Вернуться к Декаде Крапивина Вернуться к содержанию раздела Вернуться к содержанию странички
Опубликовано в газете "Губерния"
Владислав Крапивин
к своему шестидесятилетнему юбилею так и не
попал в обойму почитаемых и всеохватно-читаемых
“классиков детской литературы”. Слава Богу,
несмотря на несметное количество отечественных
и зарубежных изданий, престижные литературные
премии и даже высокие награды, прижизненная
канонизация Крапивину не грозит. Для ребят из
отряда “Каравелла”, который не разгромили в
годы Великого и могучего только благодаря
отношениям Крапивина с другим Великим и могучим,
знаменитый писатель был не иначе как Славой,
Славкой и Славиком. Вместо того, чтобы в
обстановке торжественной тишины целиком
отдаться писательскому труду, он тридцать с
лишним лет строгал с пацанами мачты для
самодельных яхт, учил держать в руках не только
перо, но и шпагу, верховодил оравой барабанщиков,
писал сценарии для самодельных кинофильмов,
воевал с разного калибра Домуправами... В общем,
был даже не педагогом, а, как теперь говорят,
“социальным спасателем”. Книги, стихи и песни
были как бы между делом. Коллеги по перу ворчали:
мол, чтобы срисовывать с натуры своих героев,
даже отряд себе завел. Но в хрестоматию-то
Крапивин не влезает не из-за неклассического
своего образа жизни, и даже не из-за свердловской
прописки, которую не поменял на московскую. Он
похож на бардов, которые всю жизнь гребут своими
гитарами-веслами и бросают нам песни-соломинки, а
восход черного диска сольной пластинки
наблюдают лишь под закат. Книжка Крапивина для
многих ребят и взрослых - не “учитель жизни”, не
“кладезь мудрости”, а единственный Парус, без
которого - не выплыть. А все, что близко, уже
нехрестоматийно - по определению.
Вы думаете, современные
подростки другие, с иными идеалами, нежели дети
семидесятых? Используйте страницы Крапивина как
лакмусовую бумажку. Окажется, что, читая
“Оруженосца Кашку” или “Трое с площади
карронад”, написанных задолго до их рождения,
школьники конца девяностых говорят: “Это про
нас, про таких же ребят, как мы”. Эффект узнавания
срабатывает без-отказно, и не мешают приметы
времени: пионерские галстуки и сборы, кассы в
троллейбусах, в которые - помните? - сам кидаешь
монетку и откручиваешь билетную ленту. Только
некоторое удивление: “А что, можно было
открутить билетик, даже если монетку не бросишь?
А почему все так не делали?”
Мир детей не сильно изменился,
чего не скажешь о мире взрослых. Взрослые,
разочарованные в себе, в стране, в прежних
идеалах, становятся такими, какими, как им
кажется, они лучше смогут пройти через сито
сегодняшнего «естественного отбора». И, как и во
все времена, пытаются лепить детей по своему
образу и подобию, втягивая во взрослую борьбу за
выживание. «Мир, войной разгоряченный, стал детей
в огонь бросать,» - жестко, но точно сказано об
этом в одной песенке. Какими будут дети войны,
когда в мире все встанет на свои места?
Неправда, что мир сегодняшних
детей состоит из зарабатывания на «Сникерс»
сдачей бутылок как суррогата жизненного смысла,
из нинзя-черепашек как эрзаца мира культуры, из
тамагочи как удобного в употреблении заменителя
Друга. Не хотят они жить в таком мире, но и не
знают, есть ли другой. Ребята не просто
вчитываются - они вживаются, уходят в мир
крапивинских книг. До такой степени, что просто
не понимают разговоров об авторской фантазии,
мгновенно ощетиниваясь: «Так это что, по-твоему, -
все не по правде?». С крапивинских книжек
начинается тоска по Настоящему: настоящему миру,
другу. По настоящему себе. А значит - поиск
дороги.
Крапивин нынче доступен всем
желающим через Интернет. Я поинтересовался у
Командора, много ли ребят приходило в
«Каравеллу» именно благодаря знакомству с его
книгами. Он ответил, что не менее половины.
Книгами-проводниками, по словам Крапивина,
оказались «Мальчик со шпагой», «Журавленок и
молнии», «Колыбельная для брата» и другие
произведения, рассказывающие о ребячьем
товариществе.
Помните, в «Колыбельной для
брата» мальчишка случайно оставляет отпечаток
ладошки, испачканной в масляной краске, на парусе
для самодельного суденышка? Отпечаток
подкрасили, и поплыла яхта, на парусах которой -
ладошка в солнечном кругу. На зеленом флаге
Юниорского Союза «Дорога», который задумал
провести в Петрозаводске Декаду Крапивина, белые
отпечатки ребячьих ладошек - не случайно.
Декада не имеет ничего общего с
чествованием писателя: она проводится не для
того, чтобы сделать Крапивину приятное. Она - для
наших ребят, которым так сильно могут помочь
паруса-листы крапивинских книг.
Вернуться к Декаде Крапивина Вернуться к содержанию раздела Вернуться к содержанию странички