Вернуться к содержанию раздела                Вернуться к содержанию странички


ПРОГРАММА «ПЯТИКЛАССНИК»

 Целью программы является ознакомление учащихся пятых классов с детской общественной организацией Юниорский Союз «Дорога», привлечение пятиклассников к коллективной деятельности, подготовка пятиклассников к участию в работе Юниорского Союза «Дорога».
 Программа проводится на базе общеобразовательной школы в период с марта по июнь 1998 г.
 Организаторы программы - члены и участники Юниорского Союза «Дорога» - ребята и взрослые руководители.
 Ожидаемые результаты программы: появление у пятиклассников интереса к детскому движению; формирование из числа пятиклассников-участников программы круга ребят, желающих участвовать в деятельности Юниорского Союза «Дорога»; создание при юниорских отрядах экипажей пятиклассников и организация их участия в программах Союза.
 Условия реализации: предоставление помещения для проведения сборов в соответствии с планом программы, содействие классных руководителей пятых классов в привлечении ребят к участию в программе.
 
 Обоснование программы:

 Одной из составляющих образовательного процесса является социализация детей и подростков. Наряду с обеспечением базового и дополнительного образования, развитием творческих способностей, организацией досуга и отдыха, не менее важным следует признать создание поля социального творчества, наличие которого позволяет решать задачи формирования у подростков аппарата самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых ценностных ориентаций. Задаче социализации, возлагавшейся ранее главным образом на Пионерскую организацию и ВЛКСМ, в настоящее время не уделяется достаточного внимания. В городе действует несколько детских и молодежных организаций, однако ими охвачен лишь относительно небольшой круг участников, что не позволяет им ощутимо влиять на происходящие в подростковой среде процессы. Отсутствие в последние несколько лет должным образом организованной работы по социализации школьников влечет за собой серьезные последствия: дезориентацию молодых людей в условиях быстро меняющегося социума (неумение проектировать и организовывать самостоятельную деятельность, строить коммуникацию с партнерами по деятельности, найти применение накопленным знаниям и умениям в изменившихся условиях), вытеснение из подростковой субкультуры социально-позитивных моделей поведения, размывание границ этической нормы.
 Очевидно, что привлечение детей и подростков к деятельности детских общественных объединений является одним из наиболее действенных способов их воспитания как будущих граждан общества. Однако, при возникшем в настоящее время в образовательном пространстве перекосе в сторону пассивного участия школьников в процессе воспитания (дети чаще являются объектом воспитательного воздействия педагогов, чем участвуют в процессе самовоспитания через организацию коллективной деятельности), требуется определенная подготовка школьников к участию в детском движении. Без такой подготовки, предполагающей овладение детьми навыками коллективного взаимодействия в младшем подростковом возрасте, их вхождение в детские общественные объединения, как правило, затруднено.
 Программой предусматривается привлечение младших подростков - пятиклассников к коллективным формам активности на основе интереса к предлагаемым делам.

 Этапы программы:

 1 этап. Март 1998 г. Организация знакомства пятиклассников с Юниорским Союзом «Дорога».
 В начале марта проводится игра-знакомство пятиклассников с Юниорским Союзом «Дорога» (участвуют классы во главе с классными руководителями - для обеспечения максимальной явки).
 В течении марта месяца еженедельно проводятся «Дни пятиклассника», участие в которых пятиклассники принимают на добровольной основе. В ходе «Дней пятиклассника» ребята в составе временных групп, возглавляемых участниками и членами Союза, участвуют в мероприятиях, отражающих различные направления деятельности Союза, знакомятся с правилами организации. Успехи, достигнутые в ходе участия в «Днях пятиклассника», фиксируются командирами групп в личных маршрутных листах участников.
 В завершение первого этапа проводится игра-соревнование между группами пятиклассников, участвовавших в первом этапе программы, из различных школ. Игра проводится в лесу в выходной день. Команды участников формируются из пятиклассников, набравших наибольшее количество баллов в ходе «Дней пятиклассника».

 2 этап. Весенние каникулы - четвертая четверть. Создание экипажей пятиклассников при юниорских отрядах.
 На весенних каникулах проводится двухдневный выездной сбор, в котором принимают участие пятиклассники, добившиеся наибольших успехов в ходе первого этапа программы. Целью сбора является формирование ядра коллективов экипажей пятиклассников в ходе участия в различных видах коллективно-групповой деятельности.
 В течении четвертой четверти вокруг основного состава, принимавшего участие в весеннем сборе, формируется экипаж пятиклассников, работающий по программе подготовки к летнему лагерю и привлекаемый к участию в отдельных акциях Союза. Командирами экипажей пятиклассников являются участники Союза-ребята.
 
 3 этап. Июнь 1998 г. Участие пятиклассников в летних юниорских лагерях.
 В июне проводится “Учебный лагерь” участников экипажей пятиклассников (7-10 дней), целью которого является обучение участников правилам жизни на природе, самообслуживанию в условиях лагеря, навыкам трудовой деятельности, а также дальнейшее формирование коллективов экипажей. По итогам лагеря принимается решение о возможности участия пятиклассников в других летних юниорских лагерях - в индивидуальном порядке.

 Последействие программы. С нового учебного года пятиклассники, успешно участвовавшие в программе, приглашаются войти в юниорские отряды и впоследствии стать участниками Союза.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План проведения мероприятий 1 этапа программы

1. Игра-знакомство: игра-соревнование по станциям (игровая, туристическая, песенная, спортивная и др.), знакомство с программой.
2. Дни пятиклассника. На первой неделе: игра в помещении, “знакомство с туризмом”, игра на улице “Невод”, творческое дело “Фестиваль рекламных фильмов” (реклама “Хартии” Союза). На второй неделе: спортивная игра “Тест на взаимодействие”, знакомство с песней (ЛЭП), творческое дело “Фестиваль дружбы народов”. На третей неделе: трудовой десант, ЛЭП, игра в помещении, подведение итогов дней пятиклассника.
3. Игра-соревнование команд школ-участников программы в лесу: игра-соревнование по станциям, игра на местности, подготовка к весеннему сбору.


Вернуться к содержанию раздела                Вернуться к содержанию странички