ПРОГРАММА «ПЯТИКЛАССНИК»
Целью программы является
ознакомление учащихся пятых классов с детской
общественной организацией Юниорский Союз
«Дорога», привлечение пятиклассников к
коллективной деятельности, подготовка
пятиклассников к участию в работе Юниорского
Союза «Дорога».
Программа проводится на базе
общеобразовательной школы в период с марта по
июнь 1998 г.
Организаторы программы - члены и участники
Юниорского Союза «Дорога» - ребята и взрослые
руководители.
Ожидаемые результаты программы: появление у
пятиклассников интереса к детскому движению;
формирование из числа пятиклассников-участников
программы круга ребят, желающих участвовать в
деятельности Юниорского Союза «Дорога»;
создание при юниорских отрядах экипажей
пятиклассников и организация их участия в
программах Союза.
Условия реализации: предоставление помещения
для проведения сборов в соответствии с планом
программы, содействие классных руководителей
пятых классов в привлечении ребят к участию в
программе.
Обоснование программы:
Одной из составляющих образовательного
процесса является социализация детей и
подростков. Наряду с обеспечением базового и
дополнительного образования, развитием
творческих способностей, организацией досуга и
отдыха, не менее важным следует признать
создание поля социального творчества, наличие
которого позволяет решать задачи формирования у
подростков аппарата самореализации в
современном социуме и освоения ими
социально-одобряемых ценностных ориентаций.
Задаче социализации, возлагавшейся ранее
главным образом на Пионерскую организацию и
ВЛКСМ, в настоящее время не уделяется
достаточного внимания. В городе действует
несколько детских и молодежных организаций,
однако ими охвачен лишь относительно небольшой
круг участников, что не позволяет им ощутимо
влиять на происходящие в подростковой среде
процессы. Отсутствие в последние несколько лет
должным образом организованной работы по
социализации школьников влечет за собой
серьезные последствия: дезориентацию молодых
людей в условиях быстро меняющегося социума
(неумение проектировать и организовывать
самостоятельную деятельность, строить
коммуникацию с партнерами по деятельности, найти
применение накопленным знаниям и умениям в
изменившихся условиях), вытеснение из
подростковой субкультуры социально-позитивных
моделей поведения, размывание границ этической
нормы.
Очевидно, что привлечение детей и подростков
к деятельности детских общественных объединений
является одним из наиболее действенных способов
их воспитания как будущих граждан общества.
Однако, при возникшем в настоящее время в
образовательном пространстве перекосе в сторону
пассивного участия школьников в процессе
воспитания (дети чаще являются объектом
воспитательного воздействия педагогов, чем
участвуют в процессе самовоспитания через
организацию коллективной деятельности),
требуется определенная подготовка школьников к
участию в детском движении. Без такой подготовки,
предполагающей овладение детьми навыками
коллективного взаимодействия в младшем
подростковом возрасте, их вхождение в детские
общественные объединения, как правило,
затруднено.
Программой предусматривается привлечение
младших подростков - пятиклассников к
коллективным формам активности на основе
интереса к предлагаемым делам.
Этапы программы:
1 этап. Март 1998 г. Организация знакомства
пятиклассников с Юниорским Союзом «Дорога».
В начале марта проводится игра-знакомство
пятиклассников с Юниорским Союзом «Дорога»
(участвуют классы во главе с классными
руководителями - для обеспечения максимальной
явки).
В течении марта месяца еженедельно
проводятся «Дни пятиклассника», участие в
которых пятиклассники принимают на добровольной
основе. В ходе «Дней пятиклассника» ребята в
составе временных групп, возглавляемых
участниками и членами Союза, участвуют в
мероприятиях, отражающих различные направления
деятельности Союза, знакомятся с правилами
организации. Успехи, достигнутые в ходе участия в
«Днях пятиклассника», фиксируются командирами
групп в личных маршрутных листах участников.
В завершение первого этапа проводится
игра-соревнование между группами
пятиклассников, участвовавших в первом этапе
программы, из различных школ. Игра проводится в
лесу в выходной день. Команды участников
формируются из пятиклассников, набравших
наибольшее количество баллов в ходе «Дней
пятиклассника».
2 этап. Весенние каникулы - четвертая
четверть. Создание экипажей пятиклассников при
юниорских отрядах.
На весенних каникулах проводится двухдневный
выездной сбор, в котором принимают участие
пятиклассники, добившиеся наибольших успехов в
ходе первого этапа программы. Целью сбора
является формирование ядра коллективов экипажей
пятиклассников в ходе участия в различных видах
коллективно-групповой деятельности.
В течении четвертой четверти вокруг
основного состава, принимавшего участие в
весеннем сборе, формируется экипаж
пятиклассников, работающий по программе
подготовки к летнему лагерю и привлекаемый к
участию в отдельных акциях Союза. Командирами
экипажей пятиклассников являются участники
Союза-ребята.
3 этап. Июнь 1998 г. Участие пятиклассников в
летних юниорских лагерях.
В июне проводится “Учебный лагерь”
участников экипажей пятиклассников (7-10 дней),
целью которого является обучение участников
правилам жизни на природе, самообслуживанию в
условиях лагеря, навыкам трудовой деятельности,
а также дальнейшее формирование коллективов
экипажей. По итогам лагеря принимается решение о
возможности участия пятиклассников в других
летних юниорских лагерях - в индивидуальном
порядке.
Последействие программы. С нового учебного года пятиклассники, успешно участвовавшие в программе, приглашаются войти в юниорские отряды и впоследствии стать участниками Союза.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
План проведения мероприятий 1 этапа программы
1. Игра-знакомство: игра-соревнование по
станциям (игровая, туристическая, песенная,
спортивная и др.), знакомство с программой.
2. Дни пятиклассника. На первой неделе: игра в
помещении, “знакомство с туризмом”, игра на
улице “Невод”, творческое дело “Фестиваль
рекламных фильмов” (реклама “Хартии” Союза). На
второй неделе: спортивная игра “Тест на
взаимодействие”, знакомство с песней (ЛЭП),
творческое дело “Фестиваль дружбы народов”. На
третей неделе: трудовой десант, ЛЭП, игра в
помещении, подведение итогов дней пятиклассника.
3. Игра-соревнование команд школ-участников
программы в лесу: игра-соревнование по станциям,
игра на местности, подготовка к весеннему сбору.