Вернуться к содержанию странички          Вернуться в Городской школьный совет


Школа - территория закона
Вестник правозащитного проекта городского школьного самоуправления
№ 3, декабрь 2000 г.
 
НОВОСТИ

Новые правозащитные приемные открылись в 20 и 27 школах, и у них уже есть посетители. Ну, как приемная открывалась в 20 школе, мы не знаем, а вот в 27… Нет, про это лучше не рассказывать.

***

Ученица опоздала на урок - у всех бывает. Но училка почему-то  заявила, что бедная девушка для нее не существует и поставила в журнал “н”. Ученица эта, между прочим, написала на уроке самостоятельную работу. Теперь в журнале стоит и «н», и оценка!!! Правозащитная комиссия школы не знает: плакать, смеяться или...

***

В приемную одной из школ пришла учительница и попросила повлиять на слабый класс. Как? Ну, для начала объяснить им, что они обязаны учиться.

***

Не во всех школах и классах знают про правозащитные приемные. Так, учительница пригласила правозащитников выступить перед 6 классом, который замучил ее вопросами, типа: «А что там за табличка на двери висит? На ней еще написано «Правозащитная приемная»?»

***

Правозащитный проект налаживает контакты с Молодежным правозащитным союзом. Уже есть некоторые результаты. Так, этот союз готов предоставлять юридические консультации правозащитникам и читать лекции на правозащитную тему.

***

Тяжело нашим учителям. В школе N правозащитной приемной еще нет, но к активистам уже начинают обращаться униженные и оскорбленные. Ученица пришла на урок в бандане, а учительница, сочтя этот вид неприличным, выгнала ее из класса, сказав, что больше она не будет проверять ее работы и пускать ее на уроки.

Теперь активисты еще не созданной правозащитной приемной ломают голову над тем, кто же виноват. А правда, может у той банданщицы волосы дыбом стояли (ну, вроде как после того, как 220 В шибанет)? Если так, то какой вид был бы более неприличным?

***

В некоторых школах приемные набирают авторитет. Туда, например, жалуются не только учителя и ученики, а даже уборщицы. Одна, например, пожаловалась на пятиклассника, который пачкает только что вымытый пол, ругается матом на нее, учителей и учеников и вообще ведет себя как Жириновский в Думе.

***

 ПРАВОЗАЩИТНАЯ СЕССИЯ

В воскресенье, 26 ноября, в Детско-Юношеском центре, что на Петрова 7Б, проходила очередная правозащитная сессия. Основной темой для разговора были, как всегда, «бесконечные и наглые наезды учителей на учеников». Этот вопрос, кто же прав - тот, кто наезжает, то бишь учитель, или тот, на кого идут наезды, в смысле, ученик, затрагивает все школы (ну, по крайней мере из тех, кто был на этой сессии).

Поделившись своими проблемами, господа правозащитники стали обсуждать, как их справедливее решить, при этом не вылетев из школы. Дело это сложное и неблагодарное. Почему?

Просто многие учителя учат по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». Так учились они, так их учили учить. А вот соблюдать права детей их никто не учил. А мы-то удивляемся, почему же до сих пор мы не можем создать правовое государство. Да ведь все с малого начинается. Ученик, которого унижали в школе, будет унижать своих подчиненных на работе. Нет! Хватит! Нам нужен новый принцип: «Сильнее тот, кто прав!».

Целью правозащитных приемных как раз и является решение этих проблем мирным путем. Ну, а если это не удается, тогда свои права нужно защищать. Уже не в администрации школы, а в администрации города, прокуратуре, суде и газетах.

RAVEN

 ***

ИМ ПРИДЁТСЯ СОЗДАТЬ ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ!

30 ноября прошла очередная, седьмая по счету, сессия Городского Школьного совета - ГШС. На ней присутствовали депутаты от 10 школ нашего города. Если учесть, что в ГШС сейчас избрано 12 депутатов, то явку можно считать вполне приличной.

Вопросы, которые обсуждались на сессии, заставили школьных депутатов серьёзно помозговать. Ещё бы: некоторые пункты повестки дня  даже выговорить сложно. Вот попробуйте: «О Положении о муниципальном реестре негосударственных организаций, имеющих право ведения деятельности с участием несовершеннолетних на территории муниципальных учреждений и предприятий». Во как! И поди разберись, что всё это значит!

Реестр, э-э-э-э-э-э-э-э-э...Так и не поняли бы депутаты, что это за реестр такой. Но на трибуну вышел председатель правозащитной комиссии ГШС Виктор Сак  и всё объяснил. Оказывается, ещё на 5 сессии ГШС говорили о том, что некоторые «нехорошие» организации, типа сект и тому подобного, приходят в школу, просят разрешение провести какую-нибудь полезную лекцию, например, о вреде курения, и получив его, творят что хотят. А хотят они одного - «завербовать» к себе как можно больше народу.

ГШС предлагает не пускать в школу кого попало. Для этого и нужно, чтобы в городе появился тот самый Реестр. Директору будет достаточно посмотреть в этот реестр, и если организация там есть, он может смело разрешить ей работать с школьниками. А вот если там ее нет, то скорее всего, эта организация либо секта, либо что-нибудь похуже.

За это решение не проголосовала только одна школа. Эта была Школа Искусств, представитель которой заявила, что она в этом «не рубит» и поэтому не имеет права голосовать.

Уже не в первый раз на сессии обсуждали вопрос о поддержке ученического самоуправления. Дело в том, что в некоторых школах администрация не помогает, а то и препятствует созданию школьного совета. А иногда школа везде заявляет, что у неё есть так называемый «актив», но он полностью пассивен.

И вообще, в городе – 43 школы. Из них без натяжки участвуют в работе городского школьного самоуправления отсилы 15. Положение о школьном совете, которое даёт совету ученического самоуправления школы реальные права, подписали только 4 директора. Похоже, что директора школ так считают: «Ну, есть какой-то там Городской школьный совет и есть, мне-то что?», совершенно при этом не заботясь о престиже своего учебного заведения.

Активнее всего сейчас развиваются правозащитные приемные Они работают уже в 7 школах. Но многие педагоги начинают «цепляться» по мелочам к активистам, которые защищают права школьников. Чтобы школьное самоуправление не «задавили», ему нужна сильная защита со стороны городских властей.

Защищать свои права нужно вот так! Вот так!На сессии ГШС присутствовал мэр города А.Ю.Дёмин. Так вот, в своем выступлении он сказал, что нужно провести выборы депутатов ГШС во всех школах, где это еще не сделано. Причём он за то, чтобы сделать это одновременно. «Я объявлю выборы во всех школах. Назовите только дату!». Звучит оптимистично, тем более, что, если все это будет, директора школ уже не отмахнутся от создания Школьных советов.

Сессия ГШС предложила мэру подписать специальное Постановление о поддержке городского школьного самоуправления. Что из этого получится - расскажем в январе.

И еще депутаты внесли маленькое, но «архиважное» изменение в Положение о Городском школьном совете. Теперь если депутат от школы не участвует в работе городского школьного совета более 2 месяцев, то ГШС имеет право лишить его своих полномочий. А школа останется без депутата, пока не изберёт нового.

Так что, депутаты, не забывайте дорогу в ГШС!

***

 школьный совет – это «могучая кучка»

Так считает директор школы № 34

 Не секрет, что в одних школах самоуправление развивается лучше, а в других - хуже. Так вот, в 34 школе оно идет прямо-таки семимильными шагами. Во многом - благодаря абсолютной поддержке администрации. Мне стало интересно, для чего все это администрации надо, и я взяла интервью у директора 34 школы, Натальи Петровны Антоновой.

-  Наталья Петровна, является ли школьный совет первым органом самоуправления, или у него были предшественники?

-  Конечно, были отдельные интересные направления и сильные коллективы. Но так, как сейчас, когда все собрались в единую команду под одним началом и работают вместе, - так еще не было.

-  Почему вы поддержали идею самоуправления в школе? Для чего это вам?

-  Дело в том, что я хочу, чтобы дети стали хозяевами в своей школе.

-  Считаете ли вы, что самоуправление в школах необходимо?

-  Абсолютно! Для успешного обучения должен быть очень тесный контакт между учителями и учениками. Его и создает школьное самоуправление.

-  По-вашему, какие вопросы должен решать Школьный совет?

-  Я думаю, что он должен участвовать в решении практически всех вопросов, которыми занимаются директор и администрация школы.

-  Возможно ли вмешательство Школьного совета в такие сложные вопросы, как кадровая и финансовая политика школы?

-  Мнение совета должно обязательно учитываться, иначе это будет уже не самоуправление.

-  Каким вы хотели бы видеть ученика - депутата Школьного совета?

-  Прежде всего, это должен быть хорошо мыслящий и требовательный к себе человек, который реально работает, а не просто сидит на заседании и «мается дурью».

-  Что вам не нравится в работе Школьного самоуправления, и что нравится?

-  Даже не знаю. Не нравится, наверное, то, что иногда на активистов нападает скука. А нравится то, что в школе стала работать такая штука, как правозащитная комиссия. По-моему, это просто гениальный проект!

-  Считаете ли вы, что Школьные советы должны быть объединены в какое-то единое целое, единую организацию?

-  Обязательно! Я всеми руками «за».

-  Наша школьная жизнь становится все более и более демократичной. Не кажется ли вам, что Школьный совет все-таки должен оглядываться на учителя?

-  Конечно! Школьный совет – это орган для решения тех проблем, которые волнуют и учителей.

-  Школа, как известно, держится на учителе. Что должен сделать Школьный совет, чтобы учителям было легче работать?

-  У школьного совета есть много идей, но пока решить все проблемы не в силах этой «Могучей кучки». Ведь у самих учеников амбиций - «выше крыши».

-  Если в школе возникнет конфликтная ситуация, на чью сторону вы встанете: учителей или Школьного совета?

- Трудный вопрос. Наверное, смотря какой конфликт. Но прежде нужно разобраться, выслушать обе стороны. Если виноват ученик – я потребую извиниться, но этого же я потребую и от учителя, если выяснится, что вина лежит на нем.

-  Должна ли администрация подчиняться решениям Школьного совета?

-  Да. Но для начала нужно воспитать совет так, чтобы в нем работали по-настоящему грамотные, справедливые и честные ребята.

-  Каким вы видите будущее Школьного совета?

-  Чтобы идеи исходили не от учителей, а от самих ребят. Они не должны ждать предложений, как не должны давать нам навязывать им наши идеи. И чтобы их собственные идеи были продуманны и разумны. А вообще, у Школьного совета большое и светлое будущее, и я уверена, что он еще многое сделает для школы.

-  Во многих школах учителя отказываются помогать или даже мешают совету. Что вы думаете об этом?

-  Учителям хочу сказать, чтобы подумали много-много раз, прежде чем делать что-то подобное. Ведь, когда учителя станут работать вместе с школьным советом, им самим же будет легче. А ученикам хочу сказать, чтобы они не сидели сложа руки, а постоянно доказывали администрации, что они могут многое сделать. И делают.

- Будете ли вы в дальнейшем поддерживать школьное самоуправление?

- Естественно! Мне же не безразлично будущее школы!

***

 Расследование

УЧИТЕЛЯ ПРОТИВ

В N-ском лицее вокруг ученического самоуправления сложилась тяжёлая обстановка. Такое ощущение, что учителя просто-напросто ополчились на учеников. Они недовольны тем, что ученики открыли правозащитную приемную и пытаются «совать нос» в управление школой. «Я уже знаю, кто пойдет на меня жаловаться!», - приговаривают учителя на уроках, когда они неправы.

Несколько мероприятий, которые запланировал совет лицея, администрация попросту отменила. Повод смешной: «Мы - лицей, и поэтому нельзя отвлекать ребят от учёбы».

Ученикам эта война не нужна. На неё уходит много сил. Да и учёбе споры с учителями не помогают. Ребята не раз делали попытки всё уладить по-хорошему. Даже хотели провести для учителей что-то вроде лекции, где бы объяснили, что правозащитная приемная – не карательный орган детей, а орган правосудия в школе, что жаловаться туда могут не только ученики, но и сами учителя.

Правозащитники пришли с этим предложением к заму по воспитательной работе. Но зам обрезала: «У учителей и  так работы по горло». Похоже, она просто боится, «как бы чего не вышло».

Директор лицея, наоборот, высказывает ярый энтузиазм, только вот реальной помощи от этого энтузиазма мало. В таком случае непонятно, кто школой-то управляет?

Мысли без повода

«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением».                                                            

      Закон «Об образовании», статья 50.

***

 «ПАРЛАМЕНТ ЮНЕСКО» - что это?

Я учусь в школе № 34, а там происходит много прикольного и интересного. Что именно?

В январе 1986 года наша школа присоединилась к программе ассоциированных школ Юнеско. Получила возможность работать по международным проектам.

За годы работы по проекту школой был накоплен большой опыт в области науки, культуры, образования, международных связей.

Перед школой встал вопрос: как лучше обобщить и конкретизировать накопленный за многие годы материал по проекту. Мы долго не могли определиться в названии уже возникшей организации, думали, может это будет клуб, объединение, ассоциация и вдруг, нечаянно, возникло слово – Парламент. Так оформился Парламент Юнеско – орган детского самоуправления школы, центр международных и побратимских связей, орган, направляющий учебно-воспитательную работу по линии Юнеско.

Приходите к нам в школу - мы готовы поделиться опытом!

***

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ПРОЕКТ

Каждый четверг проходит собрание школьных правозащитников города. Приходят туда все, кто работает или хочет работать в правозащитных приёмных. Они обсуждают те дела, с которыми к ним обратились ребята. Именно с этих собраний наша газета черпает новости и темы для будущих материалов.

Один раз в месяц в Детско-Юношеском центре, что на Петрова 7Б, проходят правозащитные сессии, наШкола - территория закона? Хорошая газета, с картинками... которых учат, какие у нас есть права и как их защищать.

В ближайшем будущем сюжеты о правозащитном проекте будут появляться в новостях ТК «Петронет».

***

Школа – территория закона. № 3, декабрь 2000 г. Главный редактор – Никита Филатов.

Проект осуществляется при поддержке благотворительного фонда "Точка опоры". 

Мэр читает нашу газету. А ты?    


Вернуться к содержанию странички          Вернуться в Городской школьный совет