Вернуться к содержанию странички          Вернуться в ГШСя


Школа - территория закона
Вестник правозащитного проекта городского школьного самоуправления
№ 4, январь 2001 г.
 

новости

У правозащитных приемных появилось очень много заявлений в конце четверти. Тучи учеников не удовлетворены своими оценками. И бедные правозащитники не знают, что им делать. Кто виноват, что ученики плохо учатся? Идти разбираться - значит нарваться еще на один скандал. А ведь правозащитники тоже оценки получают…

С 4 по 7 января в Детско-Юношеском центре будет проходить лагерь детских отрядов России. Лагерь обещает быть интересным, ведь туда приедут представители других городов. В их числе - крапивинский клуб «Каравелла». 

Похоже, в новом тысячелетии жизнь правозащитников, да и не только их, несколько облегчится. С января 2001 года правозащитные приемные смогут направлять школьников на бесплатные юридические консультации в Молодежный правозащитный союз.

24 декабря в Детско-Юношеском центре проходила очередная тусовка правозащитников города. Для них начался курс лекций «Основы прав человека».

 * * *

Школы говорят...

 Учителя в приемных?
А нужно ли это?

Надо ли учителям присутствовать на заседании правозащитной комиссии школы? Одни считают, что это необходимо, другие говорят, что нечего там учителям делать. Чтобы разобраться, мы задали этот вопрос ученикам разных школ города.

Вероника, 10 класс.

Затрудняюсь ответить. Наверное, в каких-то школах, где учителя нормальные, это сделать можно, но только не в нашей школе.

Ольга, 9 класс.

Я думаю, что нужно. Ведь учителю легче поговорить с учителем, да и с некоторыми учениками тоже. А если этим учителем будет какой-нибудь психолог или социальный педагог – то это вообще замечательно.

Саша, 9 класс.

Наверное, надо. Но только при том условии, что сами ученики будут решать, какой учитель будет работать с ними.

Виталий, 10 класс. (вмешиваясь в наш разговор  с Сашей).

Ага, и чтобы правозащитники могли когда угодно заменить этого учителя.

Рома, 8 класс.

Правозащитная приемная? Это вообще что? Комиссия для защиты экзамена по праву?

Валя, 11 класс.

Обязательно! Без этого никак! Ведь тогда наездов на правозащитников со стороны учителей будет меньше.  Я вообще считаю, что мы, ученики, без учителей ничего не можем.

Игорь, 11 класс.

В принципе, особо-то учителям там делать нечего. Будут «стучать» директору и всем остальным, что там творится, вмешиваться в дела, нарушать конфиденциальность и вообще только мешаться. Кому это надо? Да и я сильно сомневаюсь, что они  законы знают.

* * *

 

Противостояние

В одной из школ нашего города шла скрытая война между местными авторитетами.

Класс был поделен на три партии (или фракции, как в думе). Первую - правые, вторую – левые и третью – нейтральных или пофигистов.

Битвы никогда не проходили на уровне кулаков, но зато была жестокая моральная и закулисная борьба. Для этого использовались все подручные средства. Например, авторитет правых (назовем его Вася), мог преспокойно «опустить» лидера левых (окрестим его Петей), просто передав ему по радио «горячий и пламенный» привет. Но почему-то всегда случалось так, что на следующий день об этом знала вся школа, включая и учителей.

Кстати, сами учителя тоже поделились на три категории. Первая – партия самообороны с девизом: «Делайте что хотите, только меня не трогайте». Вторая – партия азартных, девизом которых было: «Что ни делается, все к лучшему». И наконец третья партия – равнодушные, с девизом: «Чтобы ни делать, лишь бы не делать»! Запутались? Не вы одни.

На положении такой информационной войны школа прожила 2 года, а потом случилось неожиданное. Лидеру левых Пете до зарезу понадобилось перейти в другую школу. Но его самолюбие, которого было столько же, сколько у всей Государственной Думы, не позволило ему оставить в школе все как есть. Решили враждующие стороны забить стрелку…

Посмотреть на это ледовое побоище гигантов собирались многие, но не получилось. Незадолго после начала этого зрелища на боле брани съехалась правительственная братва, проще говоря, милиционеры. Для разминки они покрыли обе стороны шквалом ненормативной лексики, а затем, разогревшись, пустили в ход старое проверенное оружие. Нет, не пулемет Калашникова, а ПР-73. Расшифровываю: Палка Резиновая, длинной 73 сантиметра. После недолгой работы этими ПР’ами они разогнали всех к бабушке одного героя народного фольклора.

Да, не повезло зрителям. Ни хлеба, ни зрелищ! Будь они римлянами - восстание бы подняли.

Кстати, с этих пор ни со стороны Васи, ни со стороны Пети наездов больше не было. Вот какая полезная штука ПР-73!

* * *

 

из обращений в правозащитную приемную...

Ученик на учителя

Всем известно, что часто сами ученики оказываются не правы. Но ведь правозащитные приемные для того и существуют, чтобы разбираться в этом.

Вот одна из учительниц и обратилась туда со своей проблемой. А проблема в том, что один ученик не дает ей жить спокойно. Причем не только в школе, но и дома.

В школе он мешает вести урок, выкрикивает с места, ходит по классу и все такое.

А когда она дома, то он каждый вечер звонит ей и угрожает.

Учительница эта очень спокойная, и страшно не любит конфликтов. Сделать она ничего не может, потому что за этого парня весь класс стоит горой.

С такими проблемами правозащитники еще не сталкивались, но утверждают, что непременно помогут учительнице.

* * *

 

Тяжелая доля вахтера

В правозащитную приемную одной из школ города обратилась вахтерша. Ее проблема заключается в том, что ее рабочий день почти в два раза больше нормы. Она уже не раз ругалась с завхозом. За то, что она дополнительно тусуется в школе, денег не платят. Ну что она, виновата, что ее сменщица уволилась.

Несколько раз она пыталась отпроситься, но ее не отпускают, постоянно придумывая все новые и новые отговорки. И получается, что бедная вахтерша около 12 часов проводит в школе.

И это правильно?…

* * * 

нарушения

Самодур

Шел урок, но учиться никому не хотелось. Двое парней разговаривали на уроке, причем не телепатически, а открыто, вслух. Непонятно каким образом, но это услышал учитель и, рассвирепев, выгнал их с урока. Напоследок добавил, чтобы больше они к нему не приходили. Да вот только вместо того, чтобы ставить «н» поставил им «двойки».

Ну, такое прощают только лохи, и парни побежали в правозащитную приемную. Ведь из-за этих двоек не видать им хороших оценок по предмету.

Правозащитники говорили учителю, что устав школы запрещает подобный беспредел. Но тот сказал, что он плевал на устав школы, директора, администрацию, и вообще на всех.

Ну, разбираться с нелояльными гражданами не входит в обязанности правозащитников. Надеемся, что конфликт будет улажен.

* * *

 опрос

Обязанности есть, а права?

 У ребенка есть обязанности. Это безусловно. И об этом все знают и широко пользуются этим. А есть ли у него права? Этот вопрос мы задавали ученикам и учителям петрозаводских школ.

Валентина Васильевна, учитель иностранного языка.

Права ребенка? Да-да, что-то слышала. Есть какие-то законы, конвенции, но ведь это все несерьезно. Нельзя давать детям права, а то они совсем обнаглеют.

Алиса, 11 класс.

Да, есть. В России принята конвенция по правам ребенка, и о них говорится в законе об образовании.

Василий Яковлевич, учитель трудов.

Да какие у вас могут быть права! Вам только дай волю, вы и нами руководить будете! Сначала сопли вытрите, а потом и о правах разговаривайте!

Миша, 7 класс.

Не, прав у нас точно нету. Зато есть законы.

Ольга Владимировна, учитель информатики.

Да, у детей есть право на самовыражение, право на детство, и еще какие-то.

Юра, 11 класс.

Ну, учитель не может читать записки перед всеми, оскорблять, унижать и ставить «двояк» не за работу.

Мария Витальевна, учитель права.

У учеников есть права. Они написаны в конвенции по правам ребенка и в законе об образовании.

Вика, 10 класс.

А разве права и обязанности - не одно и то же?

* * *

 головная боль

Насильник или святоша?

 В правозащитную приемную одной из школ города «П» обратилась девочка из 7 класса. По ее словам, в школе есть один мальчик, который не дает ей проходу. Например, в конце урока он постоянно ждет ее у кабинета с новой обоймой нецензурных слов. Или, например, ударит ее, а после даже не думает извиниться.

Семиклассница просила, чтобы правозащитная комиссия поговорила с ним. Они так и сделали. Вот что вышло.

По словам этого парня, эта девочка на каждой перемене его, бедного, обзывает, бьет книгой по голове, ну и все прочее. А он сам, святоша, никогда к ней не лез.

Кто из них врет, а главное - зачем? Это – новая головная боль правозащитников школы.

P.S. А может, это любовь?

 * * *

 прикол

Не всегда учителя побеждают в словесной дуэли. В одной из школ, ругаясь на нерадивых учеников, молодая учительница сказала:

- Да, в конце - концов, какое вы имеете право так со мной разговаривать! Учитель я вам или девочка с улицы?

- Наталья Викторовна, - улыбаясь, сказал один из учеников, - а мы-то откуда знаем?

 * * *

Редакция газеты «Школа-территория закона» поздравляет читателей с прошедшим Новым годом и вместе с ними жалеет о конце каникул и праздников.

Но не стоит расстраиваться, ведь 24 января будет еще один Новый год, правда, по Китайскому календарю. Отпразднуем!

 * * *

Школа-территория закона

№ 4, январь 2001

Главный редактор: Никита Филатов

 

Проект осуществляется при поддержке благотворительного фонда "Точка опоры". 


Вернуться к содержанию странички          Вернуться в ГШСя