательного учреждения,
они вправе через своих выборных
представителей обратиться за содействием и
помощью в уполномоченные государственные
органы.
Обучающиеся,
воспитанники указанных образовательных
учреждений могут проводить во внеучебное
время собрания и митинги по вопросам защиты
своих нарушенных прав. Администрация
образовательного учреждения не вправе
препятствовать проведению таких собраний и
митингов, в том числе на территории и в
помещении образовательного учреждения,
если выборными представителями
обучающихся, воспитанников выполнены
условия проведения указанных собраний и
митингов, установленные уставом
образовательного учреждения. Такие
собрания и митинги не могут проводиться в
нарушение установленных законодательством
Российской Федерации требований
соблюдения общественного порядка и не
должны препятствовать образовательному и
воспитательному процессам.
4.
В образовательных учреждениях и иных
осуществляющих образовательный и
воспитательный процессы учреждениях, а
также в местах, доступных для детей и
родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются
тексты уставов, правил внутреннего
распорядка таких учреждений; списки
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и их должностных
лиц (с указанием способов связи с ними) по
месту нахождения указанных
образовательных и иных учреждений,
осуществляющих контроль и надзор за
соблюдением, обеспечением и защитой прав
ребенка.
* * *
Вернуться к содержанию странички Вернуться в Городской школьный совет